Центробежный насос
Полезная модель относится к насосостроению, а именно к конструкциям центробежных насосов с защитными кольцами.
Центробежный насос содержит корпус 1 с кольцевой проточкой 2, в которой установлено защитное кольцо 3, а также рабочее колесо 4 с защитным кольцом 5, образующим с кольцом 3 щелевое уплотнение 6.
Для фиксации колец 3, 5 в корпусе 1 и рабочем колесе 4 выполнены тонкостенные пояски 7 и 8, соответственно, которые после развальцовки входят в зацепление с углублениями 9 колец 3, 5.
Для обеспечения лучшего зацепления развальцованных поясков 7, 8 с защитными кольцами 3, 5 тонкостенные пояски 7, 8 имеют следующие геометрические соотношения:
H/S=3... 8, где Н - высота пояска, S - толщина пояска.
Углубления 9 в защитных кольцах 3, 5 выполняются конической фрезой (зенковкой), а пояски 7, 8 развальцовываются ударным способом коническим или полуконическим бойком (керном).
При использовании заявляемой полезной модели достигается следующий технический результат:
1 улучшение технологичности, так как не нужно при сборке совмещать отверстия в одной детали с углублениями в ответной детали;
2 повышение надежности стопорения от проворота - углубления в ответной детали можно сделать шире и глубже и соответственно выше будет выступ от развальцованного участка пояска;
3 конструкцию можно применять для тонкостенных поясков рабочего колеса;
4 в корпусе нет необходимости сверлить глухие отверстия и совмещать их угловые координаты с углублениями в защитном кольце.
Полезная модель относится к насосостроению, а именно к конструкциям центробежных насосов с защитными кольцами.
В качестве прототипа выбран центробежный насос, содержащий корпус с защитным кольцом, а также рабочее колесо с защитным кольцом, образующим с кольцом корпуса щелевое уплотнение, причем кольца корпуса и рабочего колеса зафиксированы развальцованными элементами корпуса и рабочего колеса, выполненными в виде глухих отверстий [заявка на полезную модель РФ 2012117319/28 (026129)].
Недостатками известного насоса являются:
1 необходимость выполнения поясков крыльчатки с достаточно большой толщиной, необходимой для выполнения отверстий, образующих перемычки, что по соображениям компоновки насоса не всегда возможно и сужает область применения такой конструкции;
2 необходимость точного соблюдения угловых координат отверстий в колесе и углублений в кольце и необходимость совмещения отверстий и углублений при запрессовке кольца, что ухудшает технологичность изготовления колеса;
3 невозможность создания высоких выступов, так как ввиду малой длины перемычки, определяемой диаметром отверстий, и опасности разрыва перемычки при развальцовке- высота выступов не всегда позволяет надежно исключить возможность проворота кольца относительно крыльчатки;
Последнее обстоятельство не позволяет обеспечить высокую надежность стопорения колец от проворота при касаниях колеса о корпус.
Задачей, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, является устранение указанных недостатков, повышение надежности и технологичности крепления износостойких колец и повышение надежности работы насоса в целом.
Поставленная цель достигается тем, что в центробежном насосе, содержащем корпус и рабочее колесо с защитным кольцом, образующим с корпусом щелевое уплотнение, причем защитное кольцо рабочего колеса выполнено с углублениями и зафиксировано развальцованными элементами рабочего колеса, согласно полезной модели, сопрягающиеся с углублениями кольца элементы рабочего колеса выполнены в виде тонкостенного пояска.
Для повышения ресурса работы насоса в корпусе дополнительно установлено защитное кольцо с углублениями, в которые развальцован тонкостенный поясок, образованный проточкой на торце корпуса.
С целью повышения надежности фиксации защитных колец тонкостенные пояски корпуса и рабочего колеса имеют следующие геометрические соотношения:
H/S-38, где
Н - высота пояска,
S - толщина пояска.
Полезная модель иллюстрирована чертежами: Фиг.1 - фрагмент центробежного насоса в продольном разрезе; Фиг.2 - продольный разрез (А-А Фиг.1),. Фиг.3 - продольный разрез (Б-Б Фиг.1), Фиг.4 - геометрические соотношения тонкостенных поясков.
Перечень позиций и обозначений на чертежах.
1 - корпус;
2 - кольцевая проточка корпуса;
3 - защитное кольцо корпуса;
4 - рабочее колесо;
5 - защитное кольцо рабочего колеса;
6 - щелевое уплотнение;
7 - тонкостенный поясок корпуса;
8 - тонкостенный поясок рабочего колеса;
9 - углубления в защитных кольцах 3,5;
10 - проточка;
Н - высота пояска,
S - толщина пояска.
Центробежный насос содержит корпус 1 с кольцевой проточкой 2, в которой установлено защитное кольцо 3, а также рабочее колесо 4 с защитным кольцом 5, образующим с кольцом 3 щелевое уплотнение 6.
Кольца 3 и 5 зафиксированы враспор в корпусе 1 и колесе 4, соответственно.
Для этого в корпусе 1 и рабочем колесе 4 выполнены тонкостенные пояски 7 и 8, соответственно, которые после развальцовки входят в зацепление с углублениями 9 фиксируемых колец 3, 5.
Поясок 8 образован кольцевой проточкой 10, выполненной на торце корпуса 1.
Для обеспечения лучшего зацепления развальцованных поясков 7, 8 с защитными кольцами 3, 5 тонкостенные пояски 7, 8 имеют следующие геометрические соотношения:
H/S=38, где
Н - высота пояска,
S - толщина пояска.
При этом конструкция и технология крепления защитных колец 3, 5 щелевого уплотнения 6 обладают простотой. Углубления 9 в защитных кольцах 3, 5 выполняются конической фрезой (зенковкой), а пояски 7, 8 развальцовываются ударным способом коническим или полуконическим бойком (керном).
При использовании заявляемой полезной модели достигается следующий технический результат:
1 улучшение технологичности, так как не нужно при сборке совмещать отверстия в одной детали с углублениями в ответной детали;
2 повышение надежности стопорения от проворота - углубления в ответной детали можно сделать шире и глубже и соответственно выше будет выступ от развальцованного участка пояска;
3 конструкцию можно применять для тонкостенных поясков рабочего колеса;
4 в корпусе нет необходимости сверлить глухие отверстия и совмещать их угловые координаты с углублениями в защитном кольце.
1. Центробежный насос, содержащий корпус и рабочее колесо с защитным кольцом, образующим с корпусом щелевое уплотнение, причем защитное кольцо рабочего колеса выполнено с углублениями и зафиксировано развальцованными элементами рабочего колеса, отличающийся тем, что сопрягающиеся с углублениями кольца элементы рабочего колеса выполнены в виде тонкостенного пояска.
2. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что в корпусе установлено защитное кольцо с углублениями, в которые развальцован тонкостенный поясок, образованный проточкой на торце корпуса.
3. Центробежный насос по пп.1 и 2, отличающийся тем, что тонкостенные пояски имеют следующие геометрические соотношения:
H/S=38,
где Н - высота пояска;
S - толщина пояска.