Соосный преобразователь движения

 

Полезная модель относится к машиностроению, в частности, к преобразователям движения волнового типа с промежуточными телами качения и может быть использована в качестве редуктора механического привода любых машин. Соосный преобразователь движения содержит корпус (1), волновой генератор (2) с рычагом (3), на консоли которого размещен подшипник качения (4), наружная обойма которого имеет катящуюся связь с промежуточным звеном (5), установленным на сферической опоре (8), систему подвижных рычагов (6), с размещенными в них промежуточными телами качения (9). Ведомое звено (7) преобразователя движения имеет профилированную поверхность в виде круговой периодической по азимуту дорожки качения, постоянно взаимодействующей с промежуточными телами качения (9), которые выполнены в виде радиальных подшипников качения, наружные обоймы которых представляют собой поверхности вращения с выпуклой криволинейной образующей, а внутренняя обойма установлена неподвижно на конце рычага (6), размещенного подвижно в корпусе преобразователя. Заявляемый соосный преобразователь движения конструктивно проще и имеет уменьшенные габаритно-массовые характеристики, что особенно важно, например, при его реализации в качестве компактного редуктора в приводах ручных машин, авиакосмической техники и других приложениях, где обозначенные критерии являются определяющими. 3 ил.

Полезная модель относится к машиностроению, в частности, к преобразователям движения волнового типа с промежуточными телами качения и может быть использована в качестве редуктора механического привода любых машин.

Известны преобразователи движения волнового типа с промежуточными телами качения [1-3], содержащие ведущее и ведомые звенья, связанные соответственно с ведущим и ведомым валами, имеющими соосную схему взаимного расположения. Если в аналоге [1] промежуточные тела имеют шаровую форму и совершают волновое движение относительно элементов стойки (корпуса) и в этом движении имеет место скольжение активных поверхностей со значительными энергетическими потерями, то в аналогах [2] и [3] промежуточные тела исполнены подшипниками качения, расположенными на рычагах, скольжение активных поверхностей исключено и энергетические потери при передаче силового потока минимизированы.

Наиболее близким к заявляемому является соосный преобразователь скорости [2], реализованный по схеме волновой передачи с промежуточными телами качения, содержащий волновой генератор и передающий узел, выполненный в виде звеньев, одно из которых имеет замкнутую профилированную кулачковую поверхность в виде периодической по азимуту дорожки качения, постоянно взаимодействующей с промежуточными телами качения, установленными на рычагах, связанных с волновым генератором и подвижных относительно корпуса, при этом промежуточные тела качения выполнены в виде радиальных подшипников качения, наружная обойма которого представляет собой поверхность вращения с выпуклой криволинейной образующей, а внутренняя обойма установлена неподвижно на конце рычага, размещенного подвижно в корпусе преобразователя.

Общий недостаток преобразователей движения по типу [1-3] состоит в возбуждении волнового движения промежуточных тел ведущим звеном сложной формы, содержащим поверхность косой шайбы, по которой базируется массивный опорный подшипник качения.

Техническим результатом разработки полезной модели является упрощение конструкции ведущего звена - волнового генератора и снижение габаритно-массовых характеристик преобразователя в целом.

Указанные технический результат достигается тем, что соосный преобразователь движения, содержащий волновой генератор и передающий узел, включающий промежуточные тела качения, выполненные в виде радиальных подшипников качения, наружная обойма которых представляет собой поверхность вращения с выпуклой криволинейной образующей, а внутренняя обойма установлена неподвижно на конце рычага, установленного подвижно в корпусе преобразователя, а ведомое звено имеет профилированную кулачковую поверхность в виде периодической по азимуту дорожки качения, касающейся промежуточных тел качения, причем, дорожка качения изогнута по замкнутой линии, согласно заявленному техническому решению, генератор волн выполнен в виде консольного рычага с размещенным на консоли подшипником качения, расположенным с возможностью взаимодействия с промежуточным звеном, установленным на сферической опоре.

Сущность предложения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена схема соосного преобразователя движения, а на фиг.2, 3 рычаги, на которых базируются промежуточные тела качения.

Соосный преобразователь движения содержит корпус 1, волновой генератор 2 с рычагом 3, на консоли которого размещен подшипник качения 4, наружная обойма которого имеет катящуюся связь с промежуточным звеном 5, установленным на сферической опоре 8, систему подвижных рычагов 6, с размещенными в них промежуточными телами качения 9.

Ведомое звено 7 преобразователя движения имеет профилированную поверхность в виде круговой периодической по азимуту дорожки качения, постоянно взаимодействующей с промежуточными телами качения 9, которые выполнены в виде радиальных подшипников качения, наружные обоймы которых представляют собой поверхности вращения с выпуклой криволинейной образующей, а внутренняя обойма установлена неподвижно на конце рычага 6, размещенного подвижно в корпусе преобразователя.

Устройство работает следующим образом. Ведущий вал 2 посредством консоли 3 и звена 5, установленного на сферической опоре 8, генерирует волновое движение звена 5, передающего это движение рычагам 6, которые посредством промежуточных тел качения 9 взаимодействует с профилированной синусоидальной круговой дорожкой качения ведомого звена 7, побуждая 7 к движению, поскольку количество промежуточных тел и полных синусоид на дорожке качения отличаются на единицу.

Таким образом, заявляемый соосный преобразователь движения конструктивно проще и имеет уменьшенные габаритно-массовые характеристики, что особенно важно, например, при его реализации в качестве компактного редуктора в приводах ручных машин, авиакосмической техники и других приложениях, где обозначенные критерии являются определяющими.

Источники информации

1. Патент на изобретение RU 2179272 C1. Дифференциальный преобразователь скорости «редуктор-подшипник», МПК F16H 25/06 // Становской В.В., Шибико А.Ф., Ремнева Т.А., Становской А.В., Кривошеее В.В. / Бюл. 4. 2002.

2. Патент на полезную модель RU 52961 U1 «Соосный преобразователь скорости», МПК7 F16H 25/06 // Балакин П.Д., Кропачев А.М., Михайлик О.С, / Бюл. 4. 2006.

3. Патент на полезную модель RU 64306 U1 «Соосный преобразователь движения», МПК F16H 13/08 // Балакин П.Д., Кропачев А.М. Бюл. 18. 2007.

Соосный преобразователь движения, содержащий волновой генератор и передающий узел, включающий промежуточные тела качения, выполненные в виде радиальных подшипников качения, наружная обойма которых представляет собой поверхность вращения с выпуклой криволинейной образующей, а внутренняя обойма установлена неподвижно на конце рычага, установленного подвижно в корпусе преобразователя, а ведомое звено имеет профилированную кулачковую поверхность в виде периодической по азимуту дорожки качения, контактирующей с промежуточными телами качения, причем дорожка качения изогнута по замкнутой линии, отличающийся тем, что волновой генератор выполнен в виде консольного рычага с размещенным на консоли подшипником качения, расположенным с возможностью взаимодействия с промежуточным звеном, установленным на сферической опоре.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству подшипников качения
Наверх