Гусеничная цепь транспортного средства

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, преимущественно к колесным транспортным средствам. Гусеничная цепь транспортного средства включает траки с проушинами, шарнирные оси с антифрикционными элементами, соединительные звенья и дополнительные антифрикционные элементы, установленные в соединительном звене в месте контакта с шарнирной осью. Шарнирные оси выполнены овальной формы в поперечном сечении с возможностью разделения их продольной плоскостью симметрии на две части, в которых выполнены открытые полости, обращенные в сторону плоскостей симметрии. Рабочие поверхности антифрикционных элементов шарнирных осей выполнены заподлицо с общей наружной поверхностью обеих ее частей и расположены в месте их контакта с внутренней поверхностью соединительных звеньев. 1 н.п.ф., 4 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, преимущественно к колесным транспортным средствам

Известно устройство по авт. св-ву 341977, кл. F16C 33/06 «Пара трения скольжения», включающее вал и подшипниковую втулку с выполненными в ней продольными пазами, заполненными твердой смазкой.

Недостаток известного устройства заключается в выполнении определенного количества пазов на подшипниковой втулке или валу, что снижает надежность устройства из-за повышенного удельного давления в шарнире, в результате чего снижается срок службы пары трения скольжения.

Известно устройство по авт. св-ву 160958, кл. В62Д 55/20 «Гусеничная цепь с закрытым шарниром», состоящая из траков с проушинами с запрессованными в них резино-пластмассо-металлическими втулками, с нанесенной на среднюю часть металлической втулки слоем пластмассы.

Недостаток известного устройства заключается в том, что шарнир необходимо защищать от попадания в зону трения абразивных частиц. За счет применения неметаллических материалов в шарнире снижается допускаемое удельное давление, что приводит к снижению срока службы гусеничной цепи.

Известно устройство по авт. св-ву 301466, кл. F16C 19/50 «Шарнирный подшипник», содержащий внутреннее кольцо из металлокерамического материала с рабочим слоем твердой смазки, свободно установленное на валу и в наружном кольце, причем внутреннее кольцо выполнено разъемным в плоскости, перпендикулярной оси вала.

Недостаток заключается в том, что продукты износа трущихся поверхностей шарнира, попадая в разъем внутреннего кольца, увеличивают удельное давление в шарнире, что вызывает повышенный нагрев подшипника, что приводит к повышенному износу шарнирного подшипника, а в случае заклинивания, - к его поломке

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является. «Гусеничная цепь транспортного средства», раскрытая в RU 88638, кл. В62Д 55/205 (прототип), содержащая траки с проушинами, шарнирные оси, антифрикционные элементы с рабочей поверхностью, и соединительные звенья.

Недостаток устройства по прототипу заключается в том, что циклическое нагружение антифрикционного элемента, установленного в теле шарнирной оси, приводит к появлению в ней усталостных трещин на границе прилегания внутренних поверхностей антифрикционного элемента и шарнирной оси, что может привести к ее поломке, в результате чего снижается надежность гусеничной цепи и сокращается срок ее службы.

Предлагаемая конструкция гусеничной цепи транспортного средства устраняет вышеупомянутый недостаток.

В предлагаемой полезной модели «Гусеничная цепь транспортного средства» устройство снабжено дополнительными антифрикционными элементами, которые установлены в соединительных звеньях в местах контакта с шарнирными осями. Шарнирные оси выполнены с возможностью разделения последних продольной плоскостью симметрии на две части, В шарнирных осях выполнены открытые полости, обращенные в сторону плоскостей симметрии. Рабочие поверхности антифрикционных элементов шарнирных осей выполнены заподлицо с их общей наружной поверхностью и расположены в месте контакта с внутренней поверхностью соединительных звеньев. Шарнирные оси выполнены овальной формы в поперечном сечении.

Сопоставительный анализ с прототипом позволил выявить следующие общие с заявленной полезной моделью существенные признаки:

- наличие траков с проушинами

- наличие шарнирных осей

- наличие антифрикционных элементов шарнирной оси с рабочей поверхностью

- наличие соединительных звеньев

Отличительные признаки:

- наличие дополнительных антифрикционных элементов

- дополнительные антифрикционные элементы установлены в соединительных звеньях в местах контакта с шарнирными осями

- шарнирные оси разделены продольной плоскостью симметрии на две части

- в шарнирных осях выполнены открытые полости, обращенные в сторону плоскости симметрии

- рабочие поверхности антифрикционных элементов шарнирных осей выполнены заподлицо с общими наружными поверхностями обеих частей шарнирных осей

- рабочие поверхности антифрикционных элементов шарнирных осей расположены в местах контакта с внутренними поверхностями соединительных звеньев

выполнение шарнирных осей овальной формы в поперечном сечении.

Как видно из сопоставительного анализа, заявленная совокупность существенных признаков является новой, поэтому правомерен вывод о том, что влияние этой совокупности признаков на достигаемый технический результат неизвестен.

Задача, решаемая предложенной полезной моделью - это повышение эксплуатационной надежности гусеничной цепи.

Достигаемый технический результат заключается в возможности существенного увеличении ее срока службы.

Поставленная задача решается за счет того, в гусеничной цепи транспортного средства, включающей траки с проушинами, соединительные звенья и шарнирные оси с антифрикционными элементами с рабочей поверхностью, в соответствии с предложенным техническим решением, устройство снабжено дополнительными антифрикционными элементами, установленными в соединительных звеньях в местах контакта с шарнирными осями, шарнирные оси выполнены с возможностью разделения их продольной плоскостью симметрии на две части, в которых выполнены открытые полости, обращенные в сторону плоскости симметрии, рабочие поверхности антифрикционных элементов шарнирных осей выполнены заподлицо с общей наружной поверхностью обеих частей шарнирных осей и расположены в месте их контакта с внутренними поверхностями соединительных звеньев, при этом шарнирные оси выполнены овальной формы в поперечном сечении.

Сущность технического решения поясняется чертежами:

На фиг.1 - предлагаемое устройство. Общий вид.

На фиг.2 - сечение А-А

На фиг.3 - сечение Б-Б и вид В (нижняя часть шарнирной оси)

На фиг.4 - антифрикционный элемент шарнирной оси (с рабочей поверхностью Г)

Гусеничная цепь транспортного средства включает траки 1 с проушинами 2, в которых выполнены овальные отверстия (на черт. не обозн.), соединительные звенья 3 с круглыми отверстиями, шарнирную ось 4 с головкой 5 и фиксирующийэлемент 6. Головка 5 и фиксирующий элемент 6 предохраняют шарнирную ось 4 от выпадения из проушин 2. Совпадение форм поперечного сечения шарнирной оси 4 и формы отверстия проушин 2 предотвращают проворачивание шарнирной оси 4 относительно трака 1.

Шарнирная ось 4 выполнена из двух симметричных частей: верхней 7 и нижней 8 (см. фиг.2) В поперечном сечении шарнирная ось 4 выполнена овальной формы (см. фиг.2). Антифрикционный элемент шарнирной оси 9 с рабочей поверхностью Г установлен в полостях «е» верхней 7 и нижней 8 частей шарнирной оси 4.

Рабочая поверхность Г антифрикционного элемента шарнирной оси 9 (см. фиг.4) выполнена заподлицо с общей наружной поверхностью Д частей 7 и 8 шарнирной оси 4. Рабочая поверхность Г антифрикционного элемента шарнирной оси 9 расположена в месте ее контакта с внутренней поверхностью Е соединительного звена 3. Дополнительный антифрикционный элемент 10 установлен в соединительном звене 3.

Устройство работает следующим образом:

При движении транспортного средства происходят относительные колебания соединительного звена 3 и трака 1 гусеничной цепи. При этом рабочая поверхность Г антифрикционного элемента шарнирной оси 9 входит в контакт с рабочей поверхностью Е соединительного звена 3, при этом дополнительный антифрикционный элемент 10 контактирует с рабочей поверхностью Г антифрикционного элемента шарнирной оси 9. При определенной нагрузке гусеничной цепи происходит разогрев антифрикционного элемента шарнирной оси 9 и дополнительного антифрикционного элемента 10, верхней 7 и нижней 8 частей шарнирной оси 4 и соединительного звена 3 в месте контакта. При этом антифрикционный элемент шарнирной оси 9 нагревается в большей степени, так как испытывает большее удельное давление (за счет меньшей площади контакта). При тепловом расширении антифрикционный элемент шарнирной оси 9 давит на внутренние поверхности полостей «е», и за счет того, что шарнирная ось 4 выполнена из двух частей - верхней 7 и нижней 8, не возникает внутренних напряжений в теле шарнирной оси 4. Это приводит к тому, что в процессе длительного циклического нагружения элементов гусеничной цепи не возникает усталостных трещин во внутренних поверхностях полостей «е» шарнирных осей 4 (на черт. не обозн.), в результате чего повышается эксплуатационная надежность гусеничной цепи.

При выполнении шарнирной оси 4 овальной формы, истирание рабочих поверхностей Г антифрикционного элемента шарнирной оси 9 происходит в направлении большей оси овала (на черт. не обозн.). За счет того, что отверстие в соединительном звене 3 выполнено круглым, соприкосновение поверхности Д шарнирной оси 4 с внутренней поверхностью Е соединительного звена 3 происходит только в месте рабочего контакта, в результате чего и гусеничная цепь изнашивается только в месте контакта, что приводит к увеличению срока службы гусеничной цепи. Использование в гусеничной цепи дополнительного антифрикционного элемента 10 также приводит к увеличению срока службы устройства за счет увеличения объема антифрикционного материала.

В настоящее время заявителем изготовлена опытная партия гусеничной цепи предлагаемой конструкции.

Поскольку полезная модель осуществима с использованием известных средств производства, можно считать, что она соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».

Гусеничная цепь транспортного средства, включающая траки с проушинами, соединительные звенья и шарнирные оси с антифрикционными элементами с рабочими поверхностями, отличающаяся тем, что гусеничная цепь снабжена дополнительными антифрикционными элементами, установленными в соединительных звеньях в местах контакта с шарнирными осями, шарнирные оси выполнены с возможностью разделения их продольной плоскостью симметрии на две части с выполненными в них открытыми полостями, обращенными в сторону плоскостей симметрии, а рабочие поверхности антифрикционных элементов шарнирных осей выполнены заподлицо с их общей наружной поверхностью и расположены в местах контакта с внутренними поверхностями соединительных звеньев, причем шарнирные оси выполнены овальной формы в поперечном сечении.



 

Наверх