Складной ранцевый велосипед

 

Полезная модель относится к конструкции складных велосипедов. Техническая задача - уменьшение габаритных размеров велосипеда в свернутом состоянии. Рама велосипеда состоит из центральной части, передней части и задней части, которые попарно соединены между собой передним и задним цилиндрическими шарнирами, причем задний шарнир, соединяющий цен тральную и заднюю часть рамы, которая при этом становится подвижной вилкой заднего колеса, установлен за седлом велосипеда. 3 п.ф., 4 илл.

Известен складной велосипед, который содержит шарнирно сочлененную треугольную раму, состоящую из трех частей: передней, задней и нижней. Передняя часть рамы соединяется с задней и нижней частями рамы при помощи универсальных шарниров, например, сферических. Это соединение - разъемное. Передняя часть рамы жестко соединена с поворотной вилкой переднего колеса. Руль состоит из двух отдельных половин, каждая из которых шарнирно закреплена на осях задней части рамы. Эти половины за счет поводка поворачивают переднюю часть рамы вместе с поворотной вилкой. Поводок шарнирно закреплен относительно половины руля и выступа передней части рамы. При этом центры шарниров поводков расположены выше центра шарнира, связывающего переднюю и заднюю части рамы велосипеда. Предлагаемое техническое решение направлено на уменьшение размера велосипеда в сложенном состоянии (патент на изобретение РФ 2241628, опубл. 10.12.2004 г.).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому велосипеду служит складной велосипед: "Stels". Его шарнирно сочлененная рама ломается в горизонтальной плоскости па две части: переднюю и заднюю, образуя, таким образом, двух плоскостной велопакет ранца (см. Приложение: паспорт изделия).

Однако этот велопакет не соответствует габаритам заплечного ранца ни по высоте, ни по ширине. Конструкция рулевой и подседельной стоек не позволяют опускаться рулю и седлу до высоты заплечного ранца.

Технической задачей полезной модели является уменьшение габаритных размеров велосипеда в сложенном состоянии.

Техническая задача достигается тем, что велосипед содержит шарнирно сочлененную раму, рулевую и подседельную стойки, имеющих подвижные соединения с частями рамы, руль, седло, два колеса, причем переднее колесо по диаметру меньше заднего, педально-цепной привод, причем рама состоит из центральной части, передней части и задней части, которые попарно соединены между собой передним и задним цилиндрическими шарнирами, причем задний шарнир, соединяющий центральную и заднюю часть рамы, которая при этом становится подвижной вилкой заднего колеса, установлен за седлом велосипеда. Рулевая стойка и подседельная стойка выполнены телескопическими.

Сравнение заявляемой полезной модели с прототипом показывает, что она отличается следующими признаками:

- рама состоит из центральной части, передней части и задней части, которые попарно соединены между собой передним и задним цилиндрическими шарнирами;

- задний шарнир, соединяющий центральную и заднюю часть рамы, которая при этом становится подвижной вилкой заднего колеса, установлен за седлом велосипеда;

- рулевая стойка и подседельная стойка выполнены телескопическими.

Исходя из этого, можно предположить, что заявляемая полезная модель соответствует критерию «новизна».

Полезная модель может быть изготовлена па стандартном оборудовании с использованием известных технологических процессов, поэтому она соответствует критерию «промышленная применимость».

На рисунках, в той или иной мере, в различных ракурсах и режимах, схематично изображена заявляемая полезная модель.

На фиг.1, 2 - общий вид, блок-схема складного ранцевого велосипеда.

На фиг.3 - порядок сворачивания велосипеда по шарнирам его рамы.

На фиг.4 - порядок формирования из складного ранцевого велосипеда велопакета и укладка его в ранец.

Основой складного ранцевого велосипеда служит рама 35 (фиг., позиция показана фигурной скобкой), которая состоит из трех, шарнирно соединенных между собой, частей: центральной 28, передней 8 и задней 17.

Стакан 30 рулевой вилки 3, находящейся в рулевой колонке 4 передней части 8 рамы 35, служит корпусом рулевой телескопической стойки (рулевого телескопа) 33. Корпусом подседельной телескопической стойки (подседельного телескопа) 34 служит, укороченная по длине, подседельная груба 26 центральной части 28 рамы 35. Велосипед имеет два колеса: переднее рулевое 2 и заднее ведущее 19, при этом переднее колесо меньше заднего по диаметру, а также педально-цепной привод 31 заднего колеса 19. Перечисленные части рамы 8, 28 и 17 попарно соединены между собой цилиндрическими шарнирами: передним 11 и задним 14. Передний шарнир 11, который соединяет переднюю 8 и центральную 28 части рамы, расположен перед седлом 12, а задний шарнир 14, соединяющий центральную 28 и заднюю 17 части рамы - за седлом 12 велосипеда. За счет шарнира 14 задняя часть 17 рамы 35 становится подвижной вилкой заднего колеса 19. Па плоскостях полушарниров 10 и 16, составляющих шарниры 11 и 14, установлены замки 9 и 15 (например, пружинные защелки), при помощи которых эти шарниры раскрываются (при складывании велосипеда в велопакет) и закрываются (захлопываются) - при его разворачивании в режим транспортного средства.

Телескопическая стойка (рулевой телескоп) 33, размеры и количество иноков в котором зависит от конструктивных размеров велосипеда, обеспечивает подъем, опускание и поворот руля 7 вокруг оси штоков при сворачивании и разворачивании велосипеда. Корпусом рулевого телескопа 33 служит стакан 30 рулевой вилки 3, подвижно находящейся в рулевой колонке 4. При этом руль 7 неподвижно закреплен па верхнем штоке 5 этого телескопа. Трубчатые (круглого сечения) штоки 5 на своих верхних концах имеют резьбу и прорези. На резьбу накручиваются обжимные конические гайки 6. Они фиксируют пространственное положение штоков 5, как по высоте, так и по углам их установки, относительно корпуса 30 рулевого телескопа 33.

Подседельная телескопическая стойка (подседельный телескоп) 34, обеспечивает подъем и опускание седла 12 при сворачивании и разворачивании велосипеда. Седло 12 неподвижно закреплено на конце верхнего штока 13 этого телескопа. Корпусом телескопа 34 служит, укороченная по длине, подседельная труба 26 центральной части 28 рамы 35. Штоки 13 подседельного телескопа 34 выполнены из полых стержней прямоугольного сечения, телескопически вложенных друг в друга. Количество штоков и их размеры зависят от общих размеров велосипеда. Для фиксации седла 12 по высоте, на верхних концах штоков 13, надеты наконечники 27 в виде обжимных эксцентриковых хомутов. При их затягивании обеспечивается фиксация штоков 13 относительно друг друга.

Шаг установки спиц 1 на колесах 2 и 19 выполнен так, чтобы обеспечить (при сворачивании велосипеда) проталкивание между ними педалей 22. Педали 22, шатуны 23, цепь 21, ведомая звездочка 18 и ведущая звездочка 29 составляют ножной, педально-цепной привод 31 заднего колеса 19. Для ослабления или усиления натяжения цепи 21 при езде, снятии ее с приводной звездочки 29, одевании ее на звездочку 29 при сворачивании и разворачивании велосипеда, на центральной части 28 рамы 35 установлен подпружиненный натяжной ролик 25 с пружиной 24. (Применение пространственно-гибкой нити вместо рассматриваемой втулочно-роликовой цени 21, исключает снятие ее с приводной звездочки 29 при сворачивании велосипеда) Крутящий момент от приводной звездочки 29 на обод заднего колеса 19 передается через цепь 21, ведомую звездочку 18 и конусно-барабанную втулку 20. Таким же образом, только поворотом приводной звездочки 29 в другую сторону, передается на заднее колесо и тормозной момент.

Сворачивание складного ранцевого велосипеда из режима транспортного средства в режим велопакета осуществляется следующим образом.

1. Преодолевая сопротивление пружины 24, отводится вниз натяжной ролик 25, и цепь 21 снимается с приводной звездочки 29.

2. Усилием пальца открывается защелка замка 15 и задний шарнир 14 раскрывается. Заднюю часть рамы 17, являющейся вилкой заднего колеса 19, поворачивают вместе с колесом 19 вокруг оси шарнира 14 в сторону приводной звездочки 29 и прижимают к ней. При этом правую педаль 22 заводят между спицами 1 заднего колеса 19. Очевидно, что место установки шарнира 14, длина шатунов 23 и шаг установки спиц 1 обеспечивают это.

3. Таким же образом раскрывают передний шарнир 11, и переднюю часть 8 рамы вместе с передним колесом 2 поворачивают вокруг оси шарнира 11, прижимая ее к центральной части 28 рамы, но только с другой стороны. Левую педаль 22 заводят между спицами 1 переднего колеса 2. В таком, полу свернутом положении, когда велосипед сворачивается только в одной горизонтальной плоскости, что соответствует габариту велопакета по ширине и толщине, но не по высоте, его можно переносить, перевозить и хранить как в открытом ранце, так и вне его. Это экономит время на его сворачивание и последующее разворачивание.

4. Далее. Пальцами рук раскручивают (ослабляют) обжимные конусные гайки 6. Штоки 5 растормаживаются, и руль 7 опускают до предела вниз, до контакта с рулевой колонкой 4.

5. Таким же образом поочередно раскрывают хомуты 27, и штоки 13 подседельного телескопа 34 с седлом 12 также опускают до предела вниз.

6. Расторможенный руль 7 поворачивают вдоль рамы велосипеда (он должен находиться над седлом 12). На этом сворачивание велосипеда и формирование из него трех плоскостного велопакета заканчивается.

7. Сформированный велопакет помещается в заплечный ранец 32, габариты которого обозначены штрих пунктирными линиями.

Разворачивание свернутого велосипеда и приведение его в транспортное положение, осуществляется в обратном порядке.

Технический результат достигается тем, что рама складного ранцевого велосипеда "ломается" в горизонтальной плоскости па три части, а рулевая и подседельная стойки, на которых крепятся руль и седло, "сжимаются" в вертикальной плоскости до рулевой колонки и укороченной подседельной грубы. Все это позволяет свернуть (сложить) велосипед в велопакет, высота, толщина и ширина которого соответствует габаритам заплечного ранца - (650×300×500) мм. Конструкционными материалами при его изготовлении служат титан, карбон, дюраль. Конструкционные профили из них - профильные трубы. Ориентировочный вес велопакета - 58 кг. Дополнительная комплектация велосипеда парой специальных колес, переводит его из класса дорожных велосипедов в класс внедорожников, в режим горно-лесного велосипеда. Пользование таким велосипедом может быть отнесено к прикладным видам спорта с учетом времени развертывания, ездой по пересеченной местности и укладкой его в ранец.

1. Складной ранцевый велосипед, содержащий шарнирно сочлененную раму, рулевую и подседельную стойки, имеющие подвижные соединения с частями рамы, руль, седло, два колеса, причем переднее колесо по диаметру меньше заднего, педально-цепной привод, отличающийся тем, что рама состоит из центральной части, передней части и задней части, которые попарно соединены между собой передним и задним цилиндрическими шарнирами, причем задний шарнир, соединяющий центральную и заднюю часть рамы, которая при этом становится подвижной вилкой заднего колеса, установлен за седлом велосипеда.

2. Складной ранцевый велосипед по п.1, отличающийся тем, что рулевая стойка выполнена телескопической.



 

Наверх