Дисковый тормоз подъемника с вращающимся валом

 

Полезная модель относится к области подъемно-транспортного машиностроения, в частности к дисковым тормозам подъемника с вращающимся валом с постоянным тормозным моментом и может быть использовано в качестве аварийного тормоза главного вала на тоннельных эскалаторах с большим диапазоном высот. Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является создание тормозного устройства с улучшенными техническими характеристиками. Технические результаты, достигаемые в результате решения поставленной задачи, заключаются в: а) повышении точности регулирования тормозного момента, и б) расширении функциональных возможностей. Дисковый тормоз подъемника с вращающимся валом содержит тормозной диск и храповое колесо, снабженное жестко прикрепленными к нему тормозными обкладками. Храповое колесо зажато между тяговой звездочкой вращающегося вала и тормозным диском посредством болтов и гаек через пакеты тарельчатых пружин с направляющим втулками. Тормоз содержит центрирующиеся по болту установочные шайбы под пакеты тарельчатых пружин, имеющие бортик по наружному краю, а длина направляющих втулок выполнена укороченной относительно высоты пакетов тарельчатых пружин на величину , составляющую диапазон 40÷50% от высоты пакета тарельчатых пружин в несжатом состоянии. Предпочтительно также, чтобы тормозные обкладки были прикреплены к храповому колесу посредством винтов и/или клея. 1 независимый пункт формулы, 1 зависимый пункт формулы, 2 фиг. чертежа.

Полезная модель относится к области подъемно-транспортного машиностроения, в частности к дисковым тормозам подъемника с вращающимся валом с постоянным тормозным моментом и может быть использовано в качестве аварийного тормоза главного вала на тоннельных эскалаторах с большим диапазоном высот.

Известен дисковый тормоз подъемника с вращающимся валом, состоящий из комплекта подвижных дисков, снабженных фрикционными накладками и имеющими шлицевое соединение с валом редуктора, неподвижных дисков, нажимных пружин и электромагнита. Тормоз размещен в стакане, закрепленном на корпусе редуктора, при этом неподвижные диски, нажимной диск и нажимные пружины размещены на шпильках, одними концами соединенных со штурвалом, а другими установленных в выемках стакана и прижатых к ним пружиной, удерживаемой диском (Авторское свидетельство СССР N 540810, кл. B66D 5/14, опубл. 30.12.1976). Известный тормоз характеризуется сложностью конструкции и недостаточно высокой степенью безопасности.

Известен наиболее близкий по совокупности существенных признаков тормоз подъемника с вращающимся валом, используемого в качестве аварийного тормоза главного вала эскалатора, содержащий тормозной диск и храповое колесо, снабженное тормозными обкладками. Тормозные обкладки жестко прикреплены к храповому колесу посредством винтов и клея. Храповое колесо зажато между тяговой звездочкой главного вала эскалатора и тормозным диском болтами и гайками через пакеты тарельчатых пружин, внутри которых установлены направляющие втулки. При этом высота направляющих втулок позволяет производить сжатие пакета тарельчатых пружин всего на 10-20% от высоты их первоначального (несжатого) состояния. («Инструкция по техническому обслуживанию эскалаторов E75T, E55T. Москва, Изд-во «Проспект», 2006 стр.37-40). Недостатком известного тормоза является ограниченный диапазон поджатая тарельчатых пружин с применением направляющей втулки, устанавливаемой внутри пакета пружин. Поджатие пакета тарельчатых пружин осуществляется посредством гайки, заворачиваемой на болту и создающей прижимное усилие, обеспечивающее создание тормозного момента аварийного тормоза посредством прижатия звездочки и диска к тормозным обкладкам, закрепленным на храповом колесе. Величина поджатия пакета пружин при такой конструкции ограничена высотой направляющей втулки. Следствием является ограничение диапазона регулирования тормозного момента аварийного тормоза при аварийном торможении тоннельных эскалаторов, имеющих различные высоты подъема. Для обеспечения соответствующих характеристик тормозного момента для различных высот подъема тоннельных эскалаторов необходимо применять несколько вариантов конструкций аварийного тормоза с использованием изменяющегося количества тарельчатых пружин в пакете и количества самих пакетов.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является создание тормозного устройства с улучшенными техническими характеристиками.

Технические результаты, достигаемые в результате решения поставленной задачи, заключаются в: а) повышении точности регулирования тормозного момента, и б) расширении функциональных возможностей.

Указанные технические результаты достигаются тем, что дисковый тормоз подъемника с вращающимся валом содержит тормозной диск и храповое колесо, снабженное жестко прикрепленными к нему тормозными обкладками. Храповое колесо зажато между тяговой звездочкой вращающегося вала и тормозным диском посредством болтов и гаек через пакеты тарельчатых пружин с направляющим втулками. Тормоз содержит центрирующиеся по болту установочные шайбы под пакеты тарельчатых пружин, имеющие бортик по наружному краю, а длина направляющих втулок выполнена укороченной относительно высоты пакетов тарельчатых пружин на величину , составляющую диапазон 40÷50% от высоты пакета тарельчатых пружин в несжатом состоянии.

Предпочтительно также, чтобы тормозные обкладки были прикреплены к храповому колесу посредством винтов и/или клея.

Сопоставительный анализ заявляемой полезной модели с прототипом показал, что во всех случаях выполнения она отличается от известного, наиболее близкого технического решения:

- наличием центрирующихся по болту установочных шайб под пакеты тарельчатых пружин;

- наличием на установочных шайбах бортика по наружному краю;

- выполнением длины направляющих втулок укороченной относительно высоты пакетов тарельчатых пружин на величину , составляющую диапазон 40÷50% от высоты пакета тарельчатых пружин в несжатом состоянии.

Применение укороченных относительно высоты пакета тарельчатых пружин направляющих втулок, предпочтительно на величину , составляющую диапазон 40÷50% от высоты пакета тарельчатых пружин, и центрирующихся по болту установочных шайб с бортиками по наружному краю, установленных под пакеты тарельчатых пружин, существенно увеличивают диапазон регулирования поджатия пакета тарельчатых пружин. Поджатие пакета пружин осуществляется гайкой, заворачиваемой на болту. При этом за счет применения укороченной направляющей втулки увеличивается диапазон регулирования поджатия пакета тарельчатых пружин, значительно увеличивается точность регулировки тормозного момента, создаваемого тормозом при торможении путем трения тяговой звездочки вращающегося вала и тормозного диска о тормозные обкладки, закрепленные на храповом колесе. Это позволяет применять заявляемую конструкцию тормоза в качестве аварийного тормоза на различных видах тоннельных эскалаторах, отличающихся по высоте подъема, что расширяет функциональные возможности заявляемого тормозного устройства.

Предлагаемая полезная модель иллюстрируется схемными чертежом, представленными на фиг.1, 2.

На фиг.1 представлен схемный чертеж общего вида дискового тормоза подъемника с вращающимся валом, поперечный разрез.

На фиг.2 показана выноска узла I на фиг.1

Дисковый тормоз подъемника с вращающимся валом содержит тормозной диск 1 и храповое колесо 2, снабженное жестко прикрепленными к нему тормозными обкладками 3. Храповое колесо 2 зажато между тяговой звездочкой 4 вращающегося вала 5 и тормозным диском 1 посредством болтов 6 и гаек 7 через пакеты 8 тарельчатых пружин 9 с направляющими втулками 10. Под пакетами 8 тарельчатых пружин 9 размещены установочные шайбы 11, центрирующиеся по болту 6. Установочная шайба 11 имеет по наружному краю бортик 12, ограничивающий поперечное смещение тарельчатых пружин, а направляющие втулки 10 выполнены укороченными относительно высоты пакетов 8 тарельчатых пружин 9. Предпочтительно, чтобы высота H пакета 8 тарельчатых пружин 9 превышала длину h направляющей втулки 10 на величину , составляющую диапазон 40÷50% от высоты пакета тарельчатых пружин. Тормозные обкладки 3 могут быть прикреплены к храповому колесу 2 посредством винтов и/или клея (на чертеже не показаны).

Полезная модель работает следующим образом.

При работе вала храповое колесо 2, тяговая звездочка 4, тормозной диск 1 и тормозные обкладки 3 находятся в постоянном статическом зацеплении. При срабатывании устройства контроля скорости и направления движения или исчезновении напряжении в обмотке электромагнита тормоза (на чертеже не показаны), электромагнит обесточивается, собачка (на чертеже не показана) накладывается на храповое колесо 2, которое стопорится. За счет сил трения между обкладками 3, диском 1 и боковой поверхностью тяговой звездочки 4, главный вал 6 и лестничное полотно (на чертеже не показано) затормаживается.

1. Дисковый тормоз подъемника с вращающимся валом, содержащий тормозной диск и храповое колесо, снабженное жестко прикрепленными к нему тормозными обкладками и зажатое между тяговой звездочкой вращающегося вала и тормозным диском посредством болтов и гаек через пакеты тарельчатых пружин, внутри которых установлены направляющие втулки, отличающийся тем, что дополнительно содержит центрирующиеся по болту установочные шайбы под пакеты тарельчатых пружин, имеющие бортик по наружному краю, а длина направляющих втулок выполнена укороченной относительно пакета тарельчатых пружин на величину , составляющую 40-50% от высоты пакета тарельчатых пружин в несжатом состоянии.

2. Дисковый тормоз подъемника по п.1, отличающийся тем, что тормозные обкладки прикреплены к храповому колесу посредством винтов и/или клея.



 

Наверх