Шарнирно-рычажный механизм с кривошипом, кулисой, ползуном, шатуном и балансиром

 

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может быть применена в учебных лабораториях по теоретической и прикладной механике, по теории механизмов и машин и другим общетехническим дисциплинам технических вузов, техникумов и технических училищ.

Известный шарнирно-рычажный механизм имеет неизменяемые длины звеньев и неизменяемые положения опор. Это не позволяет проводить исследования по выявлению зависимостей, например, величин скоростей и ускорений точек механизма от длины звеньев.

В предложенном механизме все звенья выполнены телескопическими с клеммами на концах, а площадки, на которых расположены опоры, стали иметь возможность изменять свои положения. Это позволило обучающимся проводить учебно-исследовательскую работу по выявлению, например, величин скоростей и ускорений, а также сил взаимодействия звеньев, от размеров звеньев и положения их опор. 1 ил.

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может быть применена в учебных лабораториях по теоретической и прикладной механике, по теории механизмов и машин и другим общетехническим дисциплинам технических вузов, техникумов и технических училищ.

Известен многозвенный шарнирно-рычажный механизм (Анализ и синтез плоских механизмов / Маркин Ю.С., Наумов Л.Г., Маркин О.Ю. и др./ Под редакцией д.т.н., профессора Маркина Ю.С.- Казань, Татарское кн. изд-во, 2003, стр.114, задания 291-295), начальное положение опор и длины звеньев которого определяются соответствующими размерами а, b, с, d, e, f, к, состоящий из кривошипа, направленного вверх с левым уклоном под углом 60° к горизонту и шарнирно связанного с ползуном, внутри которого проходит шток кулисы с возможностью скольжения, направленный вверх с левым уклоном, который нижним своим концом связан с неподвижным вращательным шарниром, расположенным ниже и левее неподвижного вращательного шарнира, которым кривошип связан со станиной, расстояние между этими шарнирами равно: по горизонтали - 0,36 м, по вертикали - 0,18 м, шток кулисы имеет ответвление жестко связанное с ним и равное ему по размеру и направленное под углом 46° вниз с правым уклоном, конец которого связан шарнирно с шатуном, направленным вниз с левым уклоном, который нижним своим концом шарнирно связан с балансиром по середине его длины, направленным вниз с правым уклоном, нижний конец которого связан с неподвижным вращательным шарниром, расположенным на одной вертикали с неподвижным шарниром кулисы, расстояние между которыми равно 0,48 м, длина балансира равна тому же размеру, длина шатуна - 0,54 м, длина кривошипа равна 0,15 м.

Основной недостаток известного многозвенного шарнирно-рычажного механизма заключается в том, что он имеет постоянные размеры звеньев и постоянное положение опор, не позволяющих проводить исследования по отысканию зависимостей, например, величин скоростей и ускорений характерных точек механизма от размеров его звеньев, величин сил взаимодействия его звеньев от их размеров.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в том, чтобы сделать звенья механизма изменяемыми по длине с соответствующим изменением положения их опор с тем, чтобы можно было проводить исследования по выявлению зависимостей величин скоростей и ускорений характерных точек механизма от размеров звеньев и положения их опор, а также зависимостей величин сил взаимодействия от размеров звеньев.

Технический результат достигается тем, что в шарнирно-рычажном механизме с кривошипом, кулисой, ползуном, шатуном и балансиром, состоящем из кривошипа, направленного вверх с левым уклоном под углом 60° к горизонту и шарнирно связанного с ползуном, внутри которого проходит шток кулисы с возможностью скольжения, направленный вверх с левым уклоном, который нижним своим концом связан с неподвижным вращательным шарниром, расположенным ниже и левее неподвижного вращательного шарнира, которым кривошип связан со станиной, шток кулисы имеет ответвление, жестко связанное с ним и направленное под углом вниз с правым уклоном, конец которого связан шарнирно с шатуном, направленным вниз с левым уклоном, который нижним своим концом шарнирно связан с балансиром по середине его длины, направленным вниз с правым уклоном, нижний конец которого связан с неподвижным вращательным шарниром, расположенным на одной вертикали с неподвижным шарниром кулисы, согласно нашему предложению, все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими, наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам, а площадки, на которых находятся основания неподвижных вращательных шарниров, выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.

Такое исполнение шарнирно-рычажного механизма позволило изменять размеры его звеньев и положения их опор и исследовать зависимость, например, скоростей и ускорений характерных точек механизма, а также других характеристик, например, силовых, от размеров звеньев и положения их опор.

На фиг. представлена принципиальная схема шарнирно-рычажного механизма.

Шарнирно-рычажный механизм с кривошипом, кулисой, ползуном, шатуном и балансиром, начальное положение опор и длины звеньев которого определяются соответствующими размерами а, b, с, d, e, f, к, состоит из кривошипа AO1, направленного вверх с левым уклоном под углом 60° к горизонту и шарнирно связанного с ползуном 1, внутри которого проходит шток ВС кулисы с возможностью скольжения. Шток направлен вверх с левым уклоном, который нижним своим концом связан с неподвижным вращательным шарниром С, расположенным ниже и левее неподвижного вращательного шарнира О1, которым кривошип связан со станиной. Расстояние между этими шарнирами равно: по горизонтали - 0,36 м, по вертикали - 0,18 м. Шток ВС кулисы имеет ответвление DC, жестко связанное с ним, равное ему по размеру и направленное под углом 46° вниз с правым уклоном. Конец ответвления связан шарнирно с шатуном DE, направленным вниз с левым уклоном, который нижним своим концом шарнирно связан с балансиром KEF по середине его длины в точке E, направленным вниз с правым уклоном.

Нижний конец балансира связан с неподвижным вращательным шарниром F, расположенным на одной вертикали с неподвижным шарниром С кулисы, расстояние между которыми равно 0,48 м. Длина балансира равна тому же размеру. Длина шатуна - 0,54 м. Длина кривошипа равна 0,15 м.

Все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими. Наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам. Например, шатун DE имеет наружный стержень 2 и клемму 3, расположенную на конце звена. Площадки, на которых находятся основания неподвижных вращательных шарниров О1, С, F, выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, соответственно 4, 5, 6, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих, соответственно 7, 8, 9 и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.

Шарнирно-рычажный механизм работает следующим образом.

Например, изменяем длину кривошипа AO1. Для этого ослабляем затяжку резьбовых крепежных элементов клеммы, выдвигаем внутренний стержень из наружного и устанавливаем нужную длину кривошипа, а затем жестко соединяем стержни с помощью клеммы затяжкой резьбовых крепежных элементов. При этом изменяется скорость точки А, которая определяется по формуле

,

где 1 - угловая скорость кривошипа; - длина кривошипа.

При увеличенной длине кривошипа увеличивается и величина скорости точки А. С изменением скорости точки А происходит изменение скоростей и других характерных точек механизма, например, точек В, D, Е, К. Изменяя ступенчато длину кривошипа и определяя скорости характерных точек механизма, можно выявлять зависимость величин скоростей точек от длины кривошипа.

Аналогично можно определять зависимости и величин ускорений характерных точек от длины кривошипа, а также сил взаимодействия звеньев механизма, известными методами теоретической механики и теории механизмов и машин. Следует сказать, что можно определять скорости и ускорения не только характерных точек механизма, но и любых других точек, принадлежащих звеньям рассматриваемого механизма.

По аналогии можно изменять размеры и других звеньев и выявлять необходимые зависимости. Опыт показывает, что у предложенного механизма появились огромные возможности в осуществлении различных сочетаний в изменении длин звеньев, а у обучающихся - широкие возможности для проведения учебно-исследовательской работы.

Задача, поставленная перед полезной моделью, полностью выполнена.

Шарнирно-рычажный механизм с кривошипом, кулисой, ползуном, шатуном и балансиром, состоящий из кривошипа, направленного вверх с левым уклоном под углом 60° к горизонту и шарнирно связанного с ползуном, внутри которого проходит шток кулисы с возможностью скольжения, направленный вверх с левым уклоном, который нижним своим концом связан с неподвижным вращательным шарниром, расположенным ниже и левее неподвижного вращательного шарнира, которым кривошип связан со станиной, шток кулисы имеет ответвление, жестко связанное с ним и направленное под углом вниз с правым уклоном, конец которого связан шарнирно с шатуном, направленным вниз с левым уклоном, который нижним своим концом шарнирно связан с балансиром по середине его длины, направленным вниз с правым уклоном, нижний конец которого связан с неподвижным вращательным шарниром, расположенным на одной вертикали с неподвижным шарниром кулисы, отличающийся тем, что все рычажные звенья механизма выполнены телескопическими, наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными от начала звеньев к их концам, а площадки, на которых находятся основания неподвижных вращательных шарниров, выполнены с возможностью перемещения вдоль вертикальных направляющих, которые закреплены к станине с возможностью перемещения их вдоль горизонтальных направляющих и жесткого закрепления и тех и других к направляющим.



 

Наверх