Колесо повышенной эластичности
Полезная модель направлена на повышение эффективности использования колеса, в частности, снижение осевых габаритов и массы колеса, а также увеличение проходимости.
Указанный технический результат достигается тем, что в колесе, содержащем ступицу и упругий обод в виде пружины, витки которой закреплены на ступице, пружина выполнена в виде двух лепестков спиралеобразной формы, в центральной части которой сформирован прямолинейный участок, входящий в радиальную прорезь, выполненную в ступице. Кроме того, на поверхностях упругих ободов могут быть выполнены чередующиеся в шахматном порядке выступы и впадины, причем выступы одного лепестка могут входить во впадины другого.
2 з.п.ф., 3 илл.
Настоящая полезная модель относится к колесам повышенной эластичности.
Из существующего уровня техники известно беспневматическое автомобильное колесо, описанное в патенте США 3814157, US Cl.: 152/17; 152/92; 152/261; 152/285, 1996.
Недостатком данного колеса является сложность конструкции и невозможность регулирования жесткости.
Наиболее близким к заявленному техническому решению является колесо «Спред», пат. РФ 2121927, В60В 9/06, дата публикации 20.11.1998 г.
Устройство содержит пару ступиц и упругий обод в виде пружины, витки которой закреплены на ступицах. При этом пружина выполнена веретенообразной формы с плотно прилегающими витками, имеющими возможность свободного перемещения относительно друг друга, а витки с минимальным диаметром выполнены на торцах пружины.
Недостатками данного технического решения являются большие осевые габариты, а также невозможность регулирования жесткости.
Задачами, на решение которых направлена заявляемая полезная модель, является повышение эффективности использования колеса, в частности, снижение осевых габаритов и массы колеса, а также увеличение проходимости.
Данные задачи решаются за счет того, что в колесе, содержащем ступицу и упругий обод в виде пружины, ступица имеет по меньшей мере одну радиальную прорезь, а пружина выполнена в виде двух лепестков спиралеобразной формы, в центральной части которой сформирован прямолинейный участок, входящий в радиальную прорезь ступицы. Кроме того, на поверхности пружины могут быть выполнены чередующиеся в шахматном порядке выступы и впадины, причем выступы одного лепестка могут входить во впадины другого лепестка пружины.
Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является снижение осевых габаритов и массы колеса, возможность регулирования жесткости, а также увеличение проходимости.
Сущность полезной модели поясняется чертежом, фиг.1, на котором изображено устройство. Колесо повышенной эластичности содержит ступицу 1 и упругий обод 2, выполненный в виде спиральной пружины с двумя лепестками 3 и 4 спиралеобразной формы. Ступица 1 имеет радиальную прорезь 5, в которую входит центральная часть с прямолинейным участком 6 упругого обода 2.
Ступица 1 может иметь несколько радиальных прорезей 5 и 7, в которые установлены упругие ободы 2 и 8, фиг.2.
Упругий обод 2 с двумя лепестками 3 и 4 спиралеобразной формы с прямолинейным участком 6 приведен на фиг.3.
Кроме того, на поверхностях упругих ободов 2, 8 могут быть выполнены чередующиеся в шахматном порядке выступы 9 и впадины 10, фиг.4, причем выступы одного лепестка 3 могут входить во впадины другого лепестка 4, фиг.5.
Устройство работает устройство следующим образом. При вращении ступицы 1 и контактировании с прямолинейным участком 6 приводится во вращательное движение упругий обод 2 с лепестками 3 и 4. Спиральная форма лепестков 3 и 4, которые перекрывают друг-друга, обеспечивает повышенную эластичность и плавность хода в пределах полного оборота колеса. Для повышения нагрузочной способности в ступице 1 могут быть выполнены несколько радиальных прорезей 5 и 7, в которые установлены упругие ободы 2 и 8. Данное решение не только позволяет повысить нагрузочную способность, но и обеспечивает более равномерную радиальную жесткость колеса по угловой координате. При использовании на поверхностях упругих ободов 2 и 8 чередующихся в шахматном порядке выступов 9 и впадин 10 происходит более плотное взаимодействие лепестков 3 и 4 друг с другом, что обеспечивает повышенную проходимость колеса. Кроме того, можно изменять диаметр упругих ободов 2 и 8 (и соответственно, радиальную жесткость колеса и другие характеристики) путем смещения выступов 9 и впадин 10 на один или несколько шагов.
1. Колесо повышенной эластичности, содержащее ступицу и упругий обод в виде пружины, витки которой закреплены на ступице, отличающееся тем, что пружина выполнена в виде двух лепестков спиралеобразной формы, в центральной части которой сформирован прямолинейный участок, входящий в радиальную прорезь, выполненную в ступице.
2. Колесо повышенной эластичности по п.1, отличающееся тем, что на поверхности пружины выполнены чередующиеся в шахматном порядке выступы и впадины, причем выступы одного лепестка могут входить во впадины другого лепестка пружины.