Спаренная установка для запуска зенитных ракет индивидуального пользования

 

Полезная модель относится к военной технике. Спаренная установка содержит основание в виде обоймы, поворотную часть с сиденьем, качающуюся часть в виде арочной рамы коробчатого сечения, несущей кронштейны и хомуты для крепления снаряженных ракетами пусковых труб, элементы прицеливания и механизмы запуска ракет, размещена в устройстве закрепления в боевом и походном положениях, которое установлено в нише платформы для размещения в кузове автомобиля. Устройство закрепления спаренной установки в боевом и походном положениях содержит раму, основание и шарнирно соединенную с рамой складывающуюся опору. Складывающаяся опора, состоящая из стойки и опорной площадки, в походном положении обеспечивает закрепление спаренной установки с помощью винтовых зажимов, взаимодействующих с зацепами, установленными на поворотной части и раме качающейся части спаренной установки. В боевом положении складывающаяся опора находится в нише рамы и закрепляется винтовым механизмом. Платформа обеспечивает размещение в ней боезапаса в штатной упаковке, прибора ночного видения в штатной упаковке и треноги, которую можно использовать при наземном размещении спаренной установки. Платформа адаптирована для установки в кузов определенной марки автомобиля.

Предложение относится к классу оружия и может быть использовано в конструкциях пусковых установок для ракет переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) типа «Игла».

Известно семейство ЗРК RBS-70 (Швеция). Носимый комплекс состоит из пусковой установки на треноге, прицельного устройства и зенитной управляемой ракеты в транспортно-пусковом контейнере (Jane's Land - Based Air Defence 1989-90, p.33-36; Техника и вооружение сухопутных войск капиталистических государств, 1984, вып.5, стр.3-4 и др.).

Ближайшим аналогом предлагаемой полезной модели является спаренная установка для запуска зенитных ракет индивидуального пользования (патент РФ 2088877). В установке имеется основание, поворотная часть с сиденьем, качающаяся часть в виде арочной рамы коробчатого сечения с элементами крепления пусковых труб, механизмами запуска каждой ракеты и прицелом. Поворотная часть выполнена в виде вилки, образованной центральным шкворнем с силовой поперечиной и двух стоек, закрепленных на концах силовой поперечины шарнирно и снабженных элементами фиксации в боевом положении и уравновешивающей пружиной. Основание оснащено складывающимися станинами.

Недостатками прототипа являются:

- невозможность размещения установки на автомобиле из-за отсутствия элементов крепления установки в кузове автомобиля в боевом и походном положениях.

- снижение безопасности пуска ПЗРК из-за стационарного размещения стойки крепления установки в походном положении на основании.

Техническим результатом использования предложения является расширение эксплуатационных возможностей спаренной установки для запуска зенитных ракет индивидуального пользования и повышения безопасности эксплуатации.

Технический результат достигается тем, что спаренная установка для запуска зенитных ракет индивидуального пользования, содержащая основание в виде обоймы и треноги со складывающимися станинами, закрепленную в обойме поворотную часть с сидением, качающуюся часть в виде арочной рамы коробчатого сечения, несущей кронштейны и хомуты для крепления снаряженных ракетами пусковых труб, элементы прицеливания и механизмы запуска ракет размещена в устройстве закрепления в боевом и походном положениях, содержащим раму с основанием, шарнирно соединенную с рамой складывающуюся опору, причем устройство закрепления установлено в нише платформы для размещения в кузове автомобиля, выполненной в виде решетки с настилом.

Сущность предложения поясняется чертежами, где:

На фигуре 1 показан общий вид установки в боевом положении.

На фигуре 2 показан общий вид установки в походном положении.

На фигуре 3 показан общий вид платформы.

На фигуре 4 показан общий вид механизма крепления в боевом положении.

На фигуре 5 показан общий вид механизма крепления в походном положении.

На фигуре 6 показан подпружиненный фиксатор с упором.

На фигуре 7 показан винтовой зажим.

На фигуре 8 показан винтовой механизм.

На фигуре 9 показаны зацепы установки.

Спаренная установка для запуска зенитных ракет индивидуального пользования (фиг.1, 2), предназначенная для размещения в кузове автомобиля, содержит поворотную часть 1, качающуюся часть 2, платформу 3, в нише которой установлена рама 4 с основанием 5 и складывающейся опорой 6.

На каждой стойке поворотной части установлен хомут 7 с резьбовым отверстием, а в каждой проушине рамы качающейся части - переходник 8 с резьбовым отверстием.

Платформа 3 (фиг.3) выполнена в виде решетки сварной конструкции с настилом 9. В настиле предусмотрена ниша 10 для размещения рамы 4. В платформе 3 предусмотрены ячейки 11 с направляющими для боезапаса в штатной упаковке, поддон 12 для треноги и поддон 13 для прибора ночного видения (ПНВ) в штатной упаковке.

В случае наземного размещения спаренной установки поворотная часть ее закрепляется в треноге со складывающимися станинами.

На раме 4 (фиг.4) закреплено основание 5 для установки и закрепления поворотной части 1 спаренной установки, складывающаяся опора 6 и винтовой механизм 17 крепления опоры 6 к раме 4.

Складывающаяся опора 6 (фиг.5) состоит из стойки 14, шарнирно соединенной с рамой 4, и опорной площадки 15, шарнирно соединенной со стойкой 14.

На опорной площадке 15 установлены четыре винтовых зажима 16, предназначенных для закрепления спаренной установки в походном положении и винтовой механизм 17 крепления складывающейся опоры 6 к раме 4. Два винтовых зажима 16 взаимодействуют с хомутами 7, а два других - с переходниками 8.

Шарнирные соединения (фиг.6) складывающейся опоры 6 снабжены подпружиненным фиксатором 18 и упором 19, обеспечивающими при

складывании опоры боевое и походное положения стойки 14 и опорной площадки 15.

Винтовые зажимы 16 (фиг.7) снабжены подпружиненным винтом 20 с буртиком и подпружиненным рычагом блокировки 21. После закрепления спаренной установки в походном положении рычаг блокировки 21, поворачиваясь под действием пружины до упора в стержень винта 20, размещается под его буртиком, ограничивая при этом осевое перемещение винта 20, обеспечивая тем самым блокировку от самоотвинчивания.

Винтовой механизм 17 (фиг.8) снабжен подпружиненным винтом 22 с шарнирной рукояткой 23, выполненной в виде скобы, и корпусом 24. В корпусе 24 выполнена выточка с фасонной поверхностью 25 по периферии. После закрепления складывающейся опоры 6 к раме 4 винтовым механизмом 17 шарнирная рукоятка 23 взаимодействует с фасонной поверхностью 25 корпуса 24, обеспечивая блокировку винта 22 от самоотвинчивания. При закреплении винт 20 взаимодействует с резьбовой втулкой 26 (фиг.5), установленной на раме 4. Шарнирная рукоятка 23 предназначена также для поднятия и опускания складывающейся опоры 6.

Зацепы спаренной установки (фиг.9) выполнены в виде хомутов 7 и переходников 8. Хомут 7 имеет отверстие 27 под болт для закрепления его на стойке поворотной части и выступ 28 с резьбовым отверстием 29 для взаимодействия с винтом 20 винтового зажима 16 при закреплении спаренной установки в походном положении.

Переходник 8 выполнен в виде резьбового стержня с цилиндрическим наконечником 30. Наконечник 30 снабжен лысками 31 для установки в проушины рамы качающейся части и резьбовым отверстием 32 для взаимодействия с винтом 20 винтового зажима 16 при закреплении спаренной установки в походном положении. Переходник 8 закрепляется в проушинах качающейся части гайкой 33 и контрится гайкой 34.

Работа со спаренной установкой для запуска зенитных ракет проводится следующим образом.

Спаренная установка, закрепленная на платформе и размещенная в кузове автомобиля, может находится в боевом и походном положениях.

На фиг.1 показана спаренная установка в боевом положении, при котором складывающаяся опора 6 закреплена винтовым механизмом 17 в сложенном положении на раме 4.

Для проведения боевой работы оператор-зенитчик, находящийся на сидении поворотной части, производит визуальный поиск цели с использованием элементов прицеливания (в ночное время - прибор ночного видения), наводит установку на цель и отслеживает ее перемещение. По углу места спаренная установка наводится за счет поворота качающейся части, а по азимуту за счет поворота поворотной части. После получения команды на обстрел цели, оператор-зенитчик с помощью механизмов запуска ракет производит пуск ракет, которые находились в пусковых трубах, закрепленных на качающейся части.

Для перевода спаренной установки в походное положение (фиг.2) необходимо открепить складывающуюся опору 6 от рамы 4 винтовым механизмом 17, поднять за рукоятку 23 стойку 14 в вертикальное положение (фиг.5) и повернуть опорную площадку 15 в горизонтальное положение, в которых они зафиксируются подпружиненными фиксаторами 18 (фиг.6). Затем стойки поворотной части вместе с качающейся частью повернуть до контакта зацепов, установленных на стойках (хомуты 7) и качающейся части (переходники 8), с опорной площадкой 15, и закрепить в этом положении винтовыми зажимами 16.

Использование предложения расширяет эксплуатационные возможности за счет размещения спаренной установки на автомобиле и возможности проведения боевой работы при его движении, а также повышает безопасность эксплуатации за счет применения складывающейся опоры.

1. Спаренная установка для запуска зенитных ракет индивидуального пользования, содержащая основание в виде обоймы и треноги со складывающимися станинами, закрепленную в обойме поворотную часть с сидением, качающуюся часть в виде арочной рамы коробчатого сечения, несущей кронштейны и хомуты для крепления снаряженных ракетами пусковых труб, элементы прицеливания и механизмы запуска ракет, отличающаяся тем, что она размещена в устройстве закрепления в боевом и походном положениях, содержащим раму с основанием, шарнирно соединенную с рамой складывающуюся опору, причем устройство закрепления установлено в нише платформы для размещения в кузове автомобиля, выполненной в виде решетки с настилом.

2. Спаренная установка по п.1, отличающаяся тем, что складывающаяся опора содержит стойку, шарнирно соединенную со стойкой опорную площадку, снабженную винтовым механизмом крепления опоры к раме и четырьмя винтовыми зажимами, взаимодействующими с зацепами спаренной установки в походном положении.

3. Спаренная установка по п.2, отличающаяся тем, что шарнирные соединения снабжены подпружиненным фиксатором боевого и походного положений опоры, взаимодействующего с упором.

4. Спаренная установка по п.2, отличающаяся тем, что винтовые зажимы содержат подпружиненный винт с буртиком, контактирующим с подпружиненным рычагом блокировки от самоотвинчивания.

5. Спаренная установка по п.2, отличающаяся тем, что винтовой механизм крепления опоры к раме содержит корпус, подпружиненный винт с шарнирной рукояткой в виде скобы, взаимодействующей с периферийной фасонной поверхностью обнижения корпуса, а винт взаимодействует с резьбовой втулкой рамы.

6. Спаренная установка по п.1, отличающаяся тем, что платформа снабжена ячейками с направляющими для боезапаса в штатной упаковке, поддоном для треноги и поддоном для прибора ночного видения в штатной упаковке.

7. Спаренная установка по п.2, отличающаяся тем, что зацепы, размещенные на поворотной части, выполнены в виде хомута с резьбовым отверстием в выступе, а зацепы, размещенные на раме качающейся части, выполнены в виде резьбового стержня с цилиндрическим наконечником, снабженным лысками и резьбовым отверстием.



 

Наверх