Транспортное средство высокой проходимости

 

Решение относится к транспортному машиностроению. Предложено в транспортном средстве высокой проходимости, содержащем кузов, ротороно-винтовой движитель, установленный в опорах рамы и имеющий упруго-вязкую подвеску роторов с пружинами и амортизаторами, последние установить соосно и неподвижно закрепить на раме машины в муфтах, установленных на неподвижном валу, несущем электродвигатели и волновые редукторы, которые через втулку жестко соединены с ротором и к втулкам присоединена трапецеидальную систему тяг, шарнирно закрепленных на элементах рамы. Под кузовом могут быть дополнительно установлены гидравлические виброопоры. Технический результат - снижение вибрации за счет увеличения хода подвески и снижения поперечно-угловых и продольно-угловых колебаний кузова машины. 1 с., 2 з.п. ф-лы, 2 илл.

Решение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к машинам высокой проходимости, предназначенным для работы на болотах, снежной целине т.п.

Известно транспортное средство с шнековым движителем в виде винтового ротора, установленного в неподвижных опорах корпуса транспортного средства, у которого соединение винтового ротора с приводным валом выполнено в виде скользящей шлицевой пары, а между ротором и каждой из опор установлен осевой упругий элемент (авт.свид. СССР 901141, B62D 57/00, B60F 3/00, 1982 г.).

Недостатком этого устройства является отсутствие конструктивных элементов, снижающих поперечно-угловые и продольно-угловые колебания кузова роторно-винтовых машин.

В качестве прототипа принято транспортное средство высокой проходимости (патент РФ 15185, В62Д 57/00, B60F 3/00, опубл. 27.09.2000 г.), содержащее роторно-винтовой движитель, установленный в опорах рамы, опоры выполнены в виде упругой (упруго-вязкой) подвески, включающей продольные и поперечные тяги, упругие элементы в виде винтовой пружины и амортизаторы, при этом тяги и амортизаторы шарнирно укреплены на втулках роторов и непосредственно к раме машины, а упругие элементы установлены в опорных чашах на втулках роторов.

Известное решение имеет следующие недостатки.

Система тяг и цепной привод роторов не позволяет осуществить достаточный ход подвески, и обеспечить достаточное снижение поперечно-угловых и продольно-угловых колебаний кузова машины, в результате не достигается комфортное состояние экипажа и пассажиров, кроме того, толчки и удары отрицательно сказываются на прочности кузова и узлов машины.

Эти недостатки устраняются предлагаемым решением.

Ставится задача повышения комфортности для экипажа и пассажиров.

Технический результат - снижение вибрации за счет увеличения хода подвески и снижения поперечно-угловых и продольно-угловых колебаний кузова машины.

Этот технический результат достигается тем, что в транспортном средстве высокой проходимости, содержащем кузов, роторно-винтовой движитель, установленный в опорах рамы и имеющий упорно-вязкую подвеску роторов с пружинами и амортизаторами, амортизаторы и пружины упруго-вязкой подвески установлены соосно и неподвижно закреплены на раме машины и муфтах, установленных на неподвижном валу, несущем электродвигатели и волновые редукторы, последние через втулку жестко соединены с ротором, и к втулкам присоединена трапецеидальная система тяг, шарнирно закрепленных на элементах рамы; под кузовом на раме установлены гидравлические виброопоры.

Машина не имеет механической передачи вращения от электродвигателя к роторам, поэтому уровень хода подвески зависит лишь от размеров упруго-вязкой подвески и системы тяг.

Предлагаемое транспортное средство высокой проходимости приведено на чертежах: на фиг.1 - общий вид, на фиг.2 - упруго-вязкая подвеска и включает следующие элементы:

1 - кузов,

2 - двигатель внутреннего сгорания (ДВС),

3 - генератор для преобразования энергии в электрическую,

4 - гидравлическая виброопора,

5 - роторно-винтовой движитель,

6 - неподвижный вал,

7 - электродвигатель,

8 - волновой редуктор,

9 - втулка,

10 - рама,

11 - тяги,

12 - упруго-вязкая подвеска,

13 - амортизатор (гидроамортизатор)

14 - пружина,

15 - муфта,

16 - элемент рамы.

Роторно-винтовой движитель 5 установлен в опорах рамы 10 и имеет упруго-вязкую подвеску 12 роторов с пружинами 14 и амортизаторами 13 (гидроамортизаторы). Амортизаторы 13 и пружины 14 упруго-вязкой подвески установлены соосно и неподвижно закреплены на раме 10 машины и муфтах 15, установленных на неподвижном валу 6. На валу 6 установлены так же электродвигатели 7 и волновые редукторы 8. Волновые редукторы через втулки 9 жестко соединены с ротором и к ним присоединена трапецеидальная система тяг 11, шарнирно закрепленных на элементах 16 рамы 10. Под кузовом 1 на раме 10 могут быть дополнительно установлены гидравлические виброопоры 4.

Транспортное средство высокой проходимости работает следующим образом.

ДВС 2 машины продуцирует механическую энергию, а в генераторе 3 она преобразуется в электрическую энергию. Электроэнергия передается на электродвигатели 7 которые вращают волновые редукторы 8. Валы волновых редукторов 8 жестко скреплены с втулками 9 и роторно-винтовых движителей 5. При перемещении машины за счет вращения роторно-винтовых движителей 5 и наезде на неровности трассы происходит сжатие упруго-вязкой подвески 12, срабатывают амортизаторы 13 на сжатие, затем пружина 14 заставляет амортизаторы 13 срабатывать на растяжение. Происходит смягчение ударов, передаваемых на кузов 1 машины. Таким образом, рама 10 машины, соединенная с роторно-винтовыми движителями 5 через упруго-вязкую подвеску 12 и через трапецеидальную систему тяг 11, шарнирно соединенных с выступающими элементами 16 рамы 10, обеспечивается касание машины и снижение уровня колебаний машины, а так как машина не имеет механической передачи вращения от электродвигателя 7 к роторам, то уровень хода подвески зависит лишь от размеров упруго-вязкой подвески 12 и системы тяги 11.

Анализ показывает, что решение соответствует критерию новизны, а стендовые испытания подтверждают его промышленную применимость.

1. Транспортное средство высокой проходимости, содержащее кузов, роторно-винтовой движитель, установленный в опорах рамы и имеющий упруго-вязкую подвеску роторов с пружинами и амортизаторами, отличающееся тем, что амортизаторы и пружины упруго-вязкой подвески установлены соосно и неподвижно закреплены на раме машины и муфтах, установленных на неподвижном валу, несущем электродвигатели и волновые редукторы, последние через втулку жестко соединены с ротором, и к втулкам присоединена трапецеидальная система тяг, шарнирно закрепленных на элементах рамы.

2. Транспортное средство высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что под кузовом на раме установлены гидравлические виброопоры.



 

Наверх