Демпфирующее устройство

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к подвижному соединению вагонной тележки с силовой рамой вагона и может быть использована при изготовлении и ремонте надрессорных балок тележек вагонов.

Демпфирующее устройство в виде многослойной металлической конической чаши с плоским дном и отверстием в центральной части дна, с боковой гофрированной конической поверхностью, у которого направление гофр совпадает с ее образующей, и которое помещается между коническими поверхностями пятника и подпятника. На нижней и верхней поверхности плоского дна демпфирующего устройства помещены антифрикционные вкладыши, покрывающие всю поверхность плоского дна, при этом центральная часть нижнего вкладыша завальцована через центральное отверстие на верхний вкладыш, а величина зазора между пятником и кромкой завальцовки нижнего вкладыша определяется по зависимости:

где: - максимальная высота гофр на конической поверхности демпфирующего элемента.

Антифрикционные слои снижают силу трения, дают возможность пятнику свободно перемещаться в подпятниковом узле вагонной тележки и существенно снижают его износ, а так же износ самого демпфирующего элемента.

3 ил.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к подвижному соединению вагонной тележки с силовой рамой вагона и может быть использована при изготовлении и ремонте надрессорных балок тележек вагонов.

Известно изобретение в виде амортизирующего устройства для крепления оборудования на фундаменте, содержащее металлическую гофрированную конусную втулку-пружину, помещенную между стенкой оборудования и крепежной деталью (а.с. 194482 МПК F16F 15/04, опубл. 01.01.1967)

Недостатком изобретения является неудобство конструкции применительно к опорным устройствам-подпятникам транспортных машин, в частности железнодорожных вагонов.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является изобретение в виде демпфирующего устройства, состоящего из металлического конического гофрированного демпфирующего элемента, у которого направление гофр совпадает с направлением образующей конической поверхности, помещенного между коническими поверхностями пятника и подпятника и имеющим отверстие в центральной части (п.м. 96198 МПК F16F 15/04, опубл. 20.07.2010) - прототип.

Недостатком прототипа является низкая работоспособность за счет высокого коэффициента трения между демпфирующем устройством и подпятниковым узлом транспортных машин, приводящим к чрезмерному износу пятника и подпятника, а так же самого демпфирующего элемента.

Техническим результатом, на достижение которого направлено создание предлагаемой полезной модели, является обеспечение высокой работоспособности и высокой конструктивной надежности демпфирующего устройства при его компоновке в подпятниковых узлах транспортных машин с его одновременно высокой несущей и демпфирующей способностью.

Поставленный технический результат достигается за счет того, что демпфирующее устройство выполнено в виде многослойной металлической конической чаши с плоским дном и отверстием в центральной части дна, с боковой гофрированной конической поверхностью, у которого направление гофр совпадает с ее образующей, и которое помещается между коническими поверхностями пятника и подпятника. На нижней и верхней поверхности плоского дна демпфирующего устройства помещены антифрикционные вкладыши, покрывающие всю поверхность плоского дна, при этом центральная часть нижнего вкладыша завальцована через центральное отверстие на верхний вкладыш, а величина зазора между пятником и кромкой завальцовки нижнего вкладыша определяется по зависимости:

где: - максимальная высота гофр на конической поверхности демпфирующего элемента.

Антифрикционные слои дают возможность пятнику свободно перемещаться в подпятниковом узле вагонной тележки и существенно снижают его износ, а так же износ самого демпфирующего элемента.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где:

- на фиг.1 изображено демпфирующее устройство.

Демпфирующее устройство 1 и антифрикционные вкладыши 2, установлено в нормализованном зазоре между пятником 3 грузового вагона и подпятником вагонной тележки 4;

- на фиг.2 изображена гофрированная кромка конической стенки демпфирующего устройства,

где: - максимальная высота гофр,

Rвнmax - максимальный внутренний радиус чаши демпфирующего устройства,

Rн=Dподmax/2 наружный радиус чаши;

где: Dподmax - максимальный диаметр подпятникового узла

- на фиг.3 изображен подпятник вагонной тележки, в котором размещается демпфирующее устройство;

Устройство размещается в подпятниковом месте таким образом, что наружная поверхность конической части прилегает к внутренней поверхности подпятникового места. Для этого угол конусности чаши демпфирующего элемента выполнен равным углу конусности подпятника (1:12,5). В центре дна имеется отверстие. Диаметр отверстия D ome=D6+2R, где D6 - диаметр бурта подпятникового гнезда, R - радиус округления.

Во время работы демпфирующее устройство, расположенное между пятником железнодорожного вагона и подпятником вагонной тележки, воспринимает виброударные нагрузки, как со стороны вагонной тележки, так и со стороны кузова вагона и передает их на подпятник в уменьшенном виде. Наличие зазора между пятником и демпфирующим устройством обеспечивает перемещения пятника на величину высоты гофр. Кинетическая энергия пятника при перемещении его в радиальном направлении тратится на упругую деформацию гофр демпфирующего устройства. Антифрикционные вкладыши защищают пятник, демпфирующее устройство и подпятниковый узел вагонной тележки от чрезмерного износа, за счет снижения коэффициента трения. Таким образом, горизонтальная составляющая виброударных нагрузок демпфируется гофрированными коническими стенками демпфирующего устройства. Вследствие чего уменьшается износ гнезда подпятника, продлевается срок службы пятника и подпятника, следовательно, увеличивается межремонтный пробег подвижного состава и срок службы рельсового полотна.

Демпфирующее устройство в виде многослойной металлической конической чаши с плоским дном и отверстием в центральной части дна, с боковой гофрированной конической поверхностью, у которого направление гофр совпадает с ее образующей, размещенное между коническими поверхностями пятника и подпятника, отличающееся тем, что на нижней и верхней поверхности плоского дна демпфирующего устройства помещены антифрикционные вкладыши, покрывающие всю поверхность плоского дна, при этом центральная часть нижнего вкладыша завальцована через центральное отверстие на верхний вкладыш, а величина зазора между пятником и кромкой завальцовки нижнего вкладыша определена по зависимости:

,

где - максимальная высота гофр на конической поверхности демпфирующего элемента.



 

Наверх