Механизм запирания средней двери-стойки легкового автомобиля представительского класса

 

Технический результат - обеспечение реализации назначения, расширение функциональных возможностей, обеспечение восприятия нагрузок совместно и одновременно со средней дверью-стойкой, к которой закреплен механизм запирания. Механизм запирания, содержит разъемный корпус с полостью и отверстиями, вал со средним участком и концевыми участками, направляющие, запорные элементы, рукоятку, закрепленную к концевому участку вала, механизм передачи движения от рукоятки к запорным элементам. К разъемному корпусу закреплены, накладка опорная задняя с отверстием и накладка опорная передняя с отверстием, которые сообщены с концевыми участками вала. Средний участок вала, к которому закреплен кулачок с профильной поверхностью, размещен в полости корпуса. На направляющих выполнены полости запорные. Запорные элементы установлены с возможностью частичного перемещения в полости запорные. Механизм передачи движения от рукоятки к запорным элементам выполнен в виде упругих труб, шариков, толкателей, толкателей концевых, втулок защитных, втулок концевых, гаек накидных. Толкатели, толкатели концевые и шарики установлены с возможностью совместного фиксированного перемещения. 4 ил.

Полезная модель относится к области запорных устройств, в частности, к конструкции механизма запирания средней двери-стойки легкового автомобиля представительского класса и может быть использована в легковых автомобилях, имеющих среднюю дверь-стойку.

Известен механизм запирания двери транспортного средства, содержащий направляющую и запорный элемент, установленный с возможностью перемещения относительно направляющей (RU 39630 U1).

Известен также механизм запирания, содержащий разъемный корпус с полостью и отверстиями, вал со средним участком и концевыми участками, направляющие, запорные элементы, установленные с возможностью возвратно-поступательного и фиксированного перемещения в направляющих, рукоятку, закрепленную к концевому участку вала, обеспечивающую фиксацию запорных элементов в крайних положениях, механизм передачи движения от рукоятки к запорным элементам (SU 960410 А1).

Указанное техническое решение, как наиболее близкое, как по совокупности существенных признаков, так и по достигаемому техническому результату, включая назначение, выбирается в качестве наиболее близкого аналога (прототипа) для заявляемой полезной модели «Механизм запирания средней двери-стойки легкового автомобиля представительского класса» (далее - механизм запирания).

Недостатки известного механизма запирания заключаются в следующем:

- при запирании известное устройство не обеспечивает устранение зазора, образуемого между запорным элементом запорного механизма и сопрягаемым элементом легкового автомобиля, каковым является средний участок потолка кузова легкового автомобиля представительского класса и средняя дверь-стойка;

- известное устройство не обеспечивает восприятие нагрузок совместно и одновременно со средней дверью-стойкой, к которой она закреплена.

Указанные недоставки обусловлены конструктивными особенностями выполнения известного механизма запирания в целом и свидетельствуют о его ограниченных функциональных возможностях.

Задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель - расширение арсенала технических средств определенного назначения, в частности, создание нового объекта: «Механизм запирания средней двери-стойки легкового автомобиля представительского класса» с расширенными функциональными возможностями, которые востребованы.

Законодатель установил, если при создании полезной модели решается задача только расширения арсенала технических средств определенного назначения или получения таких средств впервые, технический результат заключается в реализации этого назначения.

Технический результат (основной) - обеспечение реализации назначения.

Технический результат (дополнительный) - расширение функциональных возможностей путем обеспечения эффективного устранения зазора, образуемого между запорным элементом запорного механизма и сопрягаемым элементом легкового автомобиля, каковым является средний участок потолка кузова легкового автомобиля представительского класса и средняя дверь-стойка, а также обеспечение восприятия нагрузок совместно и одновременно со средней дверью-стойкой, к которой закреплен механизм запирания.

Технический результат представляет собой характеристику технического эффекта, явления, свойства и т.п.

Технический результат представлен заявителем таким образом, чтобы обеспечить возможность понимания специалистом на основании уровня техники его смыслового содержания.

Заявитель раскрыл задачу, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, с указанием обеспечиваемого им технического результата (основного и дополнительного).

Сущность заявляемой полезной модели заключается в том, что в механизме запирания средней двери-стойки легкового автомобиля представительского класса, содержащей разъемный корпус с полостью и отверстиями, вал со средним участком и концевыми участками, направляющие, запорные элементы, установленные с возможностью возвратно-поступательного и фиксированного перемещения в направляющих, рукоятку, закрепленную к концевому участку вала, обеспечивающую фиксацию запорных элементов в крайних положениях, механизм передачи движения от рукоятки к запорным элементам, согласно известному техническому решению, к разъемному корпусу закреплены, напротив друг друга, накладка опорная задняя с отверстием и накладка опорная передняя с отверстием, которые сообщены с концевыми участками вала, при этом средний участок вала, к которому закреплен кулачок с профильной поверхностью, размещен в полости корпуса, причем на направляющих выполнены полости запорные, а запорные элементы установлены с возможностью частичного перемещения в полости запорные, а механизм передачи движения от рукоятки к запорным элементам выполнен в виде упругой трубы нижней с концевыми участками, трубы упругой верхней с концевыми участками, которые содержат полости трубные, шариков, толкателей, толкателей концевых, втулок защитных, втулок концевых, гаек накидных, причем на концевом участке трубы верхней, с внешней ее стороны, и на концевом участке трубы нижней, с внешней ее стороны, закреплены втулки защитные, которые введены в отверстия корпуса и закреплены к корпусу, а в полости трубные, на участке концевом трубы верхней и на участке концевом трубы нижней, размещены толкатели, сообщенные с профильной поверхностью кулачка, при этом в полости трубные, на другом участке концевом трубы верхней и на другом участке концевом трубы нижней, размещены толкатели концевые, скрепленные с запорными элементами, а между толкателями и толкателями концевыми, в полостях трубных, размещены шарики, причем толкатели, толкатели концевые и шарики установлены с возможностью совместного фиксированного перемещения, при этом на другом концевом участке трубы верхней, с внешней ее стороны, и на концевом участке трубы нижней, с внешней ее стороны, закреплены втулки концевые, которые посредством гаек накидных скреплены с направляющими.

Сопоставительный анализ заявленной полезной модели с прототипом показывает, что заявленный объект имеет общие существенные признаки с прототипом:

- разъемный корпус с полостью и отверстиями;

- вал со средним участком и концевыми участками;

- направляющие;

- запорные элементы, установленные с возможностью возвратно-поступательного и фиксированного перемещения в направляющих;

- рукоятку, закрепленную к концевому участку вала, обеспечивающую фиксацию запорных элементов в крайних положениях;

- механизм передачи движения от рукоятки к запорным элементам.

Заявленная полезная модель отличается от прототипа новыми существенными признаками:

- к разъемному корпусу закреплены, напротив друг друга, накладка опорная задняя с отверстием и накладка опорная передняя с отверстием, которые сообщены с концевыми участками вала;

- средний участок вала, к которому закреплен кулачок с профильной поверхностью, размещен в полости корпуса;

- на направляющих выполнены полости запорные;

- запорные элементы установлены с возможностью частичного перемещения в полости запорные;

- механизм передачи движения от рукоятки к запорным элементам выполнен в виде упругой трубы нижней с концевыми участками, трубы упругой верхней с концевыми участками, которые содержат полости трубные, шариков, толкателей, толкателей концевых, втулок защитных, втулок концевых, гаек накидных;

- на концевом участке трубы верхней, с внешней ее стороны, и на концевом участке трубы нижней, с внешней ее стороны, закреплены втулки защитные, которые введены в отверстия корпуса и закреплены к корпусу;

- в полости трубные, на участке концевом трубы верхней и на участке концевом трубы нижней, размещены толкатели, сообщенные с профильной поверхностью кулачка;

- в полости трубные, на другом участке концевом трубы верхней и на другом участке концевом трубы нижней, размещены толкатели концевые, скрепленные с запорными элементами;

- между толкателями и толкателями концевыми, в полостях трубных, размещены шарики;

- толкатели, толкатели концевые и шарики установлены с возможностью совместного фиксированного перемещения;

- на другом концевом участке трубы верхней, с внешней ее стороны, и на концевом участке трубы нижней, с внешней ее стороны, закреплены втулки концевые, которые посредством гаек накидных, скреплены с направляющими.

Из приведенного перечня признаков заявленной полезной модели и решения поставленной задачи наглядно видно, что заявленная полезная модель представляет собой совокупность существенных признаков, как сочетание известных и новых существенных признаков, обеспечивающих получение нового технического результата (основного и дополнительного), неизвестного на дату подачи настоящей заявки.

Полезная модель обеспечивает решение поставленной задачи и получение нового технического результата, который действительно может быть получен при осуществлении заявленной полезной модели и ее использовании. Между совокупностью существенных признаков заявленной полезной модели и достигаемым техническим результатом существует причинно-следственная связь, причем каждый из признаков формулы полезной модели необходим, а вместе достаточны для обеспечения получения нового технического результата.

Заявленная полезная модель удовлетворяет условию патентоспособности - «промышленно применима», т.к. она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере, где может быть использован заявленный объект. В заявленном виде полезная модель может быть использована с обеспечением возможности реализации указанного назначения и получения заявленного технического результата. Для изготовления заявляемого механизма запирания могут быть использованы известные средства и методы, применяемые при изготовлении устройств указанного назначения. С использованием известных средств и методов действительно возможно осуществление заявленной полезной модели в том виде, как она охарактеризована в описании и формуле полезной модели с получением заявленного технического результата.

Заявленная полезная модель удовлетворяет условию патентоспособности - новизна, т.к. совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. В уровне техники на дату подачи заявки не обнаружено средство того же назначения, что и заявленная полезная модель, которому присущи все приведенные в независимом пункте формулы полезной модели существенные признаки, включая характеристику назначения, а также их влияние на получение требуемого технического результата (основного и дополнительного).

Между заявленной совокупностью существенных признаков полезной модели и достигаемым техническим результатом существует прямая причинно-следственная связь.

На фиг.1 - показан общий вид на механизм запирания средней двери-стойки легкового автомобиля представительского класса; на фиг.2 - вид Б на фиг.1; на фиг.3 - сечение А-А фиг.1; на фиг.4 - вид В на фиг.3.

Механизм запирания средней двери-стойки легкового автомобиля представительского класса содержит следующие элементы:

труба нижняя 1 (см. фиг.1), крепежные изделия 2, 4, 7, 31 (см. фиг.1, 2), шайба 3, накладка 5, крышка 6, втулка защитная 8, труба верхняя 9 (см. фиг.1, 2, 3), втулки концевые 10 (условно обозначен поз. один элемент, на фиг.1 элементы нижней части механизма запирания условно не обозначены поз., т.к. нижняя часть указанного устройства состоит из тех же элементов, что и верхняя часть механизма запирания), гайки накидные 11, направляющие 12, опоры 13, полости запорные 14, запорные элементы 15 (см. фиг.1, 3, 4), рукоятка 16, фиксатор 17, упор 18, пружина 19, держатель 20, направляющая 21, паз нижний 22, накладка опорная передняя 23, вал 24, кулачок с профильной поверхностью 25, полость 26, корпус 27, толкатели 28, полость трубная 29, шарик и 30, накладка опорная задняя 32, полости средние 33, полость передняя направляющая 34, ограничители 35, буртики 36, полости задние направляющие 37, толкатели концевые 38, фланцы опорные 39.

Для изготовления деталей и узлов механизма запирания используют, преимущественно, сталь.

Труба нижняя 1 и труба верхняя 9 содержат полость трубную 29 (или полости трубные 29). Крепежные изделия 2, 4, 7, 31 - винты или винты с гайками. Под головкой крепежного изделия 2 (винт) размещена шайба 3. Крепежное изделие 2 (винт) завинчено в глухое резьбовое отверстие, выполненное в валу 24. Крепежное изделие 2 (винт) совместно с шайбой 3 обеспечивают закрепление рукоятки к валу 24. Крепежные изделия 4 (винты) обеспечивают скрепление накладки 5 к крышке 6, а также скрепление накладки опорной передней 23 к крышке 6. Накладка 5 выполнена из стального листа и содержит отверстие (условно не показано по причине очевидности), а также содержит паз нижний 22 (см. фиг.1), паз верхний (условно поз. не обозначен), которые необходимы для ввода в них части фиксатора 17. Крышка 6 выполнена из стального листа и посредством крепежных изделий 7 скреплена с корпусом 27. Посредством крепежных изделий 7 также осуществляется закрепление корпуса 27 к иным элементам, с которыми сопрягается механизм запирания. Втулки защитные 8 закреплены к концевым участкам трубы верхней 9, трубы нижней 1, введены в отверстия, выполненные в корпусе 27, и закреплены к корпусу 27. К концевой части трубы верхней 9 закреплена втулка концевая 10, а к концевой части трубы нижней 1 также закреплена втулка концевая 10 (условно обозначен поз. только один элемент, на фиг.1 элементы нижней части механизма запирания условно не обозначены поз., т.к. нижняя часть указанного устройства состоит из тех же элементов, что и верхняя часть механизма запирания). На каждой втулке концевой 10 выполнен фланец опорный 39. Втулки концевые 10 являются полыми. Гайки накидные И имеют резьбовые участки и установлены соосно со втулками концевыми 10 и сообщены с фланцами опорными 39. Резьбовые участки гаек накидных 11 сообщены с резьбовыми участками направляющих 12. Каждая из направляющих 12 содержит: полость переднюю направляющую 34, полость заднюю направляющую 37, между которыми выполнен ограничитель 35, который ограничивает перемещение запорного элемента 15 в полости передней направляющей 34, а также толкателя концевого 38 в полости задней направляющей 37. Втулки концевые 10 и направляющие 12 установлены соосно относительно друг друга. Опоры 13 закреплены к внешним поверхностям направляющих 12 и предназначены для закрепления механизма запирания к сопрягаемым элементам или устройствам. Полости запорные 14 выполнены на торцевой части каждой направляющей 12 и предназначены для размещения в них элементов кузова легкового автомобиля, с которыми вступают во взаимодействие торцевые части запорных элементов 15. Внешняя торцевая часть каждого запорного элемента 15 имеет сферическую форму. Каждый запорный элемент 15 закреплен к толкателю концевому 38, например, посредством резьбового соединения (запорный элемент 15 имеет резьбовой участок, который взаимодействует с резьбовым участком глухого резьбового отверстия, выполненного в толкателе концевом 38 (условно не показано). Рукоятка 16 закреплена к валу 24 и предназначена для поворота вала 24 и обеспечения фиксации вала 24 в одном крайнем положении или другом крайнем положении. Фиксатор 17 выполнен, преимущественно, из стальной пластины, установлен с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно рукоятки 16 и обеспечивает фиксацию рукоятки 16 в крайнем верхнем и крайнем нижнем положениях. Фиксатор 17 размещен на рукоятке 16 и подпружинен посредством пружины 19. Фиксатор 17 установлен с возможностью частичного ввода в паз нижний 22 и паз верхний (условно поз. не обозначен, см. фиг.1). К рукоятке закреплен упор 18, который также выполнен, преимущественно, из стальной пластины. Пружина 19 размещена на фиксаторе 17 и между упором 18 и держателем 20. Держатель 20 закреплен к фиксатору 17 и предназначен для удержания фиксатора 17 в положении, когда он частично введен в паз нижний 22 или паз верхний. Направляющая 21 выполнена из стальной пластины и закреплена к рукоятке 16. Фиксатор 17 опирается на упор 18 и направляющую 21. Паз нижний 22 и паз верхний выполнены в накладке 5 и установлены с возможностью раздельного сообщения с участком фиксатора 17, перемещаемого в сторону указанных пазов в отдельности. Накладка опорная передняя 23 выполнена из стального листа, закреплена посредством крепежных изделий 4, например, винтов к крышке 6 и накладке 5, является одной из опорных элементов вала 24. Вал 24 установлен с возможностью поворота посредством рукоятки 16. Кулачок с профильной поверхностью 25 закреплен на валу 24 и размещен в полости 26. Корпус 27 выполнен из стального листа. Толкатели 28 выполнены из стальных круглой формы прутков (другой толкатель условно поз. не обозначен) и установлены частично в полостях трубных 29 (другая трубная полость условно поз. не обозначена) с возможностью возвратно-поступательного перемещения и имеют, по меньшей мере, по одному сферическому торцевому участку, каждый из которых введен во взаимодействие с профильной поверхностью кулачка 25 (см. фиг.2). В полостях трубных 29 установлены шарики 30 с возможностью перемещения. Накладка опорная задняя 32 является опорным элементом для другого концевого участка вала 24 и закреплена, посредством крепежных изделий 31 к корпусу 27, выполнена их стального листа, содержит отверстия. Полости средние 33 выполнены в запорных элементах 15 для целей снижения материалоемкости. Полости передние направляющие 34 (другая условно поз. не обозначена) предназначены для размещения, в каждой отдельно, по одному запорному элементу 15. Ограничители 35 выполнены между полостью передней направляющей 34 и полостью задней направляющей 37. Буртики 36 выполнены на толкателях концевых 38. Полости задние направляющие 37 обеспечивают возвратно-поступательное фиксированное перемещение толкателей концевых 38 с буртиками 36. Толкатели концевые 38 выполнены из прутков стальных и сообщены с шариками 30. Фланцы опорные 39 сообщены с гайками накидными 11 и обеспечивают удержание втулок концевых 10 с направляющими 12. Корпус 27 и опоры 13 закреплены к средней двери-стойке.

Механизмом запирания пользуются следующим образом.

На фиг.1-4 показан механизм запирания в положении «заперто», когда запорные элементы 15 частично выдвинуты в полости запорные 14, в которых размещены элементы кузова легкового автомобиля, в частности, средней двери-стойке (условно не показаны, т.к. они не входят в состав заявляемого механизма запирания), и которые прижимаются запорными элементами 15 к поверхностям полостей запорных 14, причем зазор отсутствует между указанными сопрягаемыми элементами, а рукоятка находится в положении, согласно фиг.1. В этом случае средняя дверь-стойка и механизм запирания образуют единую жесткую конструкцию. Фиксатор 17 введен в верхний паз (см. фиг.1). Для перевода механизма запирания в положение «не заперто», совершают следующие действия: берутся за держатель 20, перемещают его вверх и одновременно отжимают пружину 19, в результате участок фиксатора 17 выводиться из верхнего паза, затем поворачивают рукоятку 16, в направлении против часовой стрелки, размещают концевой участок фиксатора 17 напротив паза нижнего 22, а затем отпускают держатель 20, под воздействием пружины 19 концевой участок фиксатора 17 вводиться в паз нижний 22.

Таким образом, заявленная полезная модель обеспечивает решение поставленной задачи и получение нового технического результата. Заявляемая конструкция механизма запирания обеспечивает реализацию назначения, расширяет арсенал технических средств определенного назначения, обеспечивает расширение функциональных возможностей устройства.

Механизм запирания средней двери-стойки легкового автомобиля представительского класса, содержащий разъемный корпус с полостью и отверстиями, вал со средним участком и концевыми участками, направляющие, запорные элементы, установленные с возможностью возвратно-поступательного и фиксированного перемещения в направляющих, рукоятку, закрепленную к концевому участку вала, обеспечивающую фиксацию запорных элементов в крайних положениях, механизм передачи движения от рукоятки к запорным элементам, отличающийся тем, что к разъемному корпусу закреплены напротив друг друга накладка опорная задняя с отверстием и накладка опорная передняя с отверстием, которые сообщены с концевыми участками вала, при этом средний участок вала, к которому закреплен кулачок с профильной поверхностью, размещен в полости корпуса, причем на направляющих выполнены полости запорные, а запорные элементы установлены с возможностью частичного перемещения в полости запорные, а механизм передачи движения от рукоятки к запорным элементам выполнен в виде упругой трубы нижней с концевыми участками, трубы упругой верхней с концевыми участками, которые содержат полости трубные, шариков, толкателей, толкателей концевых, втулок защитных, втулок концевых, гаек накидных, причем на концевом участке трубы верхней, с внешней ее стороны, и на концевом участке трубы нижней, с внешней ее стороны, закреплены втулки защитные, которые введены в отверстия корпуса и закреплены к корпусу, а в полости трубные, на участке концевом трубы верхней и на участке концевом трубы нижней, размещены толкатели, сообщенные с профильной поверхностью кулачка, при этом в полости трубные, на другом участке концевом трубы верхней и на другом участке концевом трубы нижней, размещены толкатели концевые, скрепленные с запорными элементами, а между толкателями и толкателями концевыми, в полостях трубных, размещены шарики, причем толкатели, толкатели концевые и шарики установлены с возможностью совместного фиксированного перемещения, при этом на другом концевом участке трубы верхней, с внешней ее стороны, и на концевом участке трубы нижней, с внешней ее стороны, закреплены втулки концевые, которые посредством гаек накидных скреплены с направляющими.



 

Наверх