Отсечной клапан

 

Полезная модель относится к трубопроводной арматуре, а именно, к отсечным клапанам и предназначена для прерывания потока в случае возникновения аварийной ситуации, например, взрыва. Отсечной клапан содержит кожух с фланцевыми соединениями, размещенную в кожухе золотниковую пару и пневмопривод. Золотниковая пара выполнена в виде двух надетых друг на друга неподвижного внутреннего и подвижного внешнего стаканов с ответными отверстиями в стенках. Пневмопривод закреплен на кожухе клапана со стороны днища подвижного стакана и снабжен качающимся рычагом. Указанный рычаг соединен с шейкой коленчатого вала. Ось вращения коленчатого вала закреплена в осевой плоскости клапана перпендикулярно качающемуся рычагу. Пневмопривод взаимодействует с центральным упором, выполненным на днище подвижного стакана, посредством указанной шейки коленчатого вала. Полезная модель позволяет упростить конструкцию при повышении надежности срабатывания клапана. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к трубопроводной арматуре, а именно, к отсечным клапанам и предназначена для прерывания потока в случае возникновения аварийной ситуации, например, взрыва.

Из уровня техники известен отсечной клапан, содержащий кожух с фланцевыми соединениями, размещенную в кожухе золотниковую пару в виде двух надетых друг на друга неподвижного внутреннего и подвижного внешнего стаканов с ответными отверстиями в стенках и пневмопривод, взаимодействующий с подвижным стаканом (см. патент RU 2379568, кл. F16K 17/22, опубл. 20.01.2010). Недостатками известного устройства являются сложность изготовления и высокая вероятность заклинивания мелких деталей.

Задачей полезной модели является устранение указанных недостатков. Технический результат заключается в упрощении конструкции при повышении надежности срабатывания. Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в отсечном клапане, содержащем кожух с фланцевыми соединениями, размещенную в кожухе золотниковую пару в виде двух надетых друг на друга неподвижного внутреннего и подвижного внешнего стаканов с ответными отверстиями в стенках и пневмопривод, взаимодействующий с подвижным стаканом, пневмопривод закреплен на кожухе клапана со стороны днища подвижного стакана, снабжен качающимся рычагом, соединенным с шейкой коленчатого вала, ось вращения которого закреплена в осевой плоскости клапана перпендикулярно качающемуся рычагу, и посредством указанной шейки коленчатого вала взаимодействует с центральным упором, выполненным на днище подвижного стакана. Ось вращения коленчатого вала предпочтительно через обгонную муфту соединена с валом мотор-редуктора, снабженного датчиком положения. Пневмопривод может быть выполнен в виде пневмомускула.

На фиг.1 представлено осевое сечение предлагаемого отсечного клапана;

На фиг.2 - поперечное сечение А-А по фиг.1.

Предлагаемый отсечной клапан заключен в кожух 1, снабженный фланцевыми соединениями 2 и 3 для прикрепления к патрубкам воздуховода. В кожухе 1 размещена золотниковая пара в виде двух смазанных консистентной смазкой и надетых друг на друга неподвижного внутреннего стакана 4 и подвижного внешнего стакана 5. Внешний стакан 5 установлен на внутреннем 4 с помощью шаровых опор 6, обеспечивающих их взаимное перемещение. В стенках стаканов 4-5 выполнена поперечные ответные щелевые отверстия 7, общая площадь которых сопоставима с площадью проходного сечения воздуховода. В открытом положении золотниковой пары отверстия 6 совмещены и не препятствуют проходу воздуха, а в закрытом - перекрываются и отсекают воздушный поток. На кожухе 1 клапана со стороны днища подвижного стакана 5 закреплен пневмопривод 8 в виде пневмомускулf, например, конструкции FESTO. Пневмопривод 8 снабжен качающимся рычагом 9, соединенным с шейкой 10 коленчатого вала. Ось вращения 11 коленчатого вала закреплена в подшипниках в осевой плоскости клапана перпендикулярно качающемуся рычагу 9, и через обгонную муфту 12 соединена с валом мотор-редуктора 13, снабженного датчиком положения. Пневмопривод 8 взаимодействует с центральным упором 14, выполненным на днище подвижного стакана 5, посредством шейки 10 коленчатого вала. Открытое положение клапана дополнительно фиксируется магнитом 15, установленным в кожухе 1.

Отсечной клапан работает следующим образом.

В штатном режиме работы клапан открыт: шток пневмопривода 8 втянут, качающийся рычаг 9 и ножки шейки 10 коленчатого вала находятся в вертикальном положении, подвижный стакан 5 прижат потоком воздуха и магнитом 15 к своему крайнему правому (на фиг.1) положению, отверстия 7 совмещены и воздух свободно проходит через золотниковую пару. В случае возникновения аварийной ситуации скачок давления воздействует на пневмопривод 8, вызывая перемещение рычага 9 и, соответственно, шейки 10 коленчатого вала влево. При таком перемещении шейка 10 давит на упор 14 подвижного цилиндра 5, смещая его влево и перекрывая отверстия 7. Благодаря наличию мотор-редуктора 13 возможно также управляемое перемещение шейки 10 в закрытое положение по сигналу от системы управления.

Предлагаемая конструкция клапана проста в изготовлении, поскольку все движущиеся части могут быть смонтированы снаружи через отверстия в кожухе 1. Кроме того, отсутствие мелких деталей и дублирование привода шейки 10 позволяет исключить вероятность заклинивания и выхода из строя отсечного клапана.

1. Отсечной клапан, содержащий кожух с фланцевыми соединениями, размещенную в кожухе золотниковую пару в виде двух надетых друг на друга неподвижного внутреннего и подвижного внешнего стаканов с ответными отверстиями в стенках и пневмопривод, взаимодействующий с подвижным стаканом, отличающийся тем, что пневмопривод закреплен на кожухе клапана со стороны днища подвижного стакана, снабжен качающимся рычагом, соединенным с шейкой коленчатого вала, ось вращения которого закреплена в осевой плоскости клапана перпендикулярно качающемуся рычагу, и посредством указанной шейки коленчатого вала взаимодействует с центральным упором, выполненным на днище подвижного стакана.

2. Отсечной клапан по п.1, отличающийся тем, что ось вращения коленчатого вала через обгонную муфту соединена с валом мотор-редуктора, снабженного датчиком положения.

3. Отсечной клапан по п.1, отличающийся тем, что пневмопривод выполнен в виде пневмомускула.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания

Полезная модель относится к трубопроводной арматуре и предназначено для дисковых клапанов средних и больших размеров
Наверх