Опора трубопровода

 

Полезная модель относится к строительству трубопроводного транспорта и может быть использована при сооружении трубопроводов различного назначения. Задачей, на решение которой направлена заявлена полезная модель, является уменьшение трудоемкости при изготовлении и монтаже опоры и обеспечение надежного стопорения гайки опоры. Технический результат заключается в гарантированном стопорении крепежного элемента опоры в рабочем положении. Поставленная задача решается тем, что в опоре трубопровода, содержащей хомут, состоящий из двух полухомутов, крепежные элементы в виде стержня с головкой, резьбой и гайкой, взаимодействующей со стопором, и, как минимум, одну прокладку между полухомутом и трубопроводом, стопор выполнен в виде планки, имеющей не менее одного отверстия под стержень и выполненные после затяжки гайки отгибы концов планки. 1 н.п. ф-лы, 5 з.п. ф-лы, 6 фиг.

Полезная модель относится к строительству трубопроводного транспорта и может быть использована при сооружении трубопроводов различного назначения.

Известна опора трубопровода, содержащая опорный модуль, состоящий из корпуса, в котором размещены ложемент, выполненный в виде профильного катка, шарнирно закрепленные коромысло и подпружиненные рычаги, причем оси шарниров рычагов не совпадают с осями шарниров коромысла и смещены в сторону оси ложемента. При этом коромысло снабжено роликами, взаимодействующими с подпружиненными рычагами, а ложемент закреплен в коромысле с возможностью вращения. Опора трубопровода имеет два опорных модуля, расположенных попарно по обе стороны трубопровода, корпус дополнительно оснащен цилиндрическими кассетами с размещенными в них предварительно сжатыми пружинами, балкой, расположенной на ложементах и снабженной профильными катками, взаимодействующими с трубопроводом, и датчиками линейного перемещения корпуса относительно балки. При этом корпус модуля закреплен на колонне с возможностью вертикального перемещения (патент РФ на изобретение 2462642, МПК F16L 3/20. Опубл. 27.09.2012 г.).

Известна также опора трубопровода, содержащая основание, ложемент для трубопровода и соединяющую их силовую стойку, выполненную в виде верхней и нижней труб, соединенных телескопически, ложемент состоит из центральной и двух боковых частей, поверхность опорного элемента центральной части ложемента перпендикулярна оси силовой стойки, а поверхности опорных элементов двух боковых его частей расположены под углом к поверхности опорного элемента центральной части, в которой опорный элемент каждой боковой части ложемента соединен с плечом, по меньшей мере, одного двуплечего рычага, шарнирно связанного с верхней трубой силовой стойки. А центральная часть ложемента соединена с патрубком, соединенным телескопически с верхней трубой силовой стойки, и опирается на вторые плечи двуплечих рычагов боковых частей ложемента, при этом опора снабжена средством осевого перемещения верхней трубы (патент РФ на изобретение 2449197, МПК F16L 3/00. Опубл. 27.04.2012 г.).

Однако эти опоры конструктивно сложны и металлоемки.

Наиболее близкой к предлагаемому по своей технической сущности является опора трубопровода, содержащая хомут, состоящий из двух полухомутов со стягивающими крепежными элементами в виде стержня с головкой и резьбой, соединяющие полухомуты при помощи гайки, взаимодействующей со стопором, и, как минимум, одну прокладку между полухомутом и трубопроводом (патент РФ на полезную модель 31272, МПК F16L 3/10. Опубл. 27.07.2003 г.).

В этой опоре роль стопора выполняет контргайка, применение которой требует увеличения длины крепежного элемента, например, болтов или винтов, а также соблюдения требований к качеству их затяжки: отклонение фактического крутящего момента от требуемой величины не должно превышать 0+20%.

Все это приводит к увеличению стоимости опоры из-за большого количества дополнительных гаек и увеличенных по длине болтов/винтов, трудоемкости монтажных работ из-за закручивания двойного количества гаек. При этом фрикционное стопорение контргайкой не гарантирует надежного стопорения гайки при вибрации трубопровода.

Задачей, на решение которой направлена заявлена полезная модель, является уменьшение трудоемкости при изготовлении и монтаже опоры и обеспечение надежного стопорения гайки опоры.

Технический результат заключается в гарантированном стопорении крепежного элемента опоры в рабочем положении.

Поставленная задача решается тем, что в опоре трубопровода, содержащей хомут, состоящий из двух полухомутов, крепежные элементы в виде стержня с головкой, резьбой и гайкой, взаимодействующей со стопором, и, как минимум, одну прокладку между полухомутом и трубопроводом, стопор выполнен в виде планки, имеющей не менее одного отверстия под стержень и выполненные после затяжки гайки отгибы концов планки.

Выполнение стопора в виде планки, имеющей не менее одного отверстия под стержень, снижает стоимость изготовления опоры за счет исключения контргайки и уменьшения длины крепежного изделия.

А выполненные после затяжки гайки отгибы концов планки обеспечивают надежное жесткое стопорение гайки.

На фиг.1 показана бескорпусная подвижная опора трубопровода, общий вид; на фиг.2 - вид А на стопор головки крепежного элемента и стопор гайки (планка с одним отверстием); на фиг.3 - вид А на стопор гаек (планка с двумя отверстиями); на фиг.4 - вид Б на стопор гайки (планка с одним отверстием); на фиг.5 - вид Б на стопор гаек (планка с двумя отверстиями); на фиг 6 - планка с двумя отверстиями и полукруглыми вырезами на ее концах.

Бескорпусная опора трубопровода 1 содержит (фиг.1) хомут, состоящий из двух полухомутов 2 и 3, прокладок 4 и 5, размещенных между внутренней поверхностью полухомутов 2, 3 и наружной поверхностью трубопровода 1, крепежные элементы, состоящие из стержня 6 с головкой 7, резьбой 8 и гайкой 9, стопор в виде планки 10 с одним отверстием 11 или двумя отверстиями 11, 12 (фиг.6). При этом в качестве стержня 6 с головкой 7 и резьбой 8 может быть выбран болт или винт. Полухомуты 2 и 3 снабжены ребрами 13, выполняющими функцию ребер жесткости для упоров 14 (фиг.1, 2, 3). Ребра 13 хомута 3 выполняют также функцию стопора головки 7, помещенной между ними (фиг.2). Отгибы 15 и 16 (фиг.2-5) концов планки 10 обеспечивают стопорение гайки 9. Опора располагается (фиг.1) на основании 17 (строительной конструкции).

В качестве материала прокладок 4, 5 может быть использована, например, диэлектрическая резина.

Для защиты планки 10 от разрушения под воздействием коррозии она изготавливается из нержавеющей стали, например, марки 12Х18Н9 или защищается антикоррозийным покрытием.

Опора трубопровода работает следующим образом.

Полухомуты 2 и 3 располагают закрепленными на них прокладками 4 и 5 на трубопроводе 1 и стягивают расчетным количеством крепежных элементов, создавая расчетным моментом затяжки гайки 9, необходимое, в зависимости от назначения опоры (подвижная, неподвижная, бескорпусная, корпусная), удерживающее трубопровод 1 усилие.

При этом головка 7 крепежного элемента зажата между ребрами 13, удерживающими ее от проворота.

При применении опоры с двумя гайками используется стопор в виде планки 10 с одним отверстием 11, при этом гайка 9 после затяжки стопорится с помощью отгиба 15 конца планки 10 на упор 14 хомута 2 и отгиба 16 другого конца планки 10 на одну из торцевых поверхностей гайки 9 (фиг.2, 4). Причем отгибы 15, 16 концов планки 10 отогнуты в противоположные стороны.

При применении опор с количеством гаек более двух используется необходимое количество стопоров в виде планки 10 с двумя отверстиями 11, 12, при этом отгибы 15, 16 концов планки 10 осуществляют на одну из торцевых поверхностей гаек 9 (фиг.3, 5). В этом случае отгибы 15, 16 концов планки 10 отогнуты в одну сторону.

За счет полукруглых вырезов 18 на концах планки 10 с одним отверстием 11 или с двумя отверстиями 11, 12 (фиг.6) образуются лапки 19, позволяющие уменьшить усилие отгиба концов планки 10 и позволяющие стопорить гайку(и) 9 при любом расположении ее(их) торцевых поверхностей относительно концов планки 10.

Опора может быть размещена на опорной строительной конструкции - основании 17 (подвижная бескорпусная опора) с возможностью перемещений или жестко закреплена на основании 17 (неподвижная бескорпусная опора).

Для теплоизолированных трубопроводов опору снабжают жестко связанным с хомутом полым корпусом, как свободно перемещающимся по основанию 17 (подвижная корпусная опора), так и жестко закрепленным на нем (неподвижная корпусная опора). При этом полый корпус может быть выполнен в виде цилиндра, иметь квадратный или прямоугольный профиль, а также может быть заполнен теплоизолирующим материалом, иметь внешние кронштейны для теплоспутников.

Предлагаемая опора относится к фрикционным, удерживающее усилие в которых обеспечивается силой трения зажатых между трубопроводом и опорой упругих прокладок.

Заявленная полезная модель имеет надежную фиксацию крепежного элемента опоры в рабочем положении, что сохраняет удерживающее трубопровод усилие в процессе эксплуатации опоры.

1. Опора трубопровода, содержащая хомут, состоящий из двух полухомутов, крепежные элементы в виде стержня с головкой, резьбой и гайкой, взаимодействующей со стопором, и, как минимум, одну прокладку между полухомутом и трубопроводом, отличающаяся тем, что стопор выполнен в виде планки, имеющей не менее одного отверстия под стержень и выполненные после затяжки гайки отгибы концов планки.

2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что в планке с одним отверстием концы планки отогнуты в противоположные стороны.

3. Опора по п.1, отличающаяся тем, что в планке с двумя отверстиями концы планки отогнуты в одну сторону.

4. Опора по п.1, отличающаяся тем, что на концах планки выполнены полукруглые вырезы.

5. Опора по п.1, отличающаяся тем, что планка выполнена из нержавеющей стали.

6. Опора по п.1, отличающаяся тем, что на планку нанесено антикоррозийное покрытие.



 

Похожие патенты:

Нержавеющий металлический хомут для крепления труб относится к приспособлениям для перпендикулярного соединения деталей между собой и может найти применение при соединении труб различного сечения в оборудовании детских и спортивных площадок, быстровозводимых конструкций, сборно-разборных ограждений.
Наверх