Регулятор напряжения (варианты)

 

Полезная модель представляет собой регулятор напряжения, предназначенный для стабилизации выходного напряжения генератора (например автомобильного).

От известного регулятора он отличается наличием дополнительных элементов и дополнительных связей между элементами схемы. За счет внесения конструктивных изменений регулятор приобретает новые свойства, характеризующиеся повышенной стабильностью выходного напряжения генератора.

Структурные схемы устройства представлены на Фиг.2 - Фиг.13.

Полезная модель относится к регуляторам напряжения и может быть использована для стабилизации напряжения автомобильного генератора.

Аналогом полезной модели является контактно-вибрационный электромагнитный регулятор напряжения [1]. Но этот регулятор имеет недостаточную надежность работы и недостаточную точность стабилизации напряжения генератора. Прототипом полезной модели является электронный регулятор напряжения [2], [3], [4], (Фиг 1), который устанавливается на современных генераторах. Он более надежен и точен в работе, чем аналог. Но прототип более чувствителен к различным дестабилизирующим факторам (например к наличию плохих контактов). В результате на некоторых режимах работы электронный регулятор самовозбуждается, что проявляется в виде резких колебаний напряжения генератора и зарядного тока аккумулятора. Полезная модель направлена на устранение недостатков, присущих прототипу, на создание регулятора, который с высокой точностью стабилизирует напряжение генератора на всех режимах работы.

Сущность первой полезной модели (Фиг.2) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем регулирующий элемент а также последовательно соединенные измерительный элемент и элемент сравнения, между выходом элемента сравнения и входом регулирующего элемента включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к выходу генератора (к бортсети); а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность второй полезной модели (Фиг.3) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем измерительный элемент а также последовательно соединенные элемент сравнения и регулирующий элемент, между выходом измерительного элемента и входом элемента сравнения включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к выходу генератора (к бортсети), а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность третьей полезной модели (Фиг.4) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем последовательно соединенные измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент, между выходом генератора (бортсетью) и входом измерительного элемента включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность четвертой полезной модели (Фиг.5) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем регулирующий элемент а также последовательно соединенные измерительный элемент и элемент сравнения, между выходом элемента сравнения и входом регулирующего элемента включен сумматор, а между выходом генератора и бортсетью включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к бортсети, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность пятой полезной модели (Фиг.6) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем измерительный элемент, а также последовательно соединенные элемент сравнения и регулирующий элемент, между выходом измерительного элемента и входом элемента сравнения включен сумматор, а между выходом генератора и бортсетью включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к бортсети, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность шестой полезной модели (Фиг.7) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем последовательно соединенные измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент, между бортсетью и входом измерительного элемента включен сумматор, а между выходом генератора и бортсетью включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность седьмой полезной модели (Фиг.8) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем регулирующий элемент а также последовательно соединенные измерительный элемент и элемент сравнения, между выходом элемента сравнения и входом регулирующего элемента включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и аккумулятором (или каким то достаточно мощным потребителем электроэнергии) включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к бортсети, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность восьмой полезной модели (Фиг.9) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем измерительный элемент а также последовательно соединенные элемент сравнения и регулирующий элемент, между выходом измерительного элемента и входом элемента сравнения включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и аккумулятором (или каким то достаточно мощным потребителем электроэнергии) включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к бортсети, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность девятой полезной модели (Фиг.10) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем последовательно соединенные измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент, между выходом генератора (бортсетью) и входом измерительного элемента включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и аккумулятором (или каким то достаточно мощным потребителем электроэнергии) включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность десятой полезной модели (Фиг.11) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем регулирующий элемент, а также последовательно соединенные измерительный элемент и элемент сравнения, между выходом элемента сравнения и входом регулирующего элемента включен сумматор, при этом второй вход сумматора подключен к выходу вспомогательного генератора, вход измерительного элемента подключен к бортсети (к выходу генератора), а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность одиннадцатой полезной модели (Фиг.12) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем измерительный элемент, а также последовательно соединенные элемент сравнения и регулирующий элемент, между выходом измерительного элемента и входом элемента сравнения включен сумматор, при этом второй вход сумматора подключен к выходу вспомогательного генератора, вход измерительного элемента подключен к бортсети (к выходу генератора), а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Сущность двенадцатой полезной модели (Фиг.13) заключается в том, что в регуляторе напряжения, содержащем последовательно соединенные измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент, между выходом генератора (бортсетью) и входом измерительного элемента включен сумматор, при этом второй вход сумматора подключен к выходу вспомогательного генератора, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

Технический результат заявленных полезных моделей выражается в повышении стабильности выходного напряжения генератора (напряжения в бортсети). Достижение технического результата обеспечивается наличием совокупности известных и отличительных существенных признаков полезных моделей. Наличие в составе регулятора измерительного элемента, элемента сравнения и регулирующего элемента (Фиг 2-Фиг 13) позволяет стабилизировать напряжение генератора на определенном уровне. Включение в состав регулятора датчика тока, цепи обратной связи и сумматора позволяет повысить стабильность выходного напряжения генератора при влиянии различных дестабилизирующих факторов.

На Фиг.1 представлена обобщенная и упрощенная структурная схема и аналога и прототипа. В прототипе [3] функции измерительного элемента выполняет входной делитель, а функции элемента сравнения и регулирующего элемента выполняют последовательно соединенные усилитель-интегратор, бистабильный триггер, выходной усилитель и компаратор обратной связи. Наличие в схеме усилителя-интегратора является причиной недостаточно стабильной работы прототипа.

Из теории систем автоматического регулирования известно, что для устойчивой работы таких систем необходимо, чтобы амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) разомкнутой системы была близка к АЧХ интегрирующего звена первого порядка (при отсутствии корректирующих цепей). Но в составе автоматической системы регулирования напряжения генератора всегда присутствует один интегратор, роль которого выполняет индуктивность обмотки возбуждения генератора. Наличие в прототипе второго интегратора (усилителя-интегратора) приводит к тому, что на некоторых режимах запас устойчивости системы становится недостаточным. В разработанном регуляторе напряжения (Фиг 11-Фиг 13) все элементы имеют широкую полосу пропускания, что способствует повышению стабильности работы регулятора.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.2, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между выходом генератора (бортсетью) и входом генератора включены последовательно соединенные измерительный элемент 1, элемент сравнения 2, сумматор 3 и регулирующий элемент 4, а между выходом генератора и вторым входом сумматора 3 включена цепь обратной связи 5.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через измерительный элемент 1 подается на элемент сравнения 2, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 2 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое через сумматор 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что напряжение в бортсети возвращается к номинальному значению (в заданные пределы). Напряжение на выходе цепи обратной связи 5 пропорционально скорости изменения напряжения в бортсети. Поэтому при быстром изменении напряжения в бортсети на выходе цепи обратной связи 5 образуется значительное по величине напряжение, которое через сумматор 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что скорость изменения напряжения в бортсети уменьшается. В результате стабилизируется работа генератора на переходных режимах.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.3, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между выходом генератора (бортсетью) и входом генератора включены последовательно соединенные измерительный элемент 1, сумматор 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4, а между выходом генератора и вторым входом сумматора 2 включена цепь обратной связи 5.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через измерительный элемент 1 и сумматор 2 подается на элемент сравнения 3, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 3 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое через регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что напряжение в бортсети возвращается к номинальному значению (в заданные пределы). Напряжение на выходе цепи обратной связи 5 пропорционально скорости изменения напряжения в бортсети. Поэтому при быстром изменении напряжения в бортсети на выходе цепи обратной связи 5 образуется значительное по величине напряжение, которое через сумматор 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что скорость изменения напряжения в бортсети уменьшается. В результате стабилизируется работа генератора на переходных режимах.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.4, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между выходом генератора (бортсетью) и входом генератора включены последовательно соединенные сумматор 1, измерительный элемент 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4, а между выходом генератора и вторым входом сумматора 1 включена цепь обратной связи 5.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через сумматор 1 и измерительный элемент 2 подается на элемент сравнения 3, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 3 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое через регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что напряжение в бортсети возвращается к номинальному значению (в заданные пределы). Напряжение на выходе цепи обратной связи 5 пропорционально скорости изменения напряжения в бортсети. Поэтому при быстром изменении напряжения в бортсети на выходе цепи обратной связи 5 образуется значительное по величине напряжение, которое через сумматор 1, измерительный элемент 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что скорость изменения напряжения в бортсети уменьшается. В результате стабилизируется работа генератора на переходных режимах.

Принцип работы схем первой, второй и третьей полезных моделей заключается в том, что для повышения стабильности работы регулятора в них применена отрицательная обратная связь по скорости изменения выходного напряжения генератора (напряжения в бортсети).

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.5, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между бортсетью и входом генератора включены последовательно соединенные измерительный элемент 1, элемент сравнения 2, сумматор 3 и регулирующий элемент 4, а между выходом генератора и бортсетью включен датчик тока 5, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока 5 и вторым входом сумматора 3 включена цепь обратной связи 6.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через измерительный элемент 1 подается на элемент сравнения 2, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 2 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое через сумматор 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что напряжение в бортсети возвращается к номинальному значению (в заданные пределы). Напряжение на выходе цепи обратной связи 6 пропорционально скорости изменения тока в датчике тока 5. Поэтому при быстром изменении тока нагрузки генератора на выходе цепи обратной связи 6 образуется значительное по величине напряжение, которое через сумматор 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что скорость изменения тока нагрузки генератора уменьшается. В результате стабилизируется работа генератора на переходных режимах.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.6, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между бортсетью и входом генератора включены последовательно соединенные измерительный элемент 1, сумматор 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4, а между выходом генератора и бортсетью включен датчик тока 5, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока 5 и вторым входом сумматора 2 включена цепь обратной связи 6.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через измерительный элемент 1 и сумматор 2 подается на элемент сравнения 3, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 3 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое через регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что напряжение в бортсети возвращается к номинальному значению (в заданные пределы). Напряжение на выходе цепи обратной связи 6 пропорционально скорости изменения тока в датчике тока 5. Поэтому при быстром изменении тока нагрузки генератора на выходе цепи обратной связи 6 образуется значительное по величине напряжение, которое через сумматор 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что скорость изменения тока нагрузки генератора уменьшается. В результате стабилизируется работа генератора на переходных режимах.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.7, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между бортсетью и входом генератора включены последовательно соединенные сумматор 1, измерительный элемент 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4, а между выходом генератора и бортсетью включен датчик тока 5, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока 5 и вторым входом сумматора 1 включена цепь обратной связи 6.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через сумматор 1 и измерительный элемент 2 подается на элемент сравнения 3, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 3 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое через регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что напряжение в бортсети возвращается к номинальному значению (в заданные пределы). Напряжение на выходе цепи обратной связи 6 пропорционально скорости изменения тока в датчике тока 5. Поэтому при быстром изменении тока нагрузки генератора на выходе цепи обратной связи 6 образуется значительное по величине напряжение, которое через сумматор 1, измерительный элемент 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что скорость изменения тока нагрузки генератора уменьшается. В результате стабилизируется работа генератора на переходных режимах.

Принцип работы схем четвертой, пятой и шестой полезных моделей заключается в том, что для повышения стабильности работы регулятора в них применена отрицательная обратная связь по скорости изменения выходного тока генератора.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.8, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между выходом генератора (бортсетью) и входом генератора включены последовательно соединенные измерительный элемент 1, элемент сравнения 2, сумматор 3 и регулирующий элемент 4, а между выходом генератора и аккумулятором включен датчик тока 5, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока 5 и вторым входом сумматора 3 включена цепь обратной связи 6.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через измерительный элемент 1 подается на элемент сравнения 2, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 2 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое через сумматор 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что напряжение в бортсети возвращается к номинальному значению (в заданные пределы). Напряжение на выходе цепи обратной связи 6 пропорционально скорости изменения тока в датчике тока 5. Поэтому при быстром изменении тока аккумулятора на выходе цепи обратной связи 6 образуется значительное по величине напряжение, которое через сумматор 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что скорость изменения тока аккумулятора уменьшается. В результате стабилизируется работа генератора на переходных режимах.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.9, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между выходом генератора (бортсетью) и входом генератора включены последовательно соединенные измерительный элемент 1, сумматор 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4, а между выходом генератора и аккумулятором включен датчик тока 5, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока 5 и вторым входом сумматора 2 включена цепь обратной связи 6.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через измерительный элемент 1 и сумматор 2 подается на элемент сравнения 3, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 3 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое через регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что напряжение в бортсети возвращается к номинальному значению (в заданные пределы). Напряжение на выходе цепи обратной связи 6 пропорционально скорости изменения тока в датчике тока 5. Поэтому при быстром изменении тока аккумулятора на выходе цепи обратной связи 6 образуется значительное по величине напряжение, которое через сумматор 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что скорость изменения тока аккумулятора уменьшается. В результате стабилизируется работа генератора на переходных режимах.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.10, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между выходом генератора (бортсетью) и входом генератора включены последовательно соединенные сумматор 1, измерительный элемент 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4, а между выходом генератора и аккумулятором включен датчик тока 5, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока 5 и вторым входом сумматора 1 включена цепь обратной связи 6.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через сумматор 1 и измерительный элемент 2 подается на элемент сравнения 3, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 3 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое через регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что напряжение в бортсети возвращается к номинальному значению (в заданные пределы). Напряжение на выходе цепи обратной связи 6 пропорционально скорости изменения тока в датчике тока 5. Поэтому при быстром изменении тока аккумулятора на выходе цепи обратной связи 6 образуется значительное по величине напряжение, которое через сумматор 1, измерительный элемент 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4 подается на вход генератора и изменяет режим его работы таким образом, что скорость изменения тока аккумулятора уменьшается. В результате стабилизируется работа генератора на переходных режимах.

Принцип работы седьмой, восьмой и девятой полезных моделей заключается в том, что для повышения стабильности работы регулятора в них применена отрицательная обратная связь по скорости изменения тока, протекающего через аккумулятор (или какой то другой мощный потребитель).

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.11, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между выходом генератора (бортсетью) и входом генератора включены последовательно соединенные измерительный элемент 1, элемент сравнения 2, сумматор 3 и регулирующий элемент 4, при этом второй вход сумматора 3 подключен к выходу вспомогательного генератора 5.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через измерительный элемент 1 подается на элемент сравнения 2, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 2 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое подается на первый вход сумматора 3. На второй вход сумматора 3 подается переменное напряжение с выхода вспомогательного генератора 5. С выхода сумматора 3 напряжение подается на вход регулирующего элемента 4, роль которого могут выполнять, например, компаратор или триггер Шмитта с небольшой шириной петли гистерезиса. При изменении напряжения в бортсети изменяется напряжение на первом входе сумматора 3, при этом переменная составляющая выходного напряжения сумматора 3 перемещается относительно порога срабатывания регулирующего элемента 4, что приводит к изменению скважности импульсов на выходе регулирующего элемента 4. В результате ток в обмотке возбуждения генератора изменяется таким образом, что напряжение в бортсети удерживается в заданных пределах.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.12, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между выходом генератора (бортсетью) и входом генератора включены последовательно соединенные измерительный элемент 1, сумматор 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4, при этом второй вход сумматора 2 подключен к выходу вспомогательного генератора 5.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через измерительный элемент 1 и сумматор 2 подается на элемент сравнения 3, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 3 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое подается на вход регулирующего элемента 4. На второй вход сумматора 2 подается переменное напряжение с выхода вспомогательного генератора 5. С выхода сумматора 2 через элемент сравнения 3 напряжение подается на вход регулирующего элемента 4, роль которого могут выполнять, например, компаратор или триггер Шмитта с небольшой шириной петли гистерезиса. При изменении напряжения в бортсети изменяется напряжение на первом входе сумматора 2, при этом переменная составляющая выходного напряжения элемента сравнения 3 перемещается относительно порога срабатывания регулирующего элемента 4, что приводит к изменению скважности импульсов на выходе регулирующего элемента 4. В результате ток в обмотке возбуждения генератора изменяется таким образом, что напряжение в бортсети удерживается в заданных пределах.

Регулятор напряжения, схема которого приведена на Фиг.13, в статическом состоянии имеет следующую конструкцию. Между выходом генератора (бортсетью) и входом генератора включены последовательно соединенные сумматор 1, измерительный элемент 2, элемент сравнения 3 и регулирующий элемент 4, при этом второй вход сумматора 1 подключен к выходу вспомогательного генератора 5.

Работает регулятор следующим образом. Напряжение из бортсети через сумматор 1 и измерительный элемент 2 подается на элемент сравнения 3, где сравнивается с эталонным напряжением. На выходе элемента сравнения 3 образуется напряжение, пропорциональное отклонению напряжения в бортсети от номинального значения, которое подается на вход регулирующего элемента 4. На второй вход сумматора 1 подается переменное напряжение с выхода вспомогательного генератора 5. С выхода сумматора 1 через измерительный элемент 2 и элемент сравнения 3 переменное напряжение подается на вход регулирующего элемента 4, роль которого могут выполнять, например, компаратор или триггер Шмитта с небольшой шириной петли гистерезиса. При изменении напряжения в бортсети изменяется напряжение на первом входе сумматора 1, при этом переменная составляющая выходного напряжения элемента сравнения 3 перемещается относительно порога срабатывания регулирующего элемента 4, что приводит к изменению скважности импульсов на выходе регулирующего элемента 4. В результате ток в обмотке возбуждения генератора изменяется таким образом, что напряжение в бортсети удерживается в заданных пределах.

Принцип работы схем десятой, одиннадцатой и двенадцатой полезных моделей заключается в том, что при помощи вспомогательного генератора переменного напряжения и сумматора, включенного в разрыв цепи отрицательной обратной связи по выходному напряжению генератора, в цепь отрицательной обратной связи по выходному напряжению генератора вводится переменная составляющая. Наличие этой переменной составляющей обеспечивает нормальную работу регулирующего элемента без применения усилителя-интегратора и сопутствующих ему элементов.

На Фиг.1 представлена структурная схема прототипа.

На Фиг.2 - Фиг.13 представлены структурные схемы разработанных устройств.

Литература:

1. Д.А.Соснин. Автотроника. Солон - P.M. 2001 г. с.62-66.

2. Д.А.Соснин. Автотроника. Солон - P.M. 2001 г. с.66-68.

3. С.В.Акимов, Ю.П.Чижков. Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. - М.: ЗАО "КЖИ"За рулем", 2004 г., с.116-117, Рис.3.21.

4. С.В.Акимов, Ю.П.Чижков Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. - М.: ЗАО "КЖИ"За рулем", 2004 г., с.86, Рис.3.3.

1. Регулятор напряжения, содержащий регулирующий элемент, а также последовательно соединенные измерительный элемент и элемент сравнения, отличающийся тем, что между выходом элемента сравнения и входом регулирующего элемента включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к выходу генератора (к бортсети), а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

2. Регулятор напряжения, содержащий измерительный элемент, а также последовательно соединенные элемент сравнения и регулирующий элемент, отличающийся тем, что между выходом измерительного элемента и входом элемента сравнения включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к выходу генератора (к бортсети), а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

3. Регулятор напряжения, содержащий последовательно соединенные измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент, отличающийся тем, что между выходом генератора (бортсетью) и входом измерительного элемента включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

4. Регулятор напряжения, содержащий регулирующий элемент, а также последовательно соединенные измерительный элемент и элемент сравнения, отличающийся тем, что между выходом элемента сравнения и входом регулирующего элемента включен сумматор, а между выходом генератора и бортсетью включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к бортсети, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

5. Регулятор напряжения, содержащий измерительный элемент, а также последовательно соединенные элемент сравнения и регулирующий элемент, отличающийся тем, что между выходом измерительного элемента и входом элемента сравнения включен сумматор, а между выходом генератора и бортсетью включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к бортсети, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

6. Регулятор напряжения, содержащий последовательно соединенные измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент, отличающийся тем, что между бортсетью и входом измерительного элемента включен сумматор, а между выходом генератора и бортсетью включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

7. Регулятор напряжения, содержащий регулирующий элемент, а также последовательно соединенные измерительный элемент и элемент сравнения, отличающийся тем, что между выходом элемента сравнения и входом регулирующего элемента включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и аккумулятором (или каким-то достаточно мощным потребителем электроэнергии) включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к бортсети, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

8. Регулятор напряжения, содержащий измерительный элемент, а также последовательно соединенные элемент сравнения и регулирующий элемент, отличающийся тем, что между выходом измерительного элемента и входом элемента сравнения включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и аккумулятором (или каким-то достаточно мощным потребителем электроэнергии) включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом вход измерительного элемента подключен к бортсети, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

9. Регулятор напряжения, содержащий последовательно соединенные измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент, отличающийся тем, что между выходом генератора (бортсетью) и входом измерительного элемента включен сумматор, а между выходом генератора (бортсетью) и аккумулятором (или каким-то достаточно мощным потребителем электроэнергии) включен датчик тока, а между вторым (сигнальным) выходом датчика тока и вторым входом сумматора включена цепь обратной связи, при этом выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

10. Регулятор напряжения, содержащий регулирующий элемент, а также последовательно соединенные измерительный элемент и элемент сравнения, отличающийся тем, что между выходом элемента сравнения и входом регулирующего элемента включен сумматор, при этом второй вход сумматора подключен к выходу вспомогательного генератора, вход измерительного элемента подключен к бортсети (к выходу генератора), а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

11. Регулятор напряжения, содержащий измерительный элемент, а также последовательно соединенные элемент сравнения и регулирующий элемент, отличающийся тем, что между выходом измерительного элемента и входом элемента сравнения включен сумматор, при этом второй вход сумматора подключен к выходу вспомогательного генератора, вход измерительного элемента подключен к бортсети (к выходу генератора), а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.

12. Регулятор напряжения, содержащий последовательно соединенные измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент, отличающийся тем, что между выходом генератора (бортсетью) и входом измерительного элемента включен сумматор, при этом второй вход сумматора подключен к выходу вспомогательного генератора, а выход регулирующего элемента подключен ко входу генератора.



 

Наверх