Упругая муфта

 

Полезная модель относится к области машиностроения и предназначена для использования в конструкциях пассажирских вагонов железнодорожного транспорта для передачи крутящего момента от колесной пары к подвагонному генератору. Упругая муфта содержит первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, надеваемую на ведомый вал, элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, три подшипника качения, установленные между концентрично расположенными втулками полумуфт и закрепленные на второй полумуфте двумя гайками, между которыми установлено стопорное кольцо. Втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов. На первой полумуфте болтами закреплен кожух. В плоскости, перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов выполнено местное ослабление прочности элемента из эластичного материала в виде соединенных с этим элементом металлических колец, соединенных между собой заклепками, изготовленными из стали или алюминиевого сплава. В первой полумуфте выполнена канавка, в которую вставлено пружинное кольцо. Технический результат - повышение надежности упругой муфты, позволяющей исключить самопроизвольное отвинчивание гаек и перемещения первой полумуфты вдоль оси ведомого и ведущего валов. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения и предназначена для использования в конструкциях пассажирских вагонов железнодорожного транспорта для передачи крутящего момента от колесной пары к подвагонному генератору.

Известна упругая муфта (патент RU 92121 F16D 3/00, опубл. 10.03.2010), включающая первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, надеваемую на ведомый вал, и элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами. Втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов. Между концентрично расположенными втулками полумуфт установлены три подшипника качения. В плоскости, перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов, выполнено местное ослабление прочности элемента из эластичного материала в виде соединенных с этим элементом металлических колец, соединенных между собой заклепками.

Однако указанная известная муфта имеет следующие недостатки:

1. Для нормальной работы упорного подшипника необходим определенный нормативами осевой зазор, который в данной муфте регулируется двумя гайками, но в процессе эксплуатации муфты вследствие знакопеременных колебательных движений первой полумуфты вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов возможно самопроизвольное отвинчивание гаек. Это приведет к значительному увеличению осевого зазора в упорном подшипнике и, впоследствии, заклиниванию последнего.

2. При резком торможении вагона или жесткой сцепке вагонов под действием сил инерции, возникающих между вагоном и тележкой вагона, из-за пружинящих (упругих) свойств элемента из эластичного материала происходят знакопеременные перемещения первой полумуфты вдоль оси ведомого и ведущего валов, что приводит преждевременному износу внутренней поверхности данной полумуфты.

Техническим результатом, на который направлена заявленная полезная модель, является создание упругой муфты повышенной надежности, позволяющей исключить самопроизвольное отвинчивание гаек и перемещения первой полумуфты вдоль оси ведомого и ведущего валов.

Для достижения указанного технического результата в упругой муфте, включающей первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, надеваемую на ведомый вал, элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, подшипники качения, установленные между концентрично расположенными втулками полумуфт и закрепленные на второй полумуфте гайками, при этом втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов, а в плоскости, перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов выполнено местное ослабление прочности элемента из эластичного материала в виде соединенных с этим элементом металлических колец, соединенных между собой заклепками, согласно полезной модели, содержит стопорное кольцо, установленное между гайками, закрепляющими подшипники качения на второй полумуфте, и пружинное кольцо, вставленное в канавку, выполненную в первой полумуфте.

На первой полумуфте болтами закреплен кожух.

Между концентрично расположенными втулками полумуфт установлены, по меньшей мере, три подшипника качения.

Подшипники качения закреплены на второй полумуфте, по меньшей мере, двумя гайками.

Заклепки, соединяющие между собой металлические кольца, выполнены из стали или алюминиевого сплава.

Сущность полезной модели поясняется чертежом.

На фигуре представлена заявляемая упругая муфта в разрезе.

Упругая муфта содержит первую полумуфту 1 с фланцем, соединенную с ведущим карданным валом 2, вторую полу муфту 3 с фланцем, надеваемую на ведомый вал 4 подвагонного генератора 5 и элемент из эластичного материала 6, связанный с обеими полумуфтами 1 и 3. Втулка первой полумуфты 1 охватывает втулку второй полумуфты 3 с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого 4 и ведущего 2 валов.

Между концентрически расположенными втулками полумуфт 1, 3 установлены три подшипника качения, при этом по краям расположены радиальные подшипники качения 9, а между ними упорный подшипник качения 10. Поворот относительно друг друга полумуфт 1 и 3 вокруг продольной оси вала 4 генератора 5 возможен за счет наличия подшипников качения 9 и 10. Крепление подшипников на второй полу муфте осуществлено гайками 25 и 26. Гайка 25 позволяет регулировать необходимый для нормальной работы подшипников осевой зазор. Между гайками 25 и 26 установлено стопорное кольцо 7, препятствующее самопроизвольному отвинчиванию гаек 25 и 26. Кроме того, гайкой 26 и стопорным кольцом 7 фиксируется положение гайки 25.

В первой полумуфте 1 выполнена канавка, в которую вставлено пружинное кольцо 8, фиксирующее положение полумуфты и исключающее возможность перемещения ее вдоль оси ведомого 4 и ведущего 2 валов.

Ко второй полумуфте 3 болтами 11 прикреплено основание 12 элемента 6 из эластичного материала. Болтами 13 на первой полумуфте 1 закреплен кожух 14, укрывающий муфту от загрязнения.

Муфта закреплена болтом 15 на валу 4 генератора 5 через шайбу 16, в которой выполнено лабиринтное уплотнение, перекрываемое лабиринтным кольцом 17.

Карданный вал 2 шпильками 18 прикреплен к полумуфте 1.

Для предотвращения попадания смазки подшипников на элемент 6 из эластичного материала муфта снабжена манжетой 19.

Для предотвращения загрязнения смазки подшипников между шайбой 16 и полумуфтой 1 установлено резиновое кольцо 20.

В плоскости перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов выполнено местное ослабление прочности элемента 6 из эластичного материала. Оно выполнено в виде соединенных с элементом 6 металлических колец 21 и 23, которые в свою очередь соединены между собой заклепками 22, изготовленными из стали или алюминиевого сплава.

Передача крутящего момента от карданного вала 2 на вал 4 генератора 5 осуществляется через шпильки 18, полумуфту 1, элемент 6 из эластичного материала, кольцо 21, заклепки 22, кольцо 23, элемент 6 из эластичного материала, основание 12, болты 11, полумуфту 3 и шпонку 24.

Заявленная конструкция упругой муфты позволяет исключить самопроизвольное отвинчивание гаек и перемещения первой полумуфты вдоль оси ведомого и ведущего валов, обеспечивая тем самым повышение надежности муфты.

1. Упругая муфта, включающая первую полумуфту с фланцем, соединенную с ведущим валом, вторую полумуфту с фланцем, надеваемую на ведомый вал, элемент из эластичного материала, связанный с обеими полумуфтами, подшипники качения, установленные между концентрично расположенными втулками полумуфт и закрепленные на второй полумуфте гайками, при этом втулка первой полумуфты охватывает втулку второй полумуфты с возможностью поворота относительно нее вокруг продольной оси ведомого и ведущего валов, а в плоскости, перпендикулярной продольной оси ведомого и ведущего валов, выполнено местное ослабление прочности элемента из эластичного материала в виде соединенных с этим элементом металлических колец, соединенных между собой заклепками, отличающаяся тем, чтосодержит стопорное кольцо, установленное между гайками, закрепляющими подшипники качения на второй полумуфте, и пружинное кольцо, вставленное в канавку, выполненную в первой полумуфте.

2. Упругая муфта по п.1, отличающаяся тем, что на первой полумуфте болтами закреплен кожух.

3. Упругая муфта по п.1, отличающаяся тем, что между концентрично расположенными втулками полумуфт установлены, по меньшей мере, три подшипника качения.

4. Упругая муфта по п.1, отличающаяся тем, что подшипники качения закреплены на второй полумуфте, по меньшей мере, двумя гайками.

5. Упругая муфта по п.1, отличающаяся тем, что заклепки, соединяющие между собой металлические кольца, выполнены из стали или алюминиевого сплава.



 

Наверх