Маневровый судовой движитель

 

Полезная модель относится к судостроению, а именно к устройствам для обеспечения маневренности судна.

Маневровый судовой движитель, содержащий хотя бы один канал, имеющий водозаборник, водовыпуск и хотя бы одну рабочую зону, в которой расположено лопастное колесо, ось которого перпендикулярна каналу, дополнительно снабжен распределительным механизмом, расположенным вокруг рабочей зоны, при этом водозаборник и водовыпуск изготовлены выполнять роль входа или выхода для потока воды в зависимости от направления движения судна, канал на входе в распределительный механизм разделяется на две магистрали, которые входят по касательной в рабочую зону лопастного колеса, а на выходе из рабочей зоны магистрали по касательной снова объединяются в канал. Кроме того, распределительный механизм выполнен либо в виде системы клапанов установленных в магистралях, изготовленных работающими по алгоритму последовательного переключения, либо в виде перемещающейся камеры расположенной вокруг лопастного колеса на одной с ним оси.

Технический эффект заявляемого изобретения заключается в возможности осуществления реверса тяги без изменения направления вращения лопастного колеса, в возможности осуществления быстрого изменения направления движения судна, в увеличении маневренности судна, в уменьшении тормозного пути при проведении экстренного торможения, а также в увеличении средств данного назначения.

Формула полезной модели содержит 1 независимый и 2 зависимых пункта.

Полезная модель относится к судостроению, а именно к устройствам для обеспечения маневренности судна.

Известно техническое решение содержащее, по крайней мере, один продольный канал с носовым входным и кормовым выходным отверстиями, расположенный в корпусе судна, и движители, установленные в этом канале, при этом часть вертикальных стенок канала с обеих сторон выполнена гибкой, а устройство снабжено приводами для прогиба гибких стенок во внутрь канала, причем часть движителей установлена непосредственно перед упомянутыми гибкими стенками (Патент РФ 2188142, МПК В63Н 25/52, приоритет от 26.05.1995, опубликован 27.12.1996).

Известно также техническое решение содержащее продольный канал с носовым входным и выходным отверстиями, при этом канал выполнен по крайней мере с одним участком под углом 90° к оси канала, на котором размещен ротор с осью вращения, перпендикулярной направлению потока на участке канала, при этом носовая и кормовая обшивки канала в месте размещения ротора выполнены по линиям тока, соответствующим обтеканию ротора при отношении Vокр/Vp=3-4, где Vокр окружная скорость точек на поверхности ротора и Vp скорость набегающего на ротор потока (Заявка на изобретение РФ 95103642, МПК В63Н 11/103, приоритет от 14.03.1995, опубликовано 20.11.1996). Данное техническое решение взято в качестве прототипа.

Недостатками известных технических решений является то, что суда использующие известные технические решения обладают недостаточной маневренностью, недостаточной возможностью быстро изменить направление движения судна и недостаточной возможностью осуществить экстренное торможение.

Задачей изобретения является разработка маневрового судового движителя, способного работать в режиме маршевого движителя, обладающего возможностью реверса хода, что позволит повысить маневренность судна, а также обеспечить возможность быстро изменять направление движения судна и осуществлять экстренное торможение.

Задача решается тем, что маневровый судовой движитель, содержащий хотя бы один канал, имеющий водозаборник и водовыпуск и хотя бы одну рабочую зону, в которой расположено лопастное колесо, ось которого перпендикулярна каналу, дополнительно снабжен распределительным механизмом, расположенным вокруг рабочей зоны, при этом водозаборник и водовыпуск изготовлены выполнять роль входа или выхода для потока воды в зависимости от направления движения судна, канал на входе в распределительный механизм разделяется хотя бы на две магистрали, которые входят по касательной, в рабочую зону лопастного колеса, а на выходе из рабочей зоны магистрали по касательной, снова объединяются в канал. Кроме того, распределительный механизм выполнен либо в виде системы клапанов установленных в магистралях, изготовленных работающими по алгоритму последовательного переключения, либо в виде перемещающейся камеры расположенной вокруг лопастного колеса на одной с ним оси.

Технический эффект заявляемого изобретения заключается в увеличении средств данного назначения, а также в возможности осуществления реверса тяги без изменения направления вращения лопастного колеса, в возможности осуществления быстрого изменения направления движения судна, в увеличении маневренности судна, в уменьшении тормозного пути при проведении экстренного торможения.

Заявляемая полезная модель поясняется чертежами.

На фиг.1 показан общий вид судна с маневровым судовым движителем, где 1 - канал, 2 - судовой маневровый движитель, 3 - поворотное сопло.

На фиг.2 представлена блок-схема маневрового судового движителя с и распределительным механизмом в виде системой клапанов, где 4 - водозаборник, 5 - водовыпуск, 6, 7, 8, 9 - магистраль, 10 - лопастное колесо, 11 - рабочая зона лопастного колеса, 12 - распределительный механизм, 13, 14, 15, 16 - клапан.

На Фиг.3 представлена блок-схема маневрового судового движителя с распределительным механизмом в виде перемещающейся камеры расположенной вокруг лопастного колеса на одной с ним оси, где где 4 - водозаборник, 5 - водовыпуск, 6, 7, 8, 9 - магистраль, 10 - лопастное колесо, 11 - рабочая зона лопастного колеса, 12 - распределительный механизм, 17 - перемещающаяся камера.

Заявляемая полезная модель содержит канал 1, который имеет водозаборник 4 и водовыпуск 5. При этом, в зависимости от направления движения судна каждое вход или выход может играть роль водозаборника или водовыпуска.

Рассмотрим один из вариантов движения судна. Во время движения судна поток воды засасывается в канал 1 через водозаборник 4 со скоростью, много больше скорости хода судна. Далее поток воды поступает по каналу в распределительный механизм 12, затем в рабочую зону лопастного колеса 11 через магистраль 6, где расположено лопастное колесо 10, ось которого перпендикулярна каналу. Вокруг рабочей зоны колеса расположена область распределительного механизма, а канал на входе в рабочую зону разделяется на две магистрали 6 и 8, которые по касательной входят в зону рабочего колеса с разных сторон, а на выходе из рабочей зоны, так же по касательной выходят магистрали 7, 9 и снова объединяются в канал. Распределительный механизм выполнен либо в виде системы клапанов 13, 14, 15, 16 установленных в магистралях, изготовленных работающими по алгоритму последовательного переключения, либо в виде перемещающейся камеры 17, расположенной вокруг лопастного колеса на одной с ним оси. При необходимости изменить направление движения судна распределительный механизм, согласно алгоритму последовательного переключения системы клапанов 13, 14, 15, 16 установленных в магистралях, или используя перемещающуюся камеру 17, расположенную вокруг лопастного колеса 10 на одной с ним оси, открывает и закрывает нужные магистрали, направляя поток в соответствии с необходимым маневром. При этом происходит быстрое изменение направления движения судна. В случае необходимости экстренного торможения поток воды реверсируется.

Преимущество заявляемой полезной модели заключается в возможности осуществления реверса тяги без изменения направления вращения лопастного колеса, в возможности осуществления быстрого изменения направления движения судна, в увеличении маневренности судна, в уменьшении тормозного пути при проведении экстренного торможения.

1. Маневровый судовой движитель, содержащий хотя бы один канал, имеющий водозаборник, водовыпуск и хотя бы одну рабочую зону, в которой расположено лопастное колесо, ось которого перпендикулярна каналу, дополнительно снабжен распределительным механизмом, расположенным вокруг рабочей зоны, при этом водозаборник и водовыпуск выполнены выполняющими роль входа или выхода для потока воды в зависимости от направления движения судна, канал на входе в распределительный механизм разделяется хотя бы на две магистрали, которые входят по касательной, в рабочую зону лопастного колеса, а на выходе из рабочей зоны магистрали по касательной снова объединяются в канал.

2. Маневровый судовой движитель по п.1, отличающийся тем, что распределительный механизм выполнен в виде системы клапанов, установленных в магистралях, изготовленных работающими по алгоритму последовательного переключения.

3. Маневровый судовой движитель по п.1, отличающийся тем, что распределительный механизм выполнен в виде перемещающейся камеры, расположенной вокруг лопастного колеса на одной с ним оси.



 

Похожие патенты:
Наверх