Сдвоенная ручка блока переключателей резервного управления механизацией предкрылков и закрылков крыла самолета

 

Полезная модель относится к области авиационной техники, а именно к устройствам резервного управления механизацией крыла самолета, включающего закрылки и предкрылки, в частности, к электромеханическим переключателям со сдвоенными ручками приводов резервного управления. Сдвоенная ручка предназначена для блока переключателей резервного управления механизацией предкрылков и закрылков крыла самолета и выполнена в виде двух двуплечих рычагов, соосно установленных с возможностью автономных и совместных поворотов при блокировке рычагов. Для этого рычаги снабжены поверху соосным пазом и откидным двуплечим блокирующим фиксатором с возможностью возвратно запирающего заведения одного плеча фиксатора в паз. Другое плечо фиксатора подпружинено. Технический результат состоит в удобстве эксплуатации, повышение надежности и безопасности работы устройства в штатных и внештатных ситуациях, так как разработанная конструкция сдвоенной ручки позволяет с минимальными затратами труда в доли секунды переводить ручку из нейтрального положения в активное полетное положение управления механизацией крыла самолета и наоборот в разблокированное положение для контрольной поканальной проверки резерва управления механизацией. При этом конструкция сдвоенной ручки позволяет выполнять управление или проверку системы независимо от положения общей ручки управления. 1 н.п. ф-лы. 4 илл.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к устройствам резервного управления механизацией крыла самолета, имеющего закрылки и предкрылки, в частности, к сдвоенным ручкам электромеханических переключателей приводов резервного управления механизацией предкрылков и закрылков крыла самолета.

Известно устройство для управления группой электромеханических переключателей приводов, содержащее выполняющий функцию ручки двуплечий рычаг, верхнее плечо которого выполнено двухзвенным и снабженные антифрикционными наконечниками переключатели, причем устройство выполнено с возможностью управления посредством рычага с функцией ручки одновременно несколькими переключателями с сохранением возможности раздельной проверки работы каналов управления. В известном устройстве к нижнему плечу рычага прикреплена подвижная рамка с гнездами для размещения антифрикционных наконечников переключателей (АС 520823, 14.11.1974).

К недостаткам данного устройства можно отнести большие габариты и массу, повышенную опасность попадания посторонних предметов в углубление в нижней части рычага открываемой в процессе наземной проверки штатной работы каждого канала управления и требование обязательного наземного контроля правильной установки подвижной рамки и отсутствия в углублении около рычага посторонних предметов после проверки исправности каждого канала управления приводами от своего тумблера.

Также известно устройство для управления переключателями приводов, содержащее блок переключателей, выполняющий функции ручки двуплечий рычаг, взаимодействующий с переключателями через передаточное звено, а также качалки с клавишами. Передаточное звено выполнено в виде двуплечего рычага, жестко установленного на оси, при этом одно плечо рычага имеет две плоскости для взаимодействия с качалками, а на другом закреплена пружина, концы которой также контактируют с качалками, причем качалки размещены на оси ручки и имеют шторки, а ручка выполнена подпружиненной (SU 1607601 А1, 10.02.2005).

К недостаткам данного устройства можно отнести конструктивное несовершенство элементов, выполняющих функции ручки, и вследствие этого повышенную сложность эксплуатации, выраженную в необходимости снятия боковых люков моторного пульта при раздельной проверке работы устройства от каждого канала управления приводами, усложненный подход к устройству, и кроме того повышенные материалоемкость и габариты устройства.

Задача, решаемая полезной моделью, заключается в устранении указанных недостатков путем разработки конструкции сдвоенной ручки, обеспечивающей более высокие эксплуатационные качества практического управления резервной системой механизации за счет создания более совершенной конструктивной системы ручки, обеспечивающей повышенное удобство пользования системой резервного управления механизацией крыла при уменьшении количества и сложности операции, производимых с обеспечением возможности управления одной сдвоенной ручкой несколькими переключателями; повышение надежности и безопасности работы устройства в штатных и внештатных ситуациях с обеспечением, возможности быстрой без применения инструментов, раздельной проверки исправности работы от каждого переключателя при снижении габаритов и веса конструкции.

Поставленная задача решается за счет того, что предложенная сдвоенная ручка блока переключателей резервного управления механизацией крыла самолета, согласно полезной модели, выполнена в виде двух рычагов первого рода, установленных на общей оси с возможностью автономных поворотов и блокировки для совместных поворотов, при этом каждый рычаг указанной ручки содержит верхнее и нижнее плечо, причем верхнее плечо обоих рычагов снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом, выполненным с возможностью возвратно-запирающего заведения в него блокирующего верхнего плеча двуплечего фиксатора, посредством шарнира поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча одного из указанных рычагов, кроме того конфигурация поперечного сечения указанного верхнего плеча фиксатора соответствует конфигурации поперечного сечения паза и имеет длину, преимущественно, соответствующую суммарной ширине головной части верхних плеч блокируемых рычагов, а другое плечо фиксатора подпружинено с возможностью упругих возвратно-запирающих поворотов в диапазоне от контрольного положения «открыто и разблокировано» до основного эксплуатационного положения «закрыто и сблокировано», при этом нижнее плечо каждого рычага сдвоенной ручки оснащено на нижнем конце совокупностью контактных элементов, образующих управляющую вилку, выполненную с возможностью заведения в нее с технологическим зазором соответствующей головки электромеханического тумблера переключателя резервного управления механизацией крыла самолета и, кроме того каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки установлен на оси подпружиненно с возможностью выполнения рабочих отклонений в диапазоне от ±3° до ±20° для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла и с возможностью автоматического возвращения ручки в нейтральное положение за счет двусторонне упругого воздействия на ручку контактирующих с ней переключателей тумблеров.

Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в разработке сдвоенной ручки повышенной конструктивной простоты, предназначенной для блока переключателей резервного управления механизацией предкрылков и закрылков крыла самолета, при этом указанная ручка обеспечивает улучшенные условия, резервного управления механизацией, повышение надежности и безопасности в наземных и полетных ситуациях при снижении массы и габаритов ручки и как следствие блока переключателей в целом за счет найденной в изобретении композиции элементов блокировки и разблокирования сдвоенных рычагов ручки. Перечисленные положительные качества реализуются посредством простоты задействования, пользования в нештатных ситуациях и при поканальном контроле системы резервного управления механизацией, а также путем уменьшения количества и сложности операций, производимых посредством предлагаемой ручки. К числу преимуществ полезной модели относится обеспечение возможности удобного управления одной сдвоенной ручкой несколькими переключателями: надежность и безопасность выполнения быстрой без применения инструментов раздельной проверки исправности работы каналов резервного управления от каждого переключателя.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображена сдвоенная ручка блока переключателей резервного управления механизацией предкрылков или закрылков крыла самолета в сблокированном положении рычагов, продольный разрез;

на фиг.2 - сдвоенная ручка блока переключателей резервного управления механизацией предкрылков или закрылков крыла самолета в разблокированном положении рычагов, продольный разрез;

на фиг.3 - сдвоенная ручка блока переключателей резервного управления механизацией предкрылков и закрылков крыла самолета, вид сверху;

на фиг.4 - сдвоенная ручка блока переключателей резервного управления механизацией предкрылков и закрылков крыла самолета, поперечный разрез.

Сдвоенная ручка 1 переключателя 2 резервного управления механизацией крыла самолета выполнена в виде двух рычагов 3.4 первого рода, установленных на общей оси 5 с возможностью автономных поворотов и блокировки для совместных поворотов. Каждый рычаг 3.4 сдвоенной ручки 1 содержит верхнее 6 и нижнее 7 плечи. Верхнее плечо 6 каждого из рычагов 3, 4 снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом 8, выполненным с возможностью возвратно-запирающего заведения в него блокирующего верхнего плеча 9 двуплечего фиксатора 10 посредством шарнира, поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча 6 рычага 4. Конфигурация поперечного сечения верхнего плеча 9 фиксатора 10 соответствует конфигурации поперечного сечения паза 8 и имеет длину, соответствующую суммарной ширине головной части верхнего плеча 6 блокируемых рычагов 3, 4. Другое плечо фиксатора 10 подпружинено пружиной 11 с возможностью возвратно-запирающих поворотов в диапазоне от, преимущественно, контрольного положения «открыто и разблокировано» до основного эксплуатационного положения «закрыто и сблокировано». Нижнее плечо 7 каждого рычага 3, 4 сдвоенной ручки 1 оснащено на нижнем конце совокупностью контактных элементов 12. образующих управляющую вилку 13. выполненную с возможностью заведения в нее с технологическим зазором соответствующей головки 14 электромеханического тумблера (не показан) переключателя 2 резервного управления механизацией крыла самолета. Каждый из упомянутых рычагов 3, 4 сдвоенной ручки 1 установлен на оси 5 с возможностью выполнения рабочих отклонений в диапазоне от ±3° до ±20° для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла, и с возможностью автоматического возвращения ручки 3,4 в нейтральное положение за счет двусторонне упругого воздействия на ручку контактирующих с ней переключателей тумблеров (не показаны).

Пример работы.

При необходимости перевод на резервное управление механизацией крыла самолета производят нажатием на ручку 1 вне зависимости от положения общей ручки основного управления предкрылками и закрылками. Отклонением ручки 1 предкрылков (закрылков) вперед по направлению полета производят уборку предкрылков (закрылков). Отклонением ручки назад производят выпуск предкрылков (закрылков). При повороте сблокированных рычагов 3.4 сдвоенной ручки 1 на оси 5 вилками 13 нижних плеч 7 указанных рычагов 3,4 нажимают на головки 14 штоков тумблеров (тумблеры не показаны), осуществляя перемещение предкрылков (закрылков) в нужное угловое положение, которое отслеживают по указателям. При отпускании сдвоенной ручки 1 она занимает нейтральное положение, останавливая перемещение предкрылков (закрылков). При поканальной проверке работы управления предкрылков (закрылков) необходимо поднять поворотом плечо 9 двуплечего фиксатора 10. При этом подпружиненное плечо фиксатора 10 утапливают в отверстие 15 в верхней части рычага 4. Рычаги 3.4 сдвоенной ручки 1 разъединяют и проверяют управление от каждого канала поочередным отклонением каждого из рычагов 3 и 4 на выпуск и уборку предкрылков (закрылков). Для удобства поднятия плеча 9 двуплечего фиксатора 10 на верхней части 6 рычага 3 выполнено дополнительное углубление 16.

Таким образом, за счет создания более совершенной конструктивной системы сдвоенной ручки обеспечивается повышенное удобство пользования системой резервного управления механизацией крыла при уменьшении количества и сложности операций.

Сдвоенная ручка блока переключателей резервного управления механизацией крыла самолета, характеризующаяся тем, что выполнена в виде двух рычагов первого рода, установленных на общей оси с возможностью автономных поворотов и блокировки для совместных поворотов, при этом каждый рычаг указанной ручки содержит верхнее и нижнее плечи, причем верхнее плечо каждого из рычагов снабжено поверху сквозным открытым соосным пазом, выполненным с возможностью возвратно-запирающего заведения в него блокирующего верхнего плеча двуплечего фиксатора посредством шарнира, поворотно закрепленного в головной части верхнего плеча одного из указанных рычагов, причем конфигурация поперечного сечения заводимого в упомянутый паз верхнего плеча фиксатора выполнена совпадающей с конфигурацией поперечного сечения паза с возможностью одновременного блокирующего запирания паза обоих рычагов, а также имеет длину, предпочтительно соответствующую суммарной ширине головной части верхнего плеча блокируемых рычагов сдвоенной ручки, а другое плечо фиксатора подпружинено с возможностью упругих возвратно-запирающих поворотов в диапазоне от контрольного положения «открыто и разблокировано» до основного эксплуатационного положения «закрыто и сблокировано», при этом нижнее плечо каждого рычага сдвоенной ручки оснащено на нижнем конце совокупностью контактных элементов, образующих управляющую вилку, выполненную с возможностью заведения в нее с технологическим зазором соответствующей головки электромеханического тумблера переключателя резервного управления механизацией крыла самолета и, кроме того, каждый из упомянутых рычагов сдвоенной ручки установлен на оси подпружиненно с возможностью выполнения рабочих отклонений в диапазоне от ±3° до ±20° для выпуска или убирания соответствующих элементов механизации крыла и с возможностью автоматического возвращения ручки в нейтральное положение за счет двусторонне упругого воздействия на ручку контактирующих с ней переключателей тумблеров.



 

Похожие патенты:
Наверх