Система экстренного торможения транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортной техники, преимущественно железнодорожной. Система экстренного торможения содержит тормозной узел, включающий педаль (1) тормоза, выполненную подпружиненной посредством пружины (2). Педаль (1) тормоза связана через рычажно-шарнирный механизм с рабочими тормозными цилиндрами. Система содержит электронный командный блок (3), выполненный с возможностью обеспечения дистанционного управления, например, через радиоканал. К его выходу подключен актуатор (4), связанный тросовой передачей (9) с педалью (1) тормоза, например, через выдвигающийся шток (8). Крепление тросовой передачи (9) к педали тормоза выполнено с возможностью обеспечения самостоятельного функционирования педали (1) тормоза. Такая конструкция повышает эксплуатационную эффективность системы, позволяя дистанционно управлять началом и процессом торможения вне зависимости от водителя, при этом не влияя на работу штатной тормозной системы транспортного средства. 4 з.п. ф-лы. 1 ил.

Полезная модель относится к области транспортной техники и может использоваться для дистанционного управления тормозной системой транспортного средства, преимущественно автомобиля, при его передвижении по железнодорожному пути.

Известны тормозные системы, в которых транспортное средство снабжено дополнительными тормозными элементами, например, устанавливаемыми под протектором колес тормозными колодками, приводящимися водителем в рабочее положение через тросовую систему рычагом экстренной остановки (например, RU 2049002 С1, 1995). Однако такие системы малоэффективны, поскольку процесс торможения инициирует сам водитель.

Известны также системы торможения, в которых сигнал на торможение передается водителю по радиоканалу извне транспортного средства (например, RU 2240600 С1, 2004). Это позволяет лучше оценить оперативную обстановку на пути транспортного средства, однако такие системы также малоэффективны, поскольку само начало торможения зависит только от водителя.

Известны и другие системы экстренного торможения (например, SU 1661822 А1, 1991; RU 2110848 С1, 1998; US 4949817 А, 1991; JP 2003-122244, 2003). Однако во всех из них не предусмотрена возможность дистанционного торможения, без вмешательства водителя, например, не владеющего оперативной информацией о состоянии пути, заснувшего, потерявшего сознание и т.д. Особенно актуальной становится проблема экстренного торможения при движении транспортного средства по железнодорожным путям.

Из известных устройств наиболее близким к предложенному является система экстренного торможения, содержащая тормозной узел, включающий выполненную подпружиненной педаль тормоза, связанную через рычажно-шарнирный механизм с рабочими тормозными цилиндрами (RU 74507 U1, 2008). В этом устройстве для дублирования тормозной системы введена вспомогательная педаль тормоза, связанная с рабочими тормозными гидроцилиндрами и размещенная вблизи от основной педали тормоза, при этом экстренное торможение транспортного средства может осуществляться без участия водителя при нажатии на вспомогательную педаль сопровождающим водителя лицом (например, инструктором).

Однако такая система не позволяет обеспечить экстренное торможение транспортного средства в необходимых случаях дистанционно и вне зависимости от «человеческого фактора», например, когда водитель и сопровождающие лица не имеют оперативной информации о создавшейся неблагоприятной обстановке на пути следования.

Задача, решаемая полезной моделью, состоит в создании системы экстренного торможения транспортного средства, лишенного недостатков прототипа. Технический результат, обеспечиваемый полезной моделью, заключается в повышении эксплуатационной эффективности тормозной системы за счет независимого от водителя дистанционного дублирования тормозной системы.

Это достигается тем, что в систему экстренного торможения транспортного средства, содержащую тормозной узел, включающий выполненную подпружиненной педаль тормоза, связанную через рычажно-шарнирный механизм с рабочими тормозными цилиндрами, введены электронный командный блок и подключенный к его выходу актуатор, связанный тросовой передачей с педалью тормоза, при этом электронный командный блок выполнен с возможностью обеспечения дистанционного управления, а крепление тросовой передачи к педали тормоза выполнено с возможностью обеспечения самостоятельного функционирования педали тормоза. Актуатор может быть выполнен в виде размещенного в герметичном корпусе привода линейных перемещений на основе двигателя постоянного электрического тока, при этом он снабжен выдвигающимся штоком. Крепление тросовой передачи к педали тормоза может быть выполнено быстросъемным. Электронный командный блок может быть снабжен радиоприемником управляющего сигнала. Электронный командный блок может быть снабжен связанной с ним электрической цепью управляющей кнопкой.

Указанный технический результат обеспечивается всей совокупностью существенных признаков.

На чертеже показана структурная схема системы экстренного торможения транспортного средства.

Она содержит тормозной узел, включающий педаль 1 тормоза, выполненную подпружиненной посредством пружины 2. Педаль 1 тормоза связана через рычажно-шарнирный механизм с рабочими тормозными цилиндрами, например, гидроцилиндрами или пневмоцилиндрами (на чертеже не показаны). Система содержит электронный командный блок 3 и подключенный к его выходу актуатор 4, который может быть выполнен преимущественно в виде размещенного в герметичном корпусе 5 привода 6 линейных перемещений на основе двигателя 7 постоянного тока и снабжен выдвигающимся штоком 8. Электронный командный блок 3 выполнен с возможностью обеспечения дистанционного управления, например, преимущественно снабжен радиоприемником управляющего сигнала, подаваемого извне транспортного средства, или размещенной в транспортном средстве управляющей кнопкой, связанной электрической цепью с электронным командным блоком 3 (на чертеже не показаны). Актуатор 4 связан тросовой передачей 9 с педалью 1 тормоза. Крепление тросовой передачи 9 к педали 1 тормоза выполнено с возможностью самостоятельного функционирования педали 1 тормоза и может быть выполнено быстросъемным.

При подаче управляющего сигнала, например, по радиоканалу, на электронный командный блок 3, он вырабатывает электрический сигнал, величиной преимущественно 12 В, подаваемый на актуатор 4. Актуатор 4 через тросовую передачу 9 передает механическое усилие на педаль 1 тормоза и движение транспортного средства затормаживается. Дистанционное управление, помимо радиоканала или электрической цепи, возможно также осуществить с использованием автоматической локомотивной сигнализации, при этом размещаемое на железнодорожном пути транспортное средство должно быть снабжено приемными индуктивными катушками, связанными посредством магнитного поля с рельсами (на чертеже не показаны). Система имеет преимущественно два положения - транспортное, при нахождении транспортного средства на дорогах общего пользования, и рабочее, при нахождении на железнодорожном пути. Установленная на транспортное средство система торможения не создает препятствий для функционирования его штатной тормозной системы, т.е. педаль (1) тормоза может использоваться самостоятельно, независимо от системы торможения в целом. Система торможения легко монтируется и, при необходимости, демонтируется. Ее использование особенно эффективно при движении транспортного средства по железнодорожному пути, когда требуется экстренно прекратить движение транспортного средства в зависимости от оперативной обстановки на путях, которой может в данный момент не владеть водитель. При этом начало и процесс экстренного торможения может осуществляться автоматически с полным исключением «человеческого фактора».

Полезная модель, выполненная в соответствии с полезной моделью, обладает более высокой эксплуатационной эффективностью по сравнению с аналогичными известными, обеспечивая независимое от водителя дублирование тормозной системы. Система экстренного торможения проста по конструкции и обладает высокой степенью универсальности, что позволяет применять ее на любых транспортных средствах.

1. Система экстренного торможения транспортного средства, содержащая тормозной узел, включающий выполненную подпружиненной педаль тормоза, связанную через рычажно-шарнирный механизм с рабочими тормозными цилиндрами, отличающаяся тем, что в нее введены электронный командный блок и подключенный к его выходу актуатор, связанный тросовой передачей с педалью тормоза, при этом электронный командный блок выполнен с возможностью обеспечения дистанционного управления, а крепление тросовой передачи к педали тормоза выполнено с возможностью обеспечения самостоятельного функционирования педали тормоза.

2. Система экстренного торможения по п.1, отличающаяся тем, что актуатор выполнен в виде размещенного в герметичном корпусе привода линейных перемещений на основе двигателя постоянного электрического тока, при этом он снабжен выдвигающимся штоком.

3. Система экстренного торможения по п.1, отличающаяся тем, что крепление тросовой передачи к педали тормоза выполнено быстросъемным.

4. Система экстренного торможения по п.1, отличающаяся тем, что электронный командный блок снабжен радиоприемником управляющего сигнала.

5. Система экстренного торможения по п.1, отличающаяся тем, что электронный командный блок снабжен связанной с ним электрической цепью управляющей кнопкой.



 

Похожие патенты:

Технический результат повышение эффективности гашения вертикальных колебаний сиденья в зависимости от интенсивности изменения возмущающего воздействия на сиденье при колебании в широком амплитудно-частотном диапазоне
Наверх