Поршневое маслосъемное кольцо (варианты)

 

Полезная модель относится к области машиностроения (двигателестроения) и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, эксплуатирующих двигатели внутреннего сгорания (д.в.с.).

Задача полезной модели - повышение износостойкости (долговечности) поршневых маслосъемных колец, а также других деталей цилиндропоршневой группы д.в.с.

Поставленная задача достигается установкой в поршневой канавке маслосъемного кольца латунных (или из других цветных металлов) сегментов-колец, обеспечивающих избирательный перенос при трении легирующих элементов на рабочую поверхность поршневых колец и гильзы цилиндра.

Латунное кольцо-сегмент устанавливается или взамен стального кольца сборных маслосъемных колец, или как дополнительное кольцо в случае применения чугунных маслосъемных колец скребкового типа.

Полезная модель относится к области машиностроения (двигателестроения) и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, эксплуатирующих двигатели внутреннего сгорания (д.в.с.).

Известны различные по конструкции и материалу поршневые маслосъемные кольца (ПМСК):

- цельные чугунные ПМСК скребкового типа в канавке поршня;

- сборные ПМСК, состоящие из комплекта стальных элементов: верхнего и нижнего сегментов-колец, осевых и радиальных расширителей (последние могут отсутствовать), устанавливаемых в канавке поршня (Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей. Учебник для вузов. М., Высшая школа, 1973. - 400.)

Недостатком ПМСК является недостаточная износостойкость их рабочих поверхностей, для повышения которой поверхности обычно хромируют, напыляют. Однако при этом не обеспечивается высокая износостойкость рабочих поверхностей ПМСК.

Найденные конструктивные решения данной задачи предусматривают нанесение приработочного медного покрытия на поверхности поршневого кольца (Поршневое кольцо двигателя внутреннего сгорания. А.С. 1546688, F16J 9/06, F02F 5/00). Однако действие этого покрытия ограничивается продолжительностью приработки сопряжения. Наиболее близким к полезной модели являются сборные ПМСК из стальных элементов, приведенные в учебнике (Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей. Учебник для вузов. М., Высшая школа, 1973. - 400 с.).

Задача полезной модели - повышение износостойкости (долговечности) ПМСК, а также других деталей цилиндропоршневой группы д.в.с.

Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом конструктивном решении согласно полезной модели один сегмент-кольцо 1 или 2, раздвигаемых осевым расширителем 3, изготавливается из латуни (или других цветных металлов) и устанавливается в канавку маслосъемного кольца поршня 4 вместо стального сегмента-кольца (Фиг.1).

В случае применения на поршне двигателя цельных чугунных ПМС колец скребкового типа 1 в поршневую канавку маслосъемного кольца устанавливается дополнительное, упругое латунное кольцо-сегмент 2, рабочая поверхность А которого силами упругости прижимается к зеркалу гильзы цилиндра (Фиг.2).

В процессе работы д.в.с. латунное кольцо-сегмент взаимодействует с зеркалом гильзы цилиндра, истирается и является донором меди, которая в результате избирательного переноса при трении создает тонкую медную плакирующую пленку, защищающую рабочую поверхность стального или чугунного ПМСК от изнашивания (Гаркунов Д.Н. Триботехника (конструирование, изготовление и эксплуатация машин): Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп. - М. Изд-во МСХА, 2002. - 632 с.). Избирательный перенос меди латунного кольца-сегмента на зеркало гильзы цилиндра и на поверхность компрессионных (уплотнительных) поршневых колец способствует также снижению износа трущихся поверхностей этих деталей ЦПГ д.в.с. (компрессионных колец и гильзы цилиндра).

При использовании предлагаемой полезной модели обеспечивается снижение скорости изнашивания, прежде всего стальных или чугунных поршневых маслосъемных колец, а также других деталей ЦПГ д.в.с.

Принципиальное отличие физической сущности предлагаемого решения от известных заключается в том, что при установке в поршневую канавку латунного кольца-сегмента создаются условия для реализации избирательного переноса меди при трении, в результате чего предотвращается интенсивное изнашивание, прежде всего рабочих поверхностей А чугунных и стальных ПМС колец, а также других деталей ЦПГ д.в.с..

Использование полезной модели позволит повысить долговечность и безотказность ПМС колец, уменьшить расход моторного масла.

Технико-экономические показатели от применения предлагаемого изобретения обеспечивается за счет повышения долговечности двигателя, снижения расхода моторного масла на угар и уменьшения вредных выбросов в окружающую среду, а также снижения материальных и трудовых затрат на ремонт и эксплуатацию д.в.с.

Литература

1. Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей. Учебник для вузов. М., Высшая школа, 1973. - 400.

2. Поршневое кольцо двигателя внутреннего сгорания. А.С. 1546688, F16J 9/06, F02F 5/00

3. Гаркунов Д.Н. Триботехника (конструирование, изготовление и эксплуатация машин): Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. Изд-во МСХА, 2002. - 632 с.

1. Поршневое маслосъемное кольцо двигателя внутреннего сгорания, выполненное в виде комплекта стальных элементов, включающих рабочие сегменты-кольца и расширители, отличающееся тем, что одно рабочее кольцо-сегмент выполнено из цветного металла (например латуни).

2. Поршневое маслосъемное кольцо двигателя внутреннего сгорания, выполненное в виде цельного чугунного кольца скребкового типа, отличающееся тем, что имеет дополнительное латунное (или из другого цветного металла) кольцо-сегмент, устанавливаемое в поршневой канавке в паре с чугунным скребковым маслосъемным кольцом.



 

Наверх