Привод ловителей грузового подъемника

 

Для грузового подъемника, содержащего грузовую каретку, установленную между перфорированными направляющими, и содержащую подпружиненные ловители, установленные на ней с возможностью поворота и входа в отверстия направляющих, предложен привод, включающий серьгу с приспособлениями для соединения с тяговым канатом, грузовой кареткой и с подпружиненными ловителями. При этом серьга выполнена из скрепленных между собой отдельных деталей, одна из которых несет основное тяговое усилие подъемника, а другие, менее массивные, служат для поворота ловителей и ввода их в зацепление с отверстиями в направляющих при обрыве тягового каната. Предложено несколько вариантов выполнения серьги и подпружинивания ловителей, повышающие технологичность изготовления и надежность привода.

Полезная модель относится к элементам грузовых подъемников вертикального типа, содержащих грузовую каретку, установленную между направляющими, и предназначенных для использования преимущественно в строительстве, на шахтах и в складском деле, точнее, к устройствам для остановки грузовой платформы в случае обрыва грузового каната.

В настоящем описании будет использована следующая терминология:

- ловитель - деталь грузовой каретки, фиксирующая ее при обрыве грузового каната посредством непосредственно взаимодействия с направляющими, в частности, заходом в специально предусмотренные отверстия в направляющих. Для симметричного распределения нагрузки и повышения надежности обычно используют не менее двух ловителей;

- привод ловителей - совокупность элементов грузовой каретки, обеспечивающих взаимодействие ловителей с направляющими при обрыве грузового каната.

Известен грузовой подъемник, включающий грузовую каретку, установленную между направляющими, ловители, выполненные в виде подпружиненных двуплечих рычагов, установленных на скрепленных с кареткой осях, причем одни из плеч ловителей установлены с возможностью их вхождения в отверстия направляющих под действием пружин, а грузовая каретка подвешена на грузовых канатах за концы подпружиненных плеч ловителей [RU 86180 по кл. В66В 5/00]. Ловители приводятся в действие усилием пружин, в момент, когда пропадает вследствие обрыва. Такая конструкция не содержит деталей, специально служащих для приведения ловителей в действие и потому очень проста.

Недостаток известного подъемника состоит в том, что из-за отсутствия привода, к ловителям прикладывается полностью все тяговое усилие, передаваемое каретке через ловители и их оси. Рывки при пуске и остановке подъемника постепенно изнашивают оси ловителей, снижая надежность. Это вынуждает для обеспечения необходимой прочности выполнять излишне массивными те части ловителей, которые не испытывают нагрузки при обрыве каната.

Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является привод ловителей грузового подъемника, включающего подвижную относительно перфорированных направляющих грузовую каретку, в котором ловители, выполнены в виде двух подпружиненных шарнирно закрепленных на каретке рычагов, внешнее плечо которых выполнено с возможностью взаимодействия с перфорированной направляющей при ослаблении или обрыве тягового каната, а внутренние плечи имеют продольные пазы, в которые входят пальцы горизонтальных плеч серьги, выполненной из одного куска листового материала в виде перевернутой буквы Т, вертикальная часть которой вверху имеет отверстие для связи с тяговым канатом, а внизу - пазовое отверстие, в которое входит палец грузовой каретки. Пружины, усилие которых поворачивает ловители, установлены между внутренними плечами ловителей и грузовой кареткой [RU 83769 по кл. В66В 5/16].

Для обеспечения необходимой прочности вертикальная часть серьги должна иметь достаточную толщину и ширину, а поскольку горизонтальные части составляют единое целое с вертикальной, то и они должны иметь ту же толщину, хотя тяговой нагрузки они не несут. Это без надобности увеличивает расход металла, утяжеляет конструкцию. Кроме того, серьга Т-образной формы нетехнологична с точки зрения рационального использования материала. Отмеченные недостатки снижают технологичность узла ловителей в целом. Присоединение пружин к внутренним концам ловителей, разнесенным по разным сторонам каретки, затрудняет установку пружин при сборке, контроль за состоянием пружин, а отсутствие регулировочных устройств повышает вероятность перекосов, поломок и даже срыва каретки из-за не одновременности срабатывания ловителей.

Техническими результатами настоящего предложения является повышение коэффициента использования материала при изготовлении привода ловителей, безопасности предложенного подъемника за счет повышения синхронности срабатывания ловителей, снижение массы привода, упрощение его монтажа и регулировки.

Указанные технические результаты достигаются тем, что в известном приводе ловителей грузового подъемника, включающем серьгу, имеющую приспособления для соединения с тяговым канатом, грузовой кареткой и с подпружиненными ловителями, серьга выполнена из скрепленных между собой отдельных деталей.

Кроме того, приспособлениями для соединения с тяговым канатом и кареткой снабжена одна из образующих серьгу деталей.

Кроме того, соединение деталей, образующих серьгу, выполнено или сварным, или заклепочным, или болтовым.

Кроме того, соединение деталей, образующих серьгу, выполнено сварным встык.

Кроме того, соединение деталей, образующих серьгу, выполнено внахлест.

Кроме того, детали серьги, соединенные с ловителями выполнены в виде полос, скрепленных с двух сторон внахлест с деталью серьги имеющей приспособления для соединения с тяговым канатом и кареткой, а часть ловителя помещена между указанными полосами.

Кроме того, детали, соединенные с ловителями выполнены в виде прямоугольных труб с вырезами на концах, в один из которых входит деталь серьги с приспособлениями для соединения с тяговым канатом и кареткой, а в другой - часть ловителя.

Кроме того, пружины ловителей установлены между нижним концом центральной части серьги и кареткой.

Кроме того, деталь серьги с приспособлениями для соединения с тяговым канатом и кареткой выполнена выступающей вниз за детали серьги, соединенные с ловителями.

Кроме того, пружины ловителей снабжены устройством для регулировки их натяжения.

Благодаря выполнению серьги из скрепленных между собой деталей упрощается и удешевляется ее изготовление, повышается коэффициент использования материала, поскольку становится возможным использование деталей из полос или труб.

Благодаря тому, что приспособлениями для соединения с тяговым канатом и кареткой снабжена одна из образующих серьгу деталей, испытывающая основное силовое воздействие, становится возможным разделить сильно и слабонагруженные участки серьги, облегчить слабонагруженные участки, применяя материал меньшего сечения, уменьшить массу серьги и повысить тем самым быстродействие привода.

Благодаря выполнению соединения частей серьги с помощью сварки повышается производительность и удешевляется сборка привода ловителей.

Благодаря применению болтового соединения снижаются требования к квалификации сборщиков, то есть удешевляется сборка.

Благодаря применению заклепочного соединения повышается его надежность в условиях рывков и знакопеременных нагрузок.

Благодаря выполнению соединения деталей серьги сварным встык, упрощается конфигурация деталей, удешевляется ее изготовление.

Благодаря соединению деталей серьги внахлест повышается прочность соединения.

Благодаря выполнению деталей серьги, соединенных с ловителями в виде полос, скрепленных с двух сторон внахлест с деталью серьги, имеющей приспособления для соединения с тяговым канатом и кареткой, и размещению части ловителя между полосами повышается надежность привода за счет снижения вероятности заедания сопряженных деталей из-за перекосов.

Благодаря выполнению деталей, соединенных с ловителями в виде прямоугольных труб с вырезами на концах, в один из которых входит деталь серьги с приспособлениями для соединения с тяговым канатом и кареткой, а в другой - часть ловителя повышается жесткость привода без увеличения его общей массы, то есть повышается его надежность.

Благодаря установке пружин ловителей между нижним концом центральной части серьги и кареткой облегчается доступ к ним, их монтаж и регулировка.

Благодаря выполнению детали серьги с приспособлениями для соединения с тяговым канатом и кареткой выступающей вниз за детали серьги, соединенные с ловителями, повышается удобство монтажа привода, точнее установка предварительно растянутых тугих пружин ловителей.

Благодаря оснащению пружин ловителей устройством для регулировки их натяжения повышается надежность привода за счет снижения вероятности перекосов, вызванных неодинаковым натяжением пружин.

Существо предложенной полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена грузовая каретка подъемника в сборе с ловителями и их приводом в состоянии нулевого натяжения (обрыва) грузового каната, причем на правой и левой частях чертежа изображены различные варианты исполнения привода.

На фиг.2 изображен привод ловителей, в котором соединение деталей, образующих серьгу, выполнено встык.

На фиг.3 изображен привод ловителей, в котором детали серьги выполнены из полосового материала.

На фиг.4 изображен привод ловителей, в котором детали серьги, соединенные с внутренними плечами ловителей выполнены в виде прямоугольных труб с вырезами на концах.

Предложенный привод ловителей (фиг.1) является частью грузового подъемника содержащего грузовую каретку 1, установленную с возможностью перемещения на роликах 2 между перфорированными направляющими 3. Грузовой канат и лебедка на чертежах не показаны. К грузовой каретке 1 может быть прикреплена грузовая платформа той или иной конструкции. Грузовая каретка 1 выполнена в виде рамы, в верхней части которой с возможностью поворота на осях 4 установлены ловители 5, выполненные в виде подпружиненных пружинами 6 рычагов, внешние (наружные) плечи 7 которых имеют форму, благоприятствующую их эффективному и надежному попаданию в отверстия 8 направляющих 3.

Внутренние плечи 9 ловителей 5 соединены с возможностью ограниченного перемещения с серьгой, на которой подвешена к крюку грузового каната каретка 1. Серьга 10 (на фиг.1 и фиг.2 заштрихована крестиками) выполнена составной из, по меньшей мере, двух деталей. На фиг.1 показана серьга 10, состоящая из трех деталей 11, 12 и 13, а на фиг.2 показан вариант, когда серьга 10 состоит из двух деталей 11 и 14. Детали 11, 12 и 13 скреплены между собой или сваркой, или болтами, или заклепками. Детали 11 и 14 соединены между собой сваркой встык. Угол между деталью 11 и примыкающим к ней деталями 12, 13, и 14 на чертежах показан как прямой, но в зависимости от конкретной конструкции привода и каретки, он может быть больше или меньше прямого.

Серьга 10 разделена на детали по функциональным признакам: деталь, передающая силовую нагрузку от тягового каната к каретке (деталь 11) и испытывающие многократно меньшую нагрузку детали 1214, передающие усилие к ловителям 5 с целью их поворота. Деталь 11, передающая силовую нагрузку от тягового каната к каретке, имеет приспособление для соединения с тяговым канатом, например, отверстие для крюка, либо ось с блоком, либо зажим для грузового каната. В качестве примера такого приспособления на фиг.1 показано прямоугольное отверстие 15 для крюка грузового каната. Деталь 11 имеет также приспособление для присоединения с возможностью ограниченного перемещения к каретке 1. На фиг.1 в качестве такого приспособления показано пазовое отверстие 16, в которое входит жестко соединенный с кареткой 1 палец 17. Возможен и обратный вариант, когда пазовые отверстия проделываются в деталях рамы каретки 1, а палец 17 устанавливается в детали 12.

Пружины 6 имеют приспособления 18 для регулировки их натяжения. Они могут быть присоединены к внутренним плечам 10 ловителей 5 (левая часть фиг.1), а могут - к деталям 11 или 1214. На левой части фиг.1 в качестве примера показано присоединение пружин 6 к внутреннему плечу 9 ловителей 5, а на правой - к нижнему концу 19 центральной части серьги 10. Такое присоединение облегчает установку и регулировку натяжения пружин. Для удобства присоединения пружин нижний конец детали 11 может выступать за скрепленные с ней детали 12 и 13 (фиг.1), либо деталь 14 может иметь проушины 20 или отверстия 21 (фиг.2).

На фиг.1 и фиг.3 изображен вариант исполнения привода, в котором серьга 10 выполнена из двух полос 12 и 13, скрепленных с двух сторон внахлест с деталью 11, прилегающих с двух сторон к внутреннему плечу 9 ловителя 5 и соединенных с ним с возможностью ограниченного перемещения посредством пальца 22, входящего в пазовые отверстия 23. При этом на левой и правой частях фиг.1 изображены два возможных варианта выполнения соединения, когда пазовое отверстие имеется либо в полосах 12 и 13, либо во внутреннем плече 9 ловителя 5. Полосы 12 и 13 могут быть скреплены с деталью 11 сваркой, болтами 24 или заклепками 25. Заклепочные или болтовые соединения дороже, но надежнее в условиях знакопеременных нагрузок.

На фиг.4 показан вариант исполнения, привода, в котором детали 26 и 27, соединенные с ловителями 5 выполнены в виде прямоугольных труб с вырезами на концах. В один из вырезов входит деталь 11, а в другой - внутреннее плечо 9 ловителя.

Для предотвращения перегрузки деталей серьги усилиями торможения, под внутренними плечами 9 ловителей установлены упоры 28, скрепленные с кареткой 1.

Работает предложенный привод следующим образом.

При натягивании тягового каната серьга 10 поднимается относительно каретки 1 на величину, равную ходу пальца 17 каретки в пазовом отверстии 16. Нижняя кромка пазового отверстия 16 входит в контакт с пальцем 17 передавая ему и каретке тяговое усилие каната. Нижние кромки пазовых отверстий в концах деталей 12 и 13, поднимаясь вместе с деталью 11, надавливают на пальцы 22 и поворачивают ловители 5 так, что концы их внешних плеч 7 выходят из отверстий 8 направляющих 3, освобождая каретку 1. Пружины 6 при этом растягиваются.

При обрыве тягового каната пружины 6, в зависимости от того, к чему они присоединены, воздействуя либо на внутренние плечи 9 ловителей 6, либо на связанную с ними серьгу 10 (точнее, деталь 12 серьги), вынуждают ловители 5 поворачиваться на осях 4 так, что концы их внешних плеч 7 прижимаются к направляющим 3 и, скользя по ним вниз, попадают в ближайшие отверстия 8, стопоря тем самым каретку 1, тогда как концы внутренних плеч опираются на упоры 28.

Высокая надежность срабатывания ловителей грузового подъемника с предложенным приводом доказана приемо-сдаточными периодическими испытаниями.

1. Привод ловителей грузового подъемника, включающий серьгу, имеющую приспособления для соединения с тяговым канатом, грузовой кареткой и с подпружиненными ловителями, отличающийся тем, что серьга выполнена из скрепленных между собой отдельных деталей.

2. Привод по п.1, отличающийся тем, что приспособлениями для соединения с тяговым канатом и кареткой снабжена одна из образующих серьгу деталей.

3. Привод по п.1, отличающийся тем, что соединение деталей, образующих серьгу, выполнено или сварным, или заклепочным, или болтовым.

4. Привод по п.1, отличающийся тем, что соединение деталей, образующих серьгу, выполнено сварным встык.

5. Привод по п.1, отличающийся тем, что соединение деталей, образующих серьгу, выполнено внахлест.

6. Привод по п.2, отличающийся тем, что детали серьги, соединенные с ловителями, выполнены в виде полос, скрепленных с двух сторон внахлест с деталью серьги, имеющей приспособления для соединения с тяговым канатом и кареткой, а часть ловителя помещена между указанными полосами.

7. Привод по п.2, отличающийся тем, что детали, соединенные с ловителями, выполнены в виде прямоугольных труб с вырезами на концах, в один из которых входит деталь серьги с приспособлениями для соединения с тяговым канатом и кареткой, а в другой - часть ловителя.

8. Привод по п.1, отличающийся тем, что пружины ловителей установлены между нижним концом центральной части серьги и кареткой.

9. Привод по п.1, отличающийся тем, что пружины ловителей снабжены устройством для регулировки их натяжения.

10. Привод по п.6 или 7, отличающийся тем, что деталь серьги с приспособлениями для соединения с тяговым канатом и кареткой выполнена выступающей вниз за детали серьги, соединенные с ловителями.



 

Наверх