Устройство для определения допустимых величины и длительности перегрузки маслонаполненного трансформаторного оборудования

 

Полезная модель относится к области электроэнергетики, в частности к автоматизированным системам управления и диагностики трансформаторного оборудования электрических подстанций.

Технический результат: повышение достоверности определения допустимых величины и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформатора. С помощью датчиков температуры различных частей трансформатора устройство определяет тепловой поток, охлаждающий трансформатор. По величине тока, протекающего по трансформатору, определяется мощность нагрева трансформатора. По данным параметрам устройство определяет допустимое время перегрузки трансформатора в зависимости от требуемого уровня перегрузки и текущего теплового состояния трансформатора. 2 ил.

Полезная модель относится к области электроэнергетики, в частности к автоматизированным системам управления и диагностики трансформаторного оборудования электрических подстанций.

Известно устройство по патенту US 6727821 "Apparatus and method for predicting an overload trip for an electrical power transformer" от 27.04.2004, которое содержит датчик температуры окружающей среды, датчик тока нагрузки, подключенный к одной из обмоток контролируемого силового трансформатора, аналого-цифровой преобразователь, к которым подключены указанные датчики, и вычислительное устройство, к которому по цифровому интерфейсу подключен аналого-цифровой преобразователь.

Вычислительное устройство имеет дискретные выходы для выдачи соответственно предупредительного и аварийного сигналов о недопустимой перегрузке контролируемого силового трансформатора.

В качестве датчика температуры в устройстве может использоваться датчик температуры окружающей среды, либо датчик температуры в определенной точке объема масла в баке трансформатора.

По известным соотношениям, приведенным, например, в стандарте МЭК60067-7, устройство рассчитывает с использованием измеренных значений температуры окружающей среды и тока нагрузки температуру наиболее нагретой точки обмотки (ННТ) и скорость ее изменения.

В предположении, что скорости изменения температуры и расхода ресурса будут оставаться неизменными, устройство рассчитывает значение времени, через которое любой из этих параметров достигнет заданного пользователем предельного значения данного параметра.

Однако учета температуры только в одной точке недостаточно для прогнозного расчета изменения во времени температуры наиболее нагретой точки обмотки трансформатора (ННТ) при заданном коэффициенте перегрузки, на основании которого определяется остающееся время до достижения предельно допустимого значения температуры ННТ.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой полезной модели является устройство для определения допустимых величины и длительности перегрузки силового маслонаполненного

трансформаторного оборудования по патенту РФ 2453859, МПК G01R 31/02, 27.02.2012, содержащее датчик тока трансформаторной обмотки, датчик температуры окружающей среды, аналого-цифровой преобразователь (АЦП), к входам которого подключены указанные датчики, и подключенное к нему вычислительное устройство с дискретными выходами для выдачи предупредительных и аварийных сигналов, датчик температуры в верхних слоях трансформаторного масла, датчик влажности масла, в которое погружена активная часть трансформатора, и датчик температуры масла внутри датчика влажности. При этом все датчики подключены к соответствующим входам аналого-цифрового преобразователя, а подключенное к нему вычислительное устройство снабжено вторым, цифровым, интерфейсом для передачи оператору информации о допустимом времени перегрузки трансформатора в зависимости от требуемого уровня перегрузки и текущего теплового состояния трансформатора. Для трансформаторов с тремя и более обмотками предусмотрено введение двух или более датчиков тока разных обмоток, а также соответствующее уточнение алгоритма определения допустимого времени перегрузки трансформатора в зависимости от его текущего теплового режима, уровня влажности масла в баке трансформатора и прогнозируемого уровня нагрузки всех обмоток.Алгоритм учета содержания воды в бумажной изоляции обмоток в области ННТ основан на измерении относительной влажности залитого в трансформатор масла, расчете его абсолютной влажности, вычислении соответствующего равновесного содержания влаги в бумаге и введении поправочного коэффициента допустимой температуры ННТ.

Основным недостатком известного устройства является низкая достоверность определения допустимых величин и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформатора, обусловленная тем, что для прогнозного расчета изменения во времени температуры наиболее нагретой точки обмотки трансформатора (ННТ) используют температуру окружающей среды, которая не точно характеризует процесс охлаждения трансформатора, так как она не учитывает конкретные условия - ветер, дождь, снег, влажность воздуха, которые существенно влияют на процесс охлаждения.

Кроме этого, низкая достоверность обусловлена также тем, что известное устройство не учитывает конструктивные особенности конкретной модели трансформатора, которые существенно изменяют скорость охлаждения трансформатора.

Задачей заявляемой полезной модели является повышение достоверности определения допустимых величин и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформатора за счет прямого измерения потока тепла, идущего от нагретой обмотки трансформатора в охлаждающую среду.

Технический результат достигается тем, что в устройство для определения допустимых величины и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформаторного оборудования, содержащее датчики тока разных трансформаторных обмоток, датчик температуры верхних слоев трансформаторного масла, залитого в бак трансформатора, датчик влажности масла и датчик температуры масла в указанном датчике влажности, аналогово-цифровой преобразователь, к соответствующим входам которого подключены выходы указанных датчиков, вычислительное устройство с дискретными выходами для выдачи предупредительного и аварийного сигналов, причем вычислительное устройство подключено к выходу аналогово-цифрового преобразователя через первый цифровой интерфейс и к рабочему месту оператора через второй цифровой интерфейс для дистанционной передачи информации по линии связи, при этом вычислительное устройство выполнено с возможностью расчета равновесного содержания влаги в бумажной изоляции трансформаторных обмоток и соответствующего этому содержанию значения предельно допустимой температуры наиболее нагретой точки трансформаторной обмотки, согласно заявляемой полезной модели, введены датчик температуры наиболее нагретой верхней части бака трансформатора и датчик температуры наиболее холодной нижней части бака трансформатора, причем указанные датчики подключены к соответствующим входам аналогово-цифрового преобразователя, при этом вычислительное устройство выполнено с возможностью расчета теплового потока, охлаждающего трансформатор, а также расчета с учетом этого значения зависимости температуры наиболее нагретой точки трансформаторной обмотки от времени и соответственно расчета допустимого времени перегрузки трансформаторного оборудования.

Таким образом, технический результат достигается за счет прямого измерения теплового потока, идущего от нагретой обмотки трансформатора в охлаждающую среду. Для этого, предлагаемое устройство позволяет, кроме измерения тока разных трансформаторных обмоток, измерения температуры верхних слоев трансформаторного масла, измерения влажности масла и температуры масла в указанном датчике влажности, дополнительно измерить температуру наиболее нагретой области верхней части бака трансформатора и температуру наиболее холодной нижней части бака трансформатора. На основе измеренных температур трансформатора вычислительное устройство рассчитывает тепловой поток, охлаждающий трансформатор, а также с учетом этого значения рассчитывает зависимости от времени температуры наиболее нагретой точки обмотки и соответственно остающееся допустимое время работы трансформаторного оборудования до достижения им предельно допустимой температуры, в зависимости от его текущего теплового режима, уровня влажности масла в баке трансформатора и прогнозируемого уровня нагрузки всех обмоток.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена принципиальная структурная схема конкретной реализации предлагаемого устройства для определения допустимых величины и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформаторного оборудования, а на фиг.2 условно изображен бак с трансформаторными обмотками и датчиками температуры.

Цифрами на чертежах обозначены:

1а - датчик температуры наиболее нагретой верхней части бака трансформатора,

lb - датчик температуры наиболее холодной нижней части бака трансформатора,

1с - датчик температуры верхних слоев трансформаторного масла,

2а - датчик тока,

2b - датчик тока,

3 - аналого-цифровой преобразователь

4а, 4b, 4с, 4d, 4е, 4f, 4g - входы аналого-цифрового преобразователя,

5 - вычислительное устройство,

6 - первый цифровой интерфейс,

7 - дискретный выход для выдачи предупредительного сигнала,

8 - дискретный выход для выдачи аварийного сигнала,

9 - датчик влажности трансформаторного масла

10 - датчик температуры для измерения температуры трансформаторного масла в датчике влажности,

11 - второй цифровой интерфейс,

12 - линия связи,

13 - терминал оператора,

14 - бак трансформатора,

15 - трансформаторное масло,

16 - трансформаторные обмотки,

17 - тепловой поток.

Устройство для определения допустимых величины и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформаторного оборудования содержит датчики тока 2а, 2b разных трансформаторных обмоток, датчик 1с температуры верхних слоев трансформаторного масла 15, залитого в бак 14 трансформатора, датчик 9 влажности трансформаторного масла и датчик 10 температуры трансформаторного масла в указанном датчике 9 влажности, аналогово-цифровой преобразователь 3, к соответствующим входам 4d, 4е, 4с, 4f, 4g которого подключены выходы указанных датчиков 2а, 2b, 1с, 9, 10, вычислительное устройство 5 с дискретными выходами 7 и 8 для выдачи соответственно предупредительного и аварийного сигналов о недопустимой перегрузке контролируемого силового трансформатора.

Вычислительное устройство 5 подключено к выходу аналогово-цифрового преобразователя 3 (через первый цифровой интерфейс 6) и к терминалу 13 оператора (через второй цифровой интерфейс 11) для дистанционной передачи (по линии связи 12) информации о допустимом времени перегрузки трансформатора в зависимости от его текущего теплового режима, уровня влажности трансформаторного масла 15 в баке 16 трансформатора и прогнозируемого уровня нагрузки всех трансформаторных обмоток.

Вычислительное устройство 5 выполнено с возможностью расчета равновесного содержания влаги в бумажной изоляции трансформаторных обмоток 16 и соответствующего этому содержанию значения предельно допустимой температуры наиболее нагретой точки трансформаторной обмотки.

Отличием предлагаемого устройства является то, что в него введены датчик 1а температуры наиболее нагретой верхней части бака трансформатора и датчик 1b температуры наиболее холодной нижней части бака трансформатора.

Датчики 1a, 1b подключены к соответствующим входам 4а, 4b аналогово-цифрового преобразователя 3.

Вычислительное устройство 5 выполнено с возможностью расчета теплового потока 17, охлаждающего трансформатор, а также расчета с учетом этого значения зависимости температуры наиболее нагретой точки трансформаторной обмотки от времени и соответственно расчета допустимого времени перегрузки трансформаторного оборудования.

Устройство для определения допустимых величины и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформаторного оборудования работает следующим образом.

Измерения проводят различные датчики (фиг.1): датчик 1а температуры наиболее нагретой области верхней части бака трансформатора, датчик 1b температуры наиболее холодной нижней части бака трансформатора, датчик 1с температуры верхних слоев масла, датчики 2а, 2b тока, подключенные к разным обмоткам контролируемого силового трансформатора, датчик 9 влажности масла, датчик 10 температуры для измерения температуры масла в датчике 9 влажности.

Аналого-цифровой преобразователь 3 с входами 4а4g, к которым соответственно подключены выходы указанных датчиков 1a, 1b, 1с температуры, датчиков 2а, 2b тока, датчика 9 влажности и датчика 10, преобразует аналоговые сигналы в цифровые сигналы.

Вычислительное устройство 5, к которому по первому цифровому интерфейсу 6 подключен аналого-цифровой преобразователь 3 производит все вычисления. Вычислительное устройство имеет дискретные выходы 7 и 8, на которые выдает соответственно предупредительный и аварийный сигналы о недопустимой перегрузке контролируемого силового трансформатора, и второй цифровой интерфейс 11, по которому передает через линию 12 связи на терминал 13 оператора информацию о допустимом времени перегрузки трансформатора в зависимости от его текущего теплового режима, уровня влажности масла в баке 14 трансформатора и прогнозируемого уровня нагрузки всех обмоток.

Для измерения теплового потока, идущего от нагретой обмотки трансформатора в охлаждающую среду, необходимо измерение температуры в двух точках трансформатора, которые расположены на пути теплового потока 17 от нагретой обмотки трансформатора в охлаждающую среду.

Бак 14 трансформатора (фиг.2) залит трансформаторным маслом 15. Внутри бака 14 расположены обмотки трансформатора 16.

От нагретой обмотки 16 тепловые потоки 17 идут к стенкам бака 14, и охлаждают обмотку 16. Датчик 1 с температуры верхних слоев трансформаторного масла (измеренная температура Т1) и датчик 1а температуры наиболее нагретой области верхней части бака трансформатора (измеренная температура Т2) расположены на тепловом потоке 17.

Соответственно тепловой поток Q1 (первый способ), который охлаждает обмотку 16, равен:

где: Т1 - показания датчика 1 с температуры верхних слоев трансформаторного масла, Т2 - показания датчика 1а температуры наиболее нагретой области верхней части бака трансформатора, 12 -тепловая проводимость между датчиками 1а и 1с.

Нагретое обмоткой 16 трансформаторное масло 15, как любая нагретая жидкость, поднимается наверх, поэтому датчик 1а температуры наиболее нагретой области верхней части бака трансформатора показывает большую температуру, чем датчик 1b температуры наиболее холодной нижней части бака трансформатора (измеренная температура Т3).

Соответственно тепловой поток Q2 (второй способ), который охлаждает обмотку 16, равен:

где: Т2 - показания датчика 1а температуры наиболее нагретой области верхней части бака трансформатора, Т3-показания датчика 1b температуры наиболее холодной нижней части бака трансформатора, 23 _ тепловая проводимость между датчиками 1а и 1b.

Тепловой поток Q, исходящий от нагретой обмотки 16 равен:

где: Т41 -температура обмотки 16, Т1 - показания датчика 1с температуры верхних слоев трансформаторного масла, 14 теплопроводность между точками измерения температуры Т1 и Т41. При этом тепловой поток Q равен измеренному значению теплового потока Q1, который охлаждает обмотку 16.

Из этого равенства (Q=Q1) для измеренного значения Q1 определяется Т41:

Аналогично из равенства (Q=Q2) определяется Т42 по измеренным значениям Q2:

Температура Т5 наиболее нагретой точки обмотки трансформатора (ННТ) определим как наибольшая из температур Т41 и Т42:

Разность (P-Q) определяет нагрев или охлаждение трансформатора, где: Р - полная мощность P=(Ri*Ii2), которую выделяют токи Ii, проходящие по обмоткам трансформатора 16, Ri - сопротивления потерь обмоток трансформатора 16. В стационарном состоянии (когда температуры постоянны) (P-Q)=0 (мощность нагрева равно тепловому потоку охлаждения), и таким образом определяется 12 (для первого способа измерения теплового потока охлаждения):

Аналогично для второго способа измерения в стационарном состоянии определяется 23:

Алгоритм учета содержания воды в бумажной изоляции обмоток в области ННТ основан на измерении относительной влажности залитого в трансформатор масла, расчете его абсолютной влажности, вычислении соответствующего равновесного содержания влаги в бумаге и введении поправочного коэффициента допустимой температуры ННТ - подсчета максимального значения T5max.

При (P-Q)>0 происходит увеличение температуры трансформатора, и за интервал времени dt температура Т5 увеличится на dT5:

где: С - теплоемкость трансформатора. В линейном приближении определим время tmax, за которое температура Т5 увеличится до максимального значения T5max:

При этом оценка по формуле (10) - это нижняя граница для tmax, поскольку скорость роста температуры Т5 по мере роста температуры трансформатора будет замедляться. На фиг.3 способ определения допустимых величины и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформаторного оборудования представлен в виде диаграммы.

Из международного стандарта IEC 60354:1991(E) можно произвести численные оценки.

При температуре охлаждающей среды a=20°С, превышение температуры масла в нижней части обмотки br=33°С, превышение температуры масла на выходе из обмотки or=55°С, градиент температуры наиболее нагретой точки Hqr=23°C.

Допустим, что температура бака трансформатора примерно равна температуре масла в соответствующей точке. Тогда при коэффициенте нагрузки (отношении тока трансформатора I к номинальному току) К=1 соответственно получим: температура наиболее холодной нижней части бака трансформатора Т3=a+br=53°С, температура наиболее нагретой области верхней части бака трансформатора Т2=a+or=75°С, температура наиболее нагретой точки обмотки трансформатора (ННТ) T5=a+or+Hqr=98°C. Соответственно (Т2-Т3)=22°С, (Т5-Т2)=23°С, и отношение V2=(23/24)1.

Отсюда видно, что уравнение (5) достаточно хорошо подходит для измерения температуры наиболее нагретой точки обмотки трансформатора Т5: при V2=1 (5) упрощается:

Если для оценки температуры масла на выходе из обмотки (а+or) использовать показания датчика температуры верхних слоев трансформаторного масла Т1, а для оценки градиента температуры наиболее нагретой точки обмотки трансформатора использовать разность (Т2-Т3) (с учетом того, что V2=(23/24)1), тогда выражение (5) можно записать как:

Таким образом, предлагаемое устройство для определения допустимых величины и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформаторного оборудования позволяет непосредственно измерить поток тепла, идущий от нагретой обмотки трансформатора в охлаждающую среду, и рассчитать допустимое времени перегрузки трансформаторного оборудования.

Использование предлагаемого устройства позволит повысить эксплуатационную надежность трансформаторного оборудования за счет более достоверного определения допустимых величин и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформатора благодаря прямому измерению теплового потока, идущего от нагретой обмотки трансформатора в охлаждающую среду.

Устройство для определения допустимых величины и длительности перегрузки силового маслонаполненного трансформаторного оборудования, содержащее датчики тока разных трансформаторных обмоток, датчик температуры верхних слоев трансформаторного масла, залитого в бак трансформатора, датчик влажности масла и датчик температуры масла в указанном датчике влажности, аналогово-цифровой преобразователь, к соответствующим входам которого подключены выходы указанных датчиков, вычислительное устройство с дискретными выходами для выдачи предупредительного и аварийного сигналов, причем вычислительное устройство подключено к выходу аналогово-цифрового преобразователя через первый цифровой интерфейс и к терминалу оператора через второй цифровой интерфейс для дистанционной передачи информации по линии связи, при этом вычислительное устройство выполнено с возможностью расчета равновесного содержания влаги в бумажной изоляции трансформаторных обмоток и соответствующего этому содержанию значения предельно допустимой температуры наиболее нагретой точки трансформаторной обмотки, отличающееся тем, что в него введены датчик температуры наиболее нагретой верхней части бака трансформатора и датчик температуры наиболее холодной нижней части бака трансформатора, причем указанные датчики подключены к соответствующим входам аналогово-цифрового преобразователя, при этом вычислительное устройство выполнено с возможностью расчета теплового потока, охлаждающего трансформатор, а также расчета с учетом этого значения зависимости температуры наиболее нагретой точки трансформаторной обмотки от времени и соответственно расчета допустимого времени перегрузки трансформаторного оборудования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам диагностики и предназначено для исследования параметров работы силового трансформатора и определения для него допустимой длительности перегрузки и эффективности охлаждения.
Наверх