Рычаг с гашеткой основного управления механизацией крыла летательного аппарата

 

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к устройствам управления системой механизации крыла летательного аппарата, имеющего закрылки и предкрылки, в частности, к рычагам и гашеткам основного управления механизацией крыла летательного аппарата. Рычаг с гашеткой выполнен в виде поворотного двуплечего рычага первого рода и содержит расположенные в плоскости поворотов под углом не менее 100° одно относительно другого верхнее и нижнее плечи. Верхнее плечо снабжено рукояткой с гашеткой. Рычаг смонтирован в силовом корпусе командного блока основного управления механизацией крыла летательного аппарата с возможностью поворотов в угловом диапазоне, достаточном для выполнения полного выпуска и уборки элементов механизации крыла, а именно, предкрылков и закрылков. Верхнее плечо рычага выполнено с открытым сверху пазом, перекрытым в плоскости поворотов рычага дугообразным двухконсольным коромыслом, верхняя кромка которого, по меньшей мере, на участках его консолей очерчена по радиусу из центра поворотов двуплечего рычага. Технический результат состоит в разработке конструкции рычага с гашеткой основного управления механизацией крыла летательного аппарата с повышенной надежностью и простотой управления за счет создания более совершенных технических решений указанных устройств, обеспечивающих быстроту задействования и удобство пользования в полетных и наземных условиях, в уменьшении сложности операций и расширении функциональных возможностей, а также в повышении безопасности управления летательным аппаратом при снижении габаритов и веса конструкции. 1 н.п. ф-лы, 2 з.п. ф-лы, 4 илл.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к устройствам управления системой механизации крыла летательного аппарата, имеющего закрылки и предкрылки, в частности, к рычагам и гашеткам основного управления механизацией крыла летательного аппарата.

Известен переключатель основного управления механизацией крыла самолета с корпусом командного блока, содержащим двуплечий рычаг основного управления с рукояткой и встроенной гашеткой на одном конце, системой пошаговой фиксации промежуточных положений рычага и соответственно управляемых элементов механизации крыла, выполненный с возможностью шарнирного соединения через тандерную тягу с задающим блоком системы управления механизацией (АС 728331, 27.11.1978).

Недостатком известного устройства является относительная сложность управления механизацией крыла самолета из-за трудности попадания фиксирующего элемента гашетки рычага управления, выполненного с широким наконечником, в ответные углубления системы пошаговой фиксации из-за предельно ограниченного входного устья углубления в стенке корпуса блока, в котором закреплен рычаг. Это снижает надежность управления в полетных условиях. Кроме того, известное устройство имеет повышенные габариты и материалоемкость, в частности из-за малого угла, под которым соединены верхнее и нижнее плечи рычага, чем обусловлена необходимость применения в системе управления более длинной и соответственно и материалоемкой тандерной тяги.

Задача, решаемая полезной моделью, заключается в разработке конструкции рычага с гашеткой основного управления механизацией крыла летательного аппарата с повышенной надежностью и простотой управления за счет создания более совершенных технических решений указанных устройств, обеспечивающих быстроту задействования и удобство пользования в полетных и наземных условиях, в уменьшении сложности операций и расширении функциональных возможностей, а также в повышении безопасности управления летательным аппаратом при снижении габаритов и веса конструкции.

Поставленная задача решается тем, что рычаг с гашеткой основного управления механизацией крыла летательного аппарата, согласно полезной модели, выполнен в виде поворотного двуплечего рычага первого рода и содержит расположенные в плоскости поворотов под углом не менее 100° одно относительно другого верхнее и нижнее плечи, верхнее из которых снабжено рукояткой с гашеткой, причем рычаг смонтирован в силовом корпусе командного блока основного управления механизацией крыла летательного аппарата с возможностью поворотов в угловом диапазоне, достаточном для выполнения полного выпуска и уборки элементов механизации крыла, а именно, предкрылков и закрылков, причем верхнее плечо рычага выполнено с открытым сверху пазом, перекрытым в плоскости поворотов рычага дугообразным двухконсольным коромыслом, верхняя кромка которого, по меньшей мере, на участках его консолей очерчена по радиусу из центра поворотов двуплечего рычага.

При этом нижняя оконечность нижнего плеча может быть выполнена с возможностью шарнирного соединения с последующим кинематическим звеном управления механизацией крыла летательного аппарата, как правило, с тандерной тягой.

Гашетка может содержать соединенный через пружины с рукояткой и через паз с верхним плечом рычага основного управления корпус, состоящий из верхней уширенной части, конгруэнтно вставляемой в рукоятку рычага, и нижней части в виде протяженного элемента с поперечным сечением, не превышающим ширину паза верхнего плеча рычага, с возможностью скольжения в нем, а на нижнем конце указанный протяженный элемент выполнен сужающимся с возможностью заведения в более широкое устье выемки в элементе запирающего устройства пошаговой фиксации, установленном на силовом корпусе командного блока.

Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в разработке рычага с гашеткой основного управления механизацией крыла летательного аппарата с повышенной конструктивной простотой, надежностью и улучшенными эксплуатационными качествами, повышающими комфортность управления за счет разработанных функционально эффективной формы объединенных элементов рычага и гашетки, оригинальной конструкции двухконсольного коромысла с криволинейной конфигурацией и устройства пошаговой фиксации с обеспечением возможности при каждом шаговом перемещением рычага одновременного управляемого поворота закрылков и предкрылков на взаимно дифференцированные углы, что обеспечивает наиболее целесообразное регулирование подъемной силы крыла при взлете-посадке и выходе на режимы десантирования.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:

На фиг.1 изображен двуплечий рычаг, вид спереди:

На фиг.2 - двуплечий рычаг, вид сбоку;

На фиг.3 - силовой корпус командного блока управления с рычагом основного управления механизацией крыла летательного аппарата, вид сбоку;

На фиг.4 - разрез по А-А на фиг.3.

Рычаг 1 основного управления механизацией крыла летательного аппарата с гашеткой 2 выполнен в виде поворотного двуплечего рычага 1 первого рода и содержит расположенные в плоскости поворотов под углом не менее 100° одно относительно другого верхнее и нижнее плечи 3 и 4 соответственно. Верхнее плечо снабжено рукояткой 5 с гашеткой 2. Рычаг 1 смонтирован в силовом корпусе 6 командного блока основного управления механизацией крыла летательного аппарата с возможностью поворотов в угловом диапазоне, достаточном для выполнения полного выпуска и уборки элементов механизации крыла, а именно, предкрылков и закрылков.

Верхнее плечо 3 рычага 1 выполнено с открытым сверху пазом 7, перекрытым в плоскости поворотов рычага 1 дугообразным двухконсольным коромыслом 8, верхняя кромка которого, по меньшей мере, на участках его консолей очерчена по радиусу из центра поворотов двуплечего рычага 1. Нижняя оконечность нижнего плеча 4 выполнена с возможностью шарнирного соединения с последующим кинематическим звеном управления механизацией крыла летательного аппарата, как правило, с тандерной тягой (на чертежах не показано).

Гашетка 2 содержит соединенный через пружины 9 с рукояткой 5 и через паз 7 с верхним плечом 3 рычага 1 основного управления корпус. Корпус состоит из верхней уширенной част и 10, конгруэнтно вставляемой в рукоятку 5 рычага 1, и нижней части в виде протяженного элемента 11 с поперечным сечением, не превышающим ширину паза 7 верхнего плеча 3 рычага 1, с возможностью скольжения в нем. На нижнем конце указанный протяженный элемент 11 выполнен сужающимся с возможностью заведения в более широкое устье выемки в элементе запирающего устройства пошаговой фиксации, установленном на силовом корпусе 6 командного блока.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При необходимости выпуска предкрылков и закрылков относительно неподвижной части крыла летательного аппарата нажимают на рукоятку 5, утапливают гашетку 2 в корпусе рукоятки 5, выводя из зацепления систему пошаговой фиксации рычага 1 и тянут рычаг 1 в направлении против полета до первого фиксированного положения. Контролируют по приборам изменение углов наклона предкрылков и закрылков. При этом фиксирующий протяженный элемент 11 подпружиненной гашетки 2 автоматически опускается в соответствующую выемку системы пошаговой фиксации на стенке силового корпуса 6 командного блока. После этого, если необходимо продолжить выпуск предкрылков и закрылков, поджимая и отпуская гашетку 2, рычаг 1 основного управления последовательно пошагово переводят до нужного положения по градуированной шкале.

При необходимости уменьшить угол выпуска или убрать предкрылки и закрылки последовательно поджимают и отпускают гашетку 2 и пошагово перемещают рычаг 1 вперед в направлении полета.

Таким образом, за счет создания более совершенных технических решений предлагаемого в полезной модели устройства, обеспечивающего быстроту задействования и удобство пользования в полетных и наземных условиях, в уменьшении сложности операций и расширении функциональных возможностей повышается надежность и безопасность управления летательным аппаратом и улучшаются эксплуатационные качества управления механизацией крыла самолета.

1. Рычаг с гашеткой основного управления механизацией крыла летательного аппарата, характеризующийся тем, что выполнен в виде поворотного двуплечего рычага первого рода и содержит расположенные в плоскости поворотов под утлом не менее 100° одно относительно другого верхнее и нижнее плечи, верхнее из которых снабжено рукояткой с гашеткой, причем рычаг смонтирован в силовом корпусе командного блока основного управления механизацией крыла летательного аппарата с возможностью поворотов в угловом диапазоне, достаточном для выполнения полного выпуска и уборки элементов механизации крыла, а именно предкрылков и закрылков, причем верхнее плечо рычага выполнено с открытым сверху пазом, перекрытым в плоскости поворотов рычага дугообразным двухконсольным коромыслом, верхняя кромка которого, по меньшей мере, на участках его консолей очерчена по радиусу из центра поворотов двуплечего рычага.

2. Рычаг по п.1, отличающийся тем, что нижняя оконечность нижнего плеча выполнена с возможностью шарнирного соединения с последующим кинематическим звеном управления механизацией крыла летательного аппарата, как правило с тандерной тягой.

3. Рычаг по п.1, отличающийся тем, что гашетка содержит соединенный через пружины с рукояткой и через паз с верхним плечом рычага основного управления корпус, состоящий из верхней уширенной части, конгруэнтно вставляемой в рукоятку рычага, и нижней части в виде протяженного элемента с поперечным сечением, не превышающим ширину паза верхнего плеча рычага, с возможностью скольжения в нем, а на нижнем конце указанный протяженный элемент выполнен сужающимся с возможностью заведения в более широкое устье выемки в элементе запирающего устройства пошаговой фиксации, установленном на силовом корпусе командного блока.



 

Наверх