Устройство торможения вагонов башмаками

 

Устройство торможения вагонов башмаками на тормозных позициях немеханизированных сортировочных горок содержит башмакосбрасыватель и тормозной рельс со вставками из антифрикционного материала, вмонтированными в поверхность головки рельса, по которому юзом движется колесо, вставки могут быть выполнены из любого материала с низким коэффициентом трения и обеспечивающего снижение износа колесных пар и рельсов.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и предназначена для снижения повреждения колесных пар вагонов при их торможении башмаками на сортировочных горках.

Известны тормозные башмаки с антифрикционными вставками или накладками, обеспечивающие уменьшение повреждения колесных пар при торможении вагонов на сортировочных горках (см., например, патент РФ 2345922, кл. В 61 К 7/16 от 06.07. 2007 г.и описание изобретения к евразийской заявке 200900672, А1, кл. В 61 К 7/20 от 2009.06. 05.).

Однако и тормозные башмаки с антифрикционными вставками не обеспечивают полное исключение повреждений колес груженых вагонов массой 80-90 т., когда из-за больших удельных нагрузок возникают задиры и схватывание металлов в паре трения колесо-башмак при торможениях. Это затрудняет проворот колесных пар и приводит к образованию ползунов и вызывает износ рельсов и колес.

Известны способы и устройства, обеспечивающие снижение износа рельсов и колесных пар подвижного состава путем смазки рельсов (лубрикация) в кривых с применением стационарных лубрикаторов или установленных на локомотивах, дрезинах, вагонах (см. например, Большая энциклопедия транспорта, том 4. Железнодорожный транспорт. М. 2003 г., 1044 с., стр.226). Данное техническое решение является наиболее близким к заявленному и выбрано в качестве прототипа.

Недостатком данного технического решения является необходимость регулярного повторного смазывания рельсов, при этом применяются преимущественно жидкие или консистентные смазки, наносимые на боковые поверхности рельсов.

Технический результат предлагаемого устройства заключается в повышении безопасности и экономичности торможения вагонов башмаками на тормозных позициях сортировочных горок, при котором обеспечивается снижение износа и повреждаемости колесных пар и рельсов.

Технический результат достигается тем, что на тормозных позициях сортировочных горок, рельсы, по которым юзом движется колесо без башмака, смазываются, например, твердой смазкой из антифрикционных вставок, вмонтированных в головки рельса, вставки могут быть изготовлены из антифрикционного порошкового материала или любого другого материала, например, пастообразного или жидкого, с низким коэффициентом трения и обеспечивающего снижение износа колесных пар и рельсов. В

Сущность работы заявленного устройства поясняется рис.1.

Тормозная позиция на сортировочных горках для регулирования скорости движения вагонов тормозными башмаками рис.1а содержит тормозной рельс 1, в головку которого вмонтированы вставки 2, рельс 3 с башмакосбрасывателем 4 и контррельс 5. Вставки 2 установлены на всей длине (примерно 15 м) тормозного пути рельса 1 на различных расстояниях друг от друга и от продольной оси рельса, например, как на рис.1б. В головке рельса 1 сверлятся отверстия глубиной до 10 мм, в которые устанавливаются вставки 2 из твердых антифрикционных материалов или отверстия заполняются пастооброзным (или, например, жидкой смазкой, применяемой при лубрикации) материалом при помощи шприца.

Торможение вагонов осуществляется следующим образом. При наезде колеса на тормозной башмак, установленный на рельсе 3, колесная пара заклинивается и второе колесо движется юзом по рельсу 1 и вставкам 2. При этом частицы антифрикционного материала вставок 2 попадают в пару трения колесо-рельс, смазывают его на всей длине тормозного пути, что снижает износ колеса и рельса 1. Такое взаимодействие тормозимой колесной пары с рельсом 1 будет происходить постоянно, необходимость регулярного, повторного смазывания отпадает. Эффективность торможения снижается незначительно (в пределах 5%), т.к. сохраняются условия торможения на рельсе 3 (коэффициент трения между башмаком и рельсом не изменяется), а также высокие удельные контактные нагрузки в паре трения колесо-рельс 1. Положительный результат достигается за счет исключения образования браковочных ползунов размером более 1 мм (когда требуется ремонт колесных пар) и значительное сокращение опасных ползунов размером 0,5-1 мм, наличие которых оказывает влияние на безопасность движения. Кроме того увеличивается срок службы рельса 1 и сокращаются эксплуатационные затраты на его содержание.

Устройство торможения вагонов башмаками, содержащее рельс с башмакосбрасывателем и тормозной рельс, отличающееся тем, что в поверхность головки тормозного рельса вмонтированы вставки из антифрикционного материала, при этом вставки могут быть выполнены, например, из твердого антифрикционного материала или любого другого (например, пастообразного или жидкого) материала с низким коэффициентом трения, причем вставки установлены на длине рельса, пропорциональной величине тормозного пути, на различных расстояниях друг от друга и от продольной оси рельса.



 

Наверх