Стартовый комплекс

 

Предложен стартовый комплекс, состоящий из транспортно-пускового контейнера, условно состоящего из «верхней», «центральной» и «нижней» зон, ракеты носителя с ракетным двигателем и порохового аккумулятора давления, аппаратуры управления и контроля. На транспортно-пусковом контейнере в «верхней» его зоне жестко закреплены ускорители, сопла которых развернуты от корпуса транспортно-пускового контейнера на угол , для обеспечения наиболее безопасной работы ускорителей при запуске стартового комплекса. Полезная модель относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано для наземного старта ракет-носителей космических аппаратов. 1 илл.

Полезная модель относится к области ракетно-космической техники и может быть использована для наземного старта ракет-носителей космических аппаратов.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели является стартовый комплекс «СК» для запуска конверсируемых ракет-носителей «РН» из транспортно-пускового контейнера «ТПК», имеющий в своем составе: «РН», транспортный агрегат, к которому крепится «ТПК», устройство подъема «ТПК» в вертикальное положение, разгонный блок, пороховой аккумулятор давления «ПАД», аппаратуру управления и контроля. Подобной конструкцией обладает, например, комплекс «Старт», предназначенный для запуска «РН» созданной на базе боевой ракеты комплекса «Тополь» (Карпенко, А.В. Отечественные стратегические ракетные комплексы / А.В.Карпенко, Уткин А.Ф., Попов А.Д.; под. ред. В.Ф.Уткин, Ю.С.Соломонов, Г.А.Ефремов. - СПб.: Изд-во Невский бастион - Гангут, 1999. - стр.29, 242-253, 265 с).

«СК» на базе боевых ракет требуют огромный объем конверсионных работ и большие экономические затраты для переоборудования в «РН».

Задачей полезной модели минимизация объема конверсионных работ по переоборудованию боевой ракеты в «РН» для обеспечения более безопасной работы ускорителей при запуске стартового комплекса.

Данный технический результат достигается тем, что в стартовом комплексе «СК» для запуска конверсируемых ракет-носителей «РН» состоящий из транспортно-пускового контейнера «ТПК» на базе конверсируемых боевых ракет массой от 45 до 105 тонн с неподготовленных площадок состоящий из «ТПК», «РН» с ракетным двигателем «РД», «ПАД», штатного «ТПК», дополнительно в верхней зоне «В» «ТПК» жестко закреплены ускорители, сопла которых развернуты от корпуса «ТПК» на острый угол , для обеспечения наиболее безопасной работы ускорителей при запуске стартового комплекса.

«СК» состоит из штатного «ТПК» поз.1, с верхней зоной «В», «РН» поз.2 с ракетным двигателем «РД» поз.3 и «ПАД» поз.4, аппаратуры управления и контроля поз.5. На «ТПК» в зоне «В» жестко закреплены ускорители поз.6, сопла которых развернуты от корпуса «ТПК» на угол , для обеспечения наиболее безопасной работы ускорителей при запуске стартового комплекса.

На Фиг.1 представлена схема предложенного стартового комплекса, расположенного на стартовой площадке на транспортно-пусковом контейнере которого жестко закреплены ускорители.

Работа стартового комплекса.

«РН» поз.2 размещают в штатном «ТПК» поз.1. В зоне «В» «ТПК» поз.1 жестко закреплены ускорители поз.6, которые развернуты от корпуса «ТПК» на угол , обеспечивающий наиболее безопасную работу ускорителей при запуске стартового комплекса, таким образом, чтобы струи ускорителей не воздействовали на «ТПК» поз.1., т.е. угол - острый. Размещение «РН» на стартовой площадке выходит за рамки данной полезной модели.

Количество ускорителей N зависит от марки применяемых ускорителей. Исходя из «2-го закона Ньютона» расчет количества ускорителей можно произвести по формуле:

N=М·(Ay+g)/(Т·cos ), где

N - количество ускорителей;

М - суммарная масса «СК»;

Ay - вертикальное ускорение;

g - ускорение свободного падения тела;

Т - тяга одного ускорителя;

- угол крепления ускорителей к «ТПК».

Например, в качестве ускорителей «СК» могут выступать ступени оперативно-технической ракеты «Луна» или специальный пороховой ракетный двигатель на базе ракетного двигателя твердого топлива одноступенчатой ракеты «Ока».

Удаленность сопел ускорителей от грунта на расстоянии h, а также использование N ускорителей, позволяет производить запуск с различных необорудованных позиций: грунт, асфальт, бетон, при этом максимальное давление газовой струи на стартовую поверхность не превышает 2 кг/см.

Старт осуществляют при помощи запуска ускорителей поз.6. После выхода «СК» на требуемую траекторию работа ускорителей поз.6 прекращается, срабатывает «ПАД» поз.4 и происходит разделение «ТПК» поз.1 и «РН» поз.2. Разделение «ТПК» поз.1 и «РН» поз.2 происходит в воздухе.

Таким образом, предложенная конструкция «СК» позволяет отказаться от разгонной ступени и, следовательно, минимизировать объем конверсионных работ по переоборудованию боевой ракеты в «РН». Использование данной конструкции «СК» является одним из наиболее перспективных способов запуска модифицированных боевых ракет. Основным преимуществом является возможность применения в качестве «РН» космических аппаратов «КА» боевых ракет без дополнительной разгонной ступени. Способность боевых ракет выводить на расчетные траектории «КА» с грузоподъемностью, близкой к штатной полезной нагрузке, приводит к повышению эффективности и надежности их использования, так как сохраняется оптимальное соотношение между массами ступеней.

Стартовый комплекс состоит из ракеты-носителя с ракетным двигателем, транспортно-пускового контейнера, условно состоящего из «верхней», «центральной» и «нижней» зон, порохового аккумулятора давления, аппаратуры управления и контроля, отличающийся тем, что на транспортно-пусковом контейнере в «верхней» зоне жестко закреплены ускорители, сопла которых развернуты от корпуса транспортно-пускового контейнера на угол , обеспечивающий наиболее безопасную работу ускорителей при запуске стартового комплекса.



 

Наверх