Блок переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета

 

Полезная модель относится к области авиационной техники, а именно к блокам переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета. Блок переключателей содержит силовой корпус в виде открытой рамы с прямоугольным контуром, в котором смонтированы две пары электромеханических тумблеров переключателей приводов и выполненные с возможностью разъемной блокировки, состоящие каждая из двух соосных двуплечих рычагов две сдвоенные ручки управления, установленные с возможностью одновременного или автономного воздействия на указанные пары тумблеров. Силовой корпус снабжен осью, на которой установлены упомянутые рычаги сдвоенной ручки, а тумблеры снабжены штоками с нажимными головками и смонтированы на раме ниже рычагов. Каждая пара рычагов снабжена поверху соосным пазом и откидным двуплечим блокирующим фиксатором с возможностью возвратно запирающего заведения верхнего плеча фиксатора в соосный паз двух рычагов образующих пару в составе каждой сдвоенной ручки. Другое плечо каждого фиксатора подпружинено. Нижнее плечо каждого из рычагов рукоятки выполнено в виде управляющей вилки с возможностью заведения в нее соответствующей головки штока тумблера. Предлагаемый блок переключателей приводов позволяет с минимальными затратами времени и количества операций задействовать резервное управление с переводом сдвоенных ручек из нейтрального положения в состояние активного управления механизацией крыла в полете и наоборот разблокировать любую из сдвоенных ручек для контрольной поканальной проверки резервного управления механизацией. При этом конструкция блока позволяет выполнять управление или проверку системы независимо от положения предкрылков и закрылков в момент включения резервною управления. 1 н.п., 4 з.п., 3 илл.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к устройствам резервного управления системой механизации крыла, включающей закрылки и предкрылки, и в частности, к блокам переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета.

Известно устройство для управления группой электромеханических переключателей приводов, содержащее короб с крышкой, на основании которого смонтированы переключатели с поворотными рукоятками, обращенными внутрь корпуса и имеющие антифрикционные наконечники. На крышке установлен двуплечий рычаг, посредством которого управляют одновременно несколькими переключателями с сохранением при этом возможности их раздельной проверки. Крышка шарнирно прикреплена к стенке корпуса и выполнена поворотной. Верхнее плечо рычага выполнено двухзвенным. К нижнему плечу рычага прикреплена подвижная рамка с гнездами для размещения антифрикционных наконечников рукояток переключателей (АС 520823, 14.11.1974).

К недостаткам данного устройства можно отнести большие габариты, массу и требование обязательного контроля наземным техсоставом за правильной установкой подвижной рамки и отсутствием в коробе посторонних предметов после проверки исправности каждого канала управления приводами от своего тумблера.

Также известно устройство для управления переключателями приводов, содержащее корпус в котором установлен блок переключателей, поворотную ручку взаимодействующую с переключателями через передаточное звено и имеющую фиксаторы положений, а также качалки с клавишами. Передаточное звено выполнено в виде двуплечего рычага, жестко установленного на оси, неподвижно размещенного на поворотной ручке перпендикулярно ее оси. Одно плечо рычага имеет две плоскости для взаимодействия с качалками. На другом плече закреплена пружина, концы которой также контактируют с качалками. Качалки размещены на оси ручки и имеют шторки для изменения взаимодействия с магнитным полем переключателей. Ручка выполнена подпружиненной (SU 1607601 А1, 10.02.2005).

К недостаткам данного устройства можно отнести усложненный подход к устройству и необходимость снятия боковых люков моторного пульта при раздельной проверке работы этого устройства от каждого канала управления приводами. Кроме того устройство отличается большими габаритами.

Задача, решаемая полезной моделью, заключается в разработке конструкции блока переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета с улучшенными эксплуатационными качествами резервного управления за счет создания конструктивной системы блока переключателей, обеспечивающей быстроту задействования и удобство пользования в полетных и наземных условиях, в уменьшении количества и сложности операций, совершенствовании конструкции и расширении функциональных возможностей сдвоенных ручек, а также в повышении надежности и безопасности эксплуатации, скорости перевода из нейтрального положения в режимы раздельного управления механизацией от каждого переключателя или в режим резервного управления в полетных штатных и нештатных ситуациях, производимого ручкой со сблокированными рычагами, кроме того в задачу полезной модели входит снижение габаритов и веса конструкции блока и переключателей.

Поставленная задача решается за счет того, что блок переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета, согласно полезной модели, содержит силовой корпус, конструктивно выполненный в виде открытой с противоположных сторон рамы с.предпочтительно, замкнутым, прямоугольным контуром и закрепленной в верхней части боковых элементов рамы осью, на которой с возможностью возвратных поворотов на заданный ограниченный угол установлены две сдвоенные ручки, состоящие каждая из двух двуплечих рычагов первого рода, при этом на параллельном упомянутой оси нижнем элементе рамы и частично под ним, смонтированы две пары электромеханических тумблеров, содержащих штоки с нажимными головками переключателей приводов управления, попеременно взаимодействующими с контактными элементами двуплечих рычагов сдвоенных ручек, кроме того каждый рычаг каждой сдвоенной ручки содержит верхнее и нижнее плечо, а верхнее плечо каждого из упомянутых рычагов снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом, выполненным с возможностью возвратно-блокирующею заведения в него верхнего плеча двуплечего фиксатора, посредством шарнира поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча одного из указанных рычагов, причем конфигурация поперечного сечения заводимого в упомянутый паз верхнего плеча фиксатора выполнена совпадающей с конфигурацией поперечною сечения паза для обеспечения возможности одновременного блокирующего запирания паза обоих рычагов, а другое плечо фиксатора подпружинено с возможностью выполнения упругих возвратно-запирающих поворотов фиксатора в диапазоне от, преимущественно, контрольного положения «открыто и разблокировано» до основного эксплуатационного положения «закрыто и сблокировано», при этом нижнее плечо каждого рычага сдвоенных ручек, оснащенное на нижнем конце упомянутыми контактными элементами, выполнено в виде вилки, с возможностью заведения в нее с технологическим зазором соответствующей головки электромеханического тумблера переключателя резервного управления механизацией крыла самолета, кроме того блок снабжен охватывающим сдвоенные ручки с боков быстро откидывающимся элементом в виде обечайки, предназначенной для одновременной фиксации сдвоенных ручек в нейтральном положении, кроме того упомянутые головки штоков нажимных переключателей приводов электромеханических тумблеров снабжены антифрикционными наконечниками, а каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки установлен на оси подпружиненно с возможностью выполнения рабочих отклонений в диапазоне от ±3° до ±20° для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла.

Каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки может быть установлен на оси подпружиненно с возможностью выполнения, для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла, управляющих рабочих отклонений, производимых, предпочтительно, в диапазоне ±15°.

Антифрикционные наконечники головки штоков нажимных переключателей приводов блока могут быть выполнены обеспечивающими при командном нажатии на одну из сдвоенных ручек или на любой разблокированный рычаг ручки выпуск или убирание предкрылков, а при аналогичном вариантном нажатии на рычаги другой ручки обеспечивающими выпуск или убирание закрылков системы механизации крыла самолета.

Быстро откидывающийся элемент, выполненный в виде обечайки, предназначенной для одновременной фиксации сдвоенных ручек в нейтральном положении, может быть шарнирно-подпружиненно смонтирован одним торцом на оси, установленной на силовом корпусе блока в направлении, поперечном оси навески сдвоенных ручек, а на другом торце снабжен фиксатором в виде откидывающейся защелки, выведение которой из зацепления с обечайкой обеспечивает автоматическое откидывание последней с освобождением сдвоенных ручек при необходимости быстрого или экстренного введения в действие резервного управления механизацией в полетном или контрольном наземном режимах.

Быстро откидывающаяся обечайка нейтральной фиксации сдвоенных ручек переключателей конструктивно может быть выполнена удлиненной с возможностью одновременного охвата и фиксации головок обеих сдвоенных ручек в нейтральном положении, а противоположный торец обечайки и защелка, для предотвращения самопроизвольного открывания обечайки, снабжены быстро размыкаемой упругой системой «зуб-паз».

Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в разработке блока переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета с повышенной конструктивной простотой технического решения, и улучшенными эксплуатационными качествами резервного управления, что повышает надежность и безопасность предлагаемого устройства в наземных и полетных ситуациях, при снижении массы и габаритов блока переключателей приводов резервного управления. Совокупность перечисленных качеств создает найденное в полезной модели сочетание конструктивных приемов обеспечения совместной сблокированной и автономной разблокированной работы рычагов сдвоенных ручек управления, эффективные быстро удаляемые фиксаторы блокировки и разблокирования ручек, что повышает простоту задействования и работы устройства, как в полетных нештатных ситуациях, так и при поканальном контроле системы резервного управления механизацией, а также путем уменьшения количества и сложности операций, производимых посредством предлагаемого блока. Указанный технический результат полезной модели обеспечивается также за счет удобства управления одной сдвоенной ручкой блока несколькими переключателями.

Надежность и безопасность полезной модели достигается также выполнением быстрой без применения инструментов, разблокирования и раздельной проверки исправности работы каналов резервного управления от каждого переключателя.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен блок переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета, в проекции 3D;

на фиг.2 - блок переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета, продольный разрез;

на фиг.3 - блок переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета, поперечный разрез.

Блок переключателей 1 приводов резервного управления механизацией крыла самолета, содержит силовой корпус 2, конструктивно выполненный в виде открытой с противоположных сторон рамы 3 с предпочтительно, замкнутым, прямоугольным контуром и закрепленной в верхней части боковых элементов рамы 3 осью 4. На оси 4 с возможностью возвратных поворотов на заданный ограниченный угол установлены две сдвоенные ручки 5, состоящие каждая из двух двуплечих рычагов 6 первого рода. При этом на параллельном упомянутой оси 4 нижнем элементе рамы 3 и частично под ним, смонтированы две пары электромеханических тумблеров 7, содержащих штоки 8 с нажимными головками 9 переключателей приводов управления, попеременно взаимодействующими с контактными элементами 10 двуплечих рычагов 6 сдвоенных ручек 5. Каждый рычаг 6 каждой сдвоенной ручки 5 содержит верхнее 11 и нижнее 12 плечо, причем верхнее 11 плечо каждого из упомянутых рычагов 6 снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом 13, выполненным с возможностью возвратно-блокирующего заведения в него верхнего плеча двуплечего фиксатора 14, посредством шарнира поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча 11 каждого из рычагов 6. Конфигурация поперечного сечения заводимого в паз 13 верхнего плеча 11 фиксатора 14 выполнена совпадающей с конфигурацией поперечного сечения упомянутого паза 13 для обеспечения возможности одновременного блокирующего запирания паза 13 обоих рычагов 6. Другое плечо фиксатора 14 подпружинено с возможностью выполнения упругих возвратно-запирающих поворотов фиксатора 14 в диапазоне от, преимущественно, контрольного положения «открыто и разблокировано» до основного эксплуатационного положения «закрыто и сблокировано». Нижнее плечо 12 каждого рычага 6 сдвоенных ручек 5, оснащенное на нижнем конце упомянутыми контактными элементами 10, выполнено в виде вилки, с возможностью заведения в нее с технологическим зазором соответствующей головки 9 электромеханического тумблера 7 переключателя резервного управления механизацией крыла самолета. Кроме того блок 1 снабжен охватывающим сдвоенные ручки 5 с боков быстро откидывающимся элементом в виде обечайки 15, предназначенной для одновременной фиксации сдвоенных ручек 5 в нейтральном положении.

Кроме того головки 9 штоков 8 нажимных переключателей приводов электромеханических тумблеров снабжены антифрикционными наконечниками 16, а, каждый из упомянутых рычагов 6 сдвоенной ручки 5 установлен на оси 4 подпружинено с возможностью выполнения рабочих отклонений в диапазоне от ±3° до ±20° предпочтительно, ±15° для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла.

Антифрикционные наконечники 16 головки 9 штоков 8 нажимных переключателей 7 приводов блока выполнены обеспечивающими при командном нажатии на одну из сдвоенных ручек 5 или на любой разблокированный рычаг 6 ручки 5 выпуск или убирание предкрылков, а при аналогичном вариантном нажатии на рычаги 6 другой ручки 5 обеспечивающими выпуск или убирание закрылков системы механизации крыла самолета.

Быстро откидывающийся элемент 15, выполненный в виде обечайки 15, предназначенной для одновременной фиксации сдвоенных ручек 5 в нейтральном положении, шарнирно-подпружинено смонтирован одним торцом на осп 17, установленной на силовом корпусе 2 блока 1 в направлении, поперечном оси навески сдвоенных ручек 5, а на другом торце снабжен фиксатором 18 в виде откидывающейся защелки 19, выведение которой из зацепления с обечайкой 15 обеспечивает автоматическое откидывание последней с освобождением сдвоенных ручек 5 при необходимости быстрого или экстренного введения в действие резервного управления механизацией в полетном или контрольном наземном режимах.

Быстро откидывающаяся обечайка 15 нейтральной фиксации сдвоенных ручек 5 переключателей конструктивно выполнена удлиненной с возможностью одновременного охвата и фиксации головок обеих сдвоенных ручек 5 в нейтральном положении. Противоположный торец обечайки 15 и защелка 19, для предотвращения самопроизвольного открывания обечайки 15, снабжены быстро размыкаемой упругой системой «зуб-паз».

Работает предлагаемое устройство следующим образом.

Для перехода на резервное управление механизацией закрылков и предкрылков необходимо откинуть обечайку 15, путем нажатия на защелку 19. Отклонением одной сдвоенной ручки 5 вперед по направлению полета производят уборку, назад - выпуск предкрылков. Отклонением другой сдвоенной ручки 5 вперед по направлению полета производят уборку, назад - выпуск закрылков. При повороте сблокированных двуплечих рычагов 6, сдвоенной ручки 5 на оси 4, нижние плечи 12 указанных рычагов 6, контактными элементами 10 нажимают на антифрикционные наконечники 16 головки 9 штоков 8 тумблеров 7, выдавая командный сигнал на осуществление перемещения предкрылков (закрылков), угловое положение которых отслеживают по указателям. При отпускании сдвоенной ручки 5 она занимает нейтральное положение, останавливая перемещение предкрылков (закрылков).

При поканальной проверке работы управления предкрылков (закрылков) необходимо поднять плечо двуплечего фиксатора 14. Для удобства поднятия двуплечего фиксатора 14 на верхней части одного из плеч 11 рычага 6 выполнено дополнительное углубление. Поднимая из соосного паза 13 блокирующее рычаги верхнее плечо фиксатора 14, тем самым автоматически утапливают в отверстие в верхней части рычага 6 другое, подпружиненное плечо фиксатора 14. Разблокировав рычаги 6 сдвоенной ручки 5, проверяют работу каждого канала управление поочередным отклонением рычагов 6 на выпуск или уборку предкрылков (закрылков).

Таким образом, предлагаемый блок переключателей приводов позволяет с минимальными затратами времени и количества операций задействовать резервное управление с переводом сдвоенных ручек из нейтрального положения в состояние активного управления механизацией крыла в полете и наоборот разблокировать любую из сдвоенных ручек для контрольной поканальной проверки резервного управления механизацией. При этом конструкция блока позволяет выполнять управление или проверку системы независимо от положения предкрылков и закрылков в момент включения резервного управления.

1. Блок переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета, характеризующийся тем, что содержит силовой корпус, конструктивно выполненный в виде открытой с противоположных сторон рамы с предпочтительно замкнутым, прямоугольным контуром и закрепленной в верхней части боковых элементов рамы осью, на которой с возможностью возвратных поворотов на заданный ограниченный угол установлены две сдвоенные ручки, состоящие каждая из двух двуплечих рычагов первого рода, при этом на параллельном упомянутой оси нижнем элементе рамы и частично под ним смонтированы две пары электромеханических тумблеров, содержащих штоки с нажимными головками переключателей приводов управления, попеременно взаимодействующим с контактными элементами двуплечих рычагов сдвоенных ручек, кроме того, каждый рычаг каждой сдвоенной ручки содержит верхнее и нижнее плечо, а верхнее плечо каждого из упомянутых рычагов снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом, выполненным с возможностью возвратно-блокирующего заведения в него верхнего плеча двуплечего фиксатора, посредством шарнира поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча одного из указанных рычагов, причем конфигурация поперечного сечения заводимого в упомянутый паз верхнего плеча фиксатора выполнена совпадающей с конфигурацией поперечного сечения паза для обеспечения возможности одновременного блокирующего запирания паза обоих рычагов, а другое плечо фиксатора подпружинено с возможностью выполнения упругих возвратно-запирающих поворотов фиксатора в диапазоне от преимущественно контрольного положения «открыто и разблокировано» до основного эксплуатационного положения «закрыто и сблокировано», при этом нижнее плечо каждого рычага сдвоенных ручек, оснащенное на нижнем конце упомянутыми контактными элементами, выполнено в виде вилки с возможностью заведения в нее с технологическим зазором соответствующей головки электромеханического тумблера переключателя резервного управления механизацией крыла самолета, кроме того, блок снабжен охватывающим сдвоенные ручки с боков быстро откидывающимся элементом в виде обечайки, предназначенной для одновременной фиксации сдвоенных ручек в нейтральном положении, кроме того, упомянутые головки штоков нажимных переключателей приводов электромеханических тумблеров снабжены антифрикционными наконечниками, а каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки установлен на оси подпружинено с возможностью выполнения рабочих отклонений в диапазоне от ±3° до ±20° для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла.

2. Блок переключателей приводов резервного управления механизацией предкрылков по п.1, отличающийся тем, что каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки установлен на оси подпружинено с возможностью выполнения для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла управляющих рабочих отклонений, производимых предпочтительно в диапазоне ±15°.

3. Блок переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета по п.1, отличающийся тем, что имеющие антифрикционные наконечники головки штоков нажимных переключателей приводов блока выполнены обеспечивающими при командном нажатии на одну из сдвоенных ручек или на любой разблокированный рычаг ручки выпуск или убирание предкрылков, а при аналогичном вариантном нажатии на рычаги другой ручки - обеспечивающими выпуск или убирание закрылков системы механизации крыла самолета.

4. Блок переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета по п.1, отличающийся тем, что быстро откидывающийся элемент, выполненный в виде обечайки, предназначенной для одновременной фиксации сдвоенных ручек в нейтральном положении, шарнирно-подпружинено смонтирован одним торцом на оси, установленной на силовом корпусе блока в направлении, поперечном оси навески сдвоенных ручек, а на другом торце снабжен фиксатором в виде откидывающейся защелки, выведение которой из зацепления с обечайкой обеспечивает автоматическое откидывание последней с освобождением сдвоенных ручек при необходимости быстрого или экстренного введения в действие резервного управления механизацией в полетном или контрольном наземном режимах.

5. Блок переключателей приводов резервного управления механизацией крыла самолета по п.4, отличающийся тем, что быстро откидывающаяся обечайка нейтральной фиксации сдвоенных ручек переключателей конструктивно выполнена удлиненной с возможностью одновременного охвата и фиксации головок обеих сдвоенных ручек в нейтральном положении, а противоположный торец обечайки и защелка для предотвращения самопроизвольного открывания обечайки снабжены быстро размыкаемой упругой системой зуб-паз.



 

Похожие патенты:

3d ручка для рисования и печати может применяться в области дизайна, рекламы для создания объемных фигур.

Полезная модель относится к области производства труб из полимерных композиционных материалов, и касается конструктивного выполнения оправки, предназначенной для изготовления труб способом намотки
Наверх