Конвейерная лента

 

Конвейерная лента (1) предназначена для транспортировки различных грузов, может использоваться в горно-рудной промышленности, в строительстве и других отраслях. Лента (1) содержит каркас (2) в виде слоев армирующих волокнистых материалов (4, 6) и обкладки (3). Для повышения несущей способности ленты (1) и увеличения срока ее эксплуатации армирующие волокнистые материалы (4,6) выполнены из комбинированной нити (5), состоящей, по крайней мере, из двух, соединенных между собой нитей (7,8). Нить (7) выполнена из неорганического, преимущественно базальтового волокна, а нить (8) - из полимерного органического, например, полиамидного волокна. Комбинированная нить (5) может иметь сердечник в виде полиамидной нити (8), обвитый базальтовой нитью (7), или может быть выполнена в виде свитых между собой нитей (7) и (8). Армирующие волокнистые материалы могут иметь форму ткани (4), сотканной из комбинированной нити (5) и/или форму сетчатого полотна (6). Обкладки (3), выполненные, например, из резины, включают наполнители в виде отрезков или очеса (9) базальтового волокна и/или частиц (10) твердых материалов, внедренных в наружный слой обкладок (3) в процессе вулканизации. 6 з.п. ф-лы, 5 фиг. черт.

Полезная модель относится к конвейерному транспорту, в частности, к основному и самому ответственному элементу конвейерных установок - грузонесущей ленте и может использоваться в горно-рудной и других отраслях промышленности.

Лента является гибким элементом конвейерной установки, передающим тяговое усилие и несущим транспортируемый груз. Для ее надежного и длительного функционирования с учетом широкого спектра воздействующих внешних факторов необходимо обеспечить ее высокие прочностные характеристики, износостойкость, коррозионную стойкость, теплостойкость и пожаробезопасность, желательно без существенного повышения ее стоимости.

Уже известна конвейерная лента, содержащая каркас из нескольких резинотканевых слоев, по крайней мере, один слой продольно ориентированных тросов и наружные эластомерные обкладки [1].

Сочетание резинотканевого каркаса с резинотросовым, выполненным в виде уложенных в эластомер (резину) продольных нитей из найлона, обеспечивает этой ленте повышение прочности и снижение деформативности, однако усложняет и удорожает ее конструкцию. Кроме того, наличие не защищенных наружних обкладок, выполняемых, как правило, из резины, не может обеспечить износостойкость ленты, ее теплостойкость и пожаробезопасность.

Известна также конвейерная лента, содержащая каркасные слои из прорезиненной технической ткани, чередующиеся с эластичными резиновыми слоями, закрытые обкладками, выполненными из трех слоев резиновой смеси различных марок фторкаучука и хлорбутилкаучука различной толщины [2].

Чередование каркасных слоев с эластичными слоями и подбор различных марок каучуков для обкладок позволяет получить ленту с повышенным рабочим ресурсом и относительно высокими тепло- и жаростойкостью, однако эти эффекты недостаточно велики, но при этом увеличиваются стоимость ленты, ее поперечное сечение и масса.

Наиболее близким аналогом заявляемой полезной модели, известным из уровня техники, является конструкция конвейерной ленты, содержащей каркас из нескольких слоев армирующих волокнистых материалов, выполненных в виде прорезиненной ткани из базальтового волокна и выполненные из резины обкладки, наружный слой которых включает наполнители в виде отрезков или очеса базальтового волокна [3].

Использование в каркасе базальтовой ткани и наполнителей обкладок из базальтовых материалов позволяет повысить прочность конвейерной ленты, ее износостойкость, коррозионную стойкость, теплостойкость и пожаробезопасность, а также снизить степень продольного растяжения ленты, т.к. базальтовое волокно практически нерастяжимо.

Однако большинство высокопрочных волокон, таких как углеродные и неорганические волокна (включая базальтовое), являются достаточно хрупкими и ломкими по сравнению с большинством полимерных органических волокон, что приводит к снижению прочностных характеристик изготавливаемых из них материалов, особенно при воздействии знакопеременных нагрузок.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, состоит в повышении несущей способности конвейерной ленты и повышении срока ее эксплуатации, а технический результат, который может быть достигнут при ее реализации, заключается в повышении прочности ленты на растяжение, а также изгибной и усталостной прочности армирующих ленту волокнистых материалов.

Для решения этой задачи и достижения указанного технического результата в конвейерной ленте, содержащей каркас в виде слоев прорезиненных армирующих волокнистых материалов и обкладки, предлагается армирующие волокнистые материалы каркаса выполнить с использованием комбинированной нити, состоящей, по крайней мере, из двух, соединенных между собой, нитей, одна из которых выполнена из неорганического волокна, а вторая - из полимерного органического волокна.

В качестве неорганического волокна наиболее целесообразно использовать базальтовое волокно, а в качестве полимерного органического волокна такие, как полиамидные, полиэфирные, арамидное или высокомодульное полиэтиленовое волокно.

Комбинированная нить может быть выполнена с сердечником, образованным, по крайней мере, одной нитью из полимерного органического волокна, обвитым, по крайней мере, одной нитью из неорганического (базальтового) волокна.

Сердечник комбинированной нити также может быть образован из базальтовых нитей и нитей из полимерного органического волокна и обвит, по крайней мере, одной базальтовой нитью.

Комбинированная нить может также быть выполнена в виде свитых между собой нитей из неорганического волокна и нитей из полимерного органического волокна.

Армирующие волокнистые материалы каркаса могут быть выполнены из комбинированной нити в виде ткани и/или сетчатого полотна.

Для повышения износостойкости и улучшения фрикционных свойств наружный слой, выполненных, например, из резины, обкладок может содержать наполнители в виде отрезков или очеса базальтового волокна и/или частиц твердых материалов, таких как силикаты, корунд и т.п.

Возможные, но не исчерпывающие варианты реализации полезной модели приведены на прилагаемых чертежах.

На фиг.1 показано поперечное сечение конвейерной ленты.

На фиг.2 условно изображен один из слоев каркаса ленты в виде ткани.

На фиг.3 - // - один из слоев в виде сетчатого полотна.

На фиг.4 представлен вариант выполнения комбинированной нити с сердечником.

На фиг.5 - вариант выполнения комбинированной нити в виде витой пары.

Конвейерная лента 1 содержит каркас 2, образованный одним или несколькими слоями прорезиненных армирующих волокнистых материалов, и резиновые обкладки 3.

Образующие слои каркаса 2 армирующие волокнистые материалы могут быть выполнены в виде ткани 4, сотканной из комбинированной нити 5 (фиг.2) или сетчатого полотна 6, также из комбинированной нити 5 (фиг.3). Возможно и совместное использование в каркасе 2 слоев из ткани 4 и слоев из сетчатого полотна 6, а также использование армирующих волокнистых материалов в виде ориентированных вдоль ленты 1 жгутов, тросов, полученных из комбинированной нити 5 (на чертежах не показано).

Комбинированная нить 5 содержит, по крайней мере, две соединенные между собой нити: нить 7, выполненную из неорганического волокна и нить 8 из полимерного органического волокна.

Для нити 7 в качестве неорганического волокна предпочтительно использование базальтового волокна, характеризующегося высокой разрывной прочностью, высокой износостойкостью, химической стойкостью, жаростойкостью и низкой теплопроводностью при относительно низкой стоимости.

В зависимости от назначения конвейерной ленты 1 и условий ее эксплуатации материал для изготовления нити 8 может быть выбран из ряда органических полимерных волокон, таких как полиамидное, полиэфирное, арамидное или высокомодульное полиэтиленовое волокно.

В качестве нити 7 может использоваться, например, базальтовая нить марки БС с линейной плотностью 50-136 текс на силановом замасливателе, с удельной нагрузкой на разрыв 700 мН/текс и температурой использования - до 700°С, а нить 8 может быть выполнена, например, из найлона 6,6 с линейной плотностью 140-210 текс с относительной прочностью 80-100 сН/текс и температурой использования до 255°С.

Нити 7 и 8, образующие комбинированную нить 5, могут быть свиты между собой (фиг.5) или образовывать сердечник из нитей 8 с обмоткой его нитями 7 (фиг.4). Сердечник может включать и сочетание нитей 8 и 7 с обмоткой их нитями 7 (или нитями 7 и 8).

Сочетание в комбинированной нити 5 взаимосвязанных нитей 7 преимущественно из базальтового волокна и нитей 8, например, из полиамидного волокна позволяет, по крайней мере, частично компенсировать основной недостаток базальтового волокна - его хрупкость и ломкость, и повысить его разрывную прочность. Это связано с тем, что в отличие от базальтового волокна, являющегося достаточно хрупким и практически не растяжимым, полиамидные волокна (как и большинство других органических волокон) являются эластичными и выполняют роль «амортизатора», при этом при приложении нагрузки полиамидные волокна деформируются, растягиваясь в направлении действия внешних усилий и приводя к выравниванию, упорядочиванию и сплочению образующих нить 7 базальтовых моноволокон.

Обкладки 3, выполняемые преимущественно из резины, включают наполнители в виде отрезков или очеса 9 базальтового волокна и/или частиц 10 твердых материалов, таких как силикаты, корунд и т.п., которые вводятся в наружные слои обкладок 3 в процессе вулканизации ленты 1. Введение наполнителей 9, 10 обеспечивает повышение износостойкости ленты, ее фрикционных свойств, а также упрочнение и термостойкость наружных слоев обкладок 3.

Заявляемая в качестве полезной модели конвейерная лента может быть произведена промышленным способом с использованием имеющихся оборудования, материалов и технологии.

Источники информации:

[1]. US, 2633227, B65G 15/34, 1953.

[2]. RU, 2270149, B65G 15/32, 2004.

[3]. RU, 91932, B29D 29/00, 2009, (прототип).

[4]. US, 3190137, B29D 29/10, 1965.

[6. RU, 2194103, B65G 15/34, 2002.

1. Конвейерная лента, содержащая каркас в виде слоев прорезиненных армирующих волокнистых материалов и обкладки, отличающаяся тем, что армирующие волокнистые материалы каркаса выполнены с использованием комбинированной нити, состоящей, по крайней мере, из двух соединенных между собой нитей, одна из которых выполнена из неорганического волокна, а вторая - из полимерного органического волокна.

2. Конвейерная лента по п.1, отличающаяся тем, что в качестве неорганического волокна используется базальтовое волокно, а в качестве полимерного органического - полиамидное, полиэфирное, арамидное или высокомодульное полиэтиленовое волокно.

3. Конвейерная лента по п.1, отличающаяся тем, что комбинированная нить выполнена с сердечником, образованным, по крайней мере, одной нитью из полимерных органических волокон и обвитым, по крайней мере, одной нитью из неорганических волокон.

4. Конвейерная лента по п.1 или 3, отличающаяся тем, что сердечник комбинированной нити образован из, по крайней мере, одной нити из неорганических волокон и, по крайней мере, одной нити из полимерных органических волокон и обвит, по крайней мере, одной нитью из неорганических волокон.

5. Конвейерная лента по п.1, отличающаяся тем, что комбинированная нить выполнена в виде свитых между собой нитей из неорганического волокна и нитей из полимерного органического волокна.

6. Конвейерная лента по п.1, отличающаяся тем, что армирующие волокнистые материалы выполнены из комбинированной нити в виде ткани и/или сетчатого полотна.

7. Конвейерная лента по п.1, отличающаяся тем, что наружный слой обкладок включает наполнители в виде отрезков или очеса базальтового волокна и/или частиц твердых материалов, таких как силикаты, корунд.



 

Похожие патенты:

Устройство относится к области диагностики деталей и конструкций изготовленных из полиамидных материалов, при изготовлении и после их эксплуатации.
Наверх