Ведущий шкив клиноременной передачи

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для регулирования скорости вращения ведомого вала, в частности, в мототранспортных средствах.

Техническим результатом, на достижение которого направлена полезная модель, является снижение нагрузки на выступы упора за счет разделения воздействия усилий от роликов, грузиков, их осей и воздействия тангенциальных сил от подвижного полушкива между различными выступами упора, что повышает эксплуатационную надежность ведущего шкива клиноременной передачи.

Дополнительным техническим результатом является снижение шума при перекладке подвижного шкива.

Заявляемый технический результат достигается тем, что ведущий шкив клиноременной передачи содержит вал, на котором расположены два полушкива, один из которых подвижен в осевом направлении, упор, в котором выполнены три пары выступов. В каждой паре между выступами установлен ролик, а в подвижном полушкиве шарнирно закреплены три центробежных грузика, контактирующие с роликами. Ведущий шкив снабжен антифрикционными вкладышами.

Новым в полезной модели является то, что в упоре выполнена четвертая пара выступов, между которыми установлен четвертый ролик, а подвижный полушкив снабжен соответствующим четвертым центробежным грузиком, пары выступов упора расположены х-образно, при этом в подвижном полушкиве в двух противолежащих секторах между грузиками выполнены проточки, а на упоре - дополнительные выступы, которые размещены в этих проточках, при этом антифрикционные вкладыши установлены в дополнительны выступах упора.

Ведущий шкив клиноременной передачи для снижения шума снабжен пружиной сжатия, установленной между одним из вкладышей и выступом упора, и демпфирующими кольцами, установленными между выступом упора и вкладышами.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для регулирования скорости вращения ведомого вала, в частности, в мототранспортных средствах.

Известен ведущий шкив клиноременной передачи, содержащей вал, на котором расположены два полушкива, один из которых подвижен в осевом направлении, а также упор, в котором выполнены криволинейные направляющие для центробежных грузиков подвижного полушкива (Патент РФ на изобретение 2186271, МПК7 F16H 9/16, F16H 55/56, заявл. 22.12.2000, опубл. 27.07.2002)

Недостатком такого ведущего шкива является то, что точечный контакт с дорожкой качения способствует большому износу дорожек, что снижает надежность шкива.

Также известен ведущий шкив клиноременной передачи, содержащей вал, на котором расположены два полушкива, один из которых подвижен в осевом направлении, упор, в котором выполнены три пары выступов, в каждой паре между выступами установлен ролик, а в подвижном полушкиве шарнирно закреплены три центробежных грузика, контактирующие с роликами. Ведущий шкив снабжен антифрикционными вкладышами, установленными вместе с роликами в выступах упора (ОАО «Русская механика», http://www.russneg.ru/documentation/ruc_tayga/Снегоход «Тайга», Руководство по эксплуатации, раздел 3, п.4 Трансмиссия, рис.14.)

Недостатком этого устройства является невысокая эксплуатационная надежность, связанная с тем, что выступы упора используются как для установки роликов, так и для установки антифрикционных вкладышей. Эти выступы воспринимают нагрузку от центробежных сил грузиков, роликов и их осей и дополнительно нагружены тангенциальным усилием от подвижного полушкива.

Еще одним недостатком является повышенный шум, возникающий при перекладке подвижного полушкива в пределах зазора, необходимого для его свободного перемещения из-за неравномерности вращения коленчатого вала двигателя и действия инерционных сил на подвижный полушкив.

Техническим результатом, на достижение которого направлена полезная модель, является снижение нагрузки на выступы упора за счет разделения воздействия усилий от роликов, грузиков, их осей и воздействия тангенциальных сил от подвижного полушкива между различными выступами упора, что повышает эксплуатационную надежность ведущего шкива клиноременной передачи.

Дополнительным техническим результатом является снижение шума при перекладке подвижного шкива.

Заявляемый технический результат достигается тем, что ведущий шкив клиноременной передачи содержит вал, на котором расположены два полушкива, один из которых подвижен в осевом направлении, упор, в котором выполнены три пары выступов. В каждой паре между выступами установлен ролик, а в подвижном полушкиве шарнирно закреплены три центробежных грузика, контактирующие с роликами. Ведущий шкив снабжен антифрикционными вкладышами.

Новым в полезной модели является то, что в упоре выполнена четвертая пара выступов, между которыми установлен четвертый ролик, а подвижный полушкив снабжен соответствующим четвертым центробежным грузиком, пары выступов упора расположены х-образно, при этом в подвижном полушкиве в двух противолежащих секторах между грузиками выполнены проточки, а на упоре - дополнительные выступы, которые размещены в этих проточках, и антифрикционные вкладыши установлены в дополнительных выступах упора.

Ведущий шкив клиноременной передачи для снижения шума снабжен пружиной сжатия, установленной между одним из вкладышей и выступом упора, и демпфирующими кольцами, установленными между выступом упора и вкладышами.

На прилагаемых чертежах изображено:

Фиг.1. ведущий шкив в разрезе по А-А фиг.2;

Фиг.2. ведущий шкив, общий вид

Фиг.3. ведущий шкив, разрез по Б-Б фиг.2.

Ведущий шкив клиноременной передачи содержит вал 1 (фиг.1), на котором расположены подвижный в осевом направлении полу шкив 2, неподвижный шкив 3, упор 4. В упоре 4 выполнены четыре пары выступов 5, в каждой паре между выступами 5 установлен ролик 6, а в подвижном полу шкиве 2 шарнирно закреплены четыре центробежных грузика 7, контактирующие с роликами 6.

Пары выступов 5 упора 4 расположены х-образно (фиг.2), при этом в подвижном полушкиве 2 в двух противолежащих секторах между грузиками 7 выполнены проточки 8, а на упоре - дополнительные выступы 9, которые размещены в проточках 8.

Ведущий шкив снабжен антифрикционными вкладышами 10 (фиг.3), установленных в дополнительных выступах 9 упора 4 внутри проточек 8 подвижного полушкива 2.

Между одним из вкладышей 10 и выступом 9 упора 4 установлена пружина 11 сжатия, а между торцами вкладышей 10 и торцами выступов 9 упора 4 установлены демпфирующие кольца 12.

Ведущий шкив работает следующим образом.

Вращение вала 1 передается ведущему шкиву. При увеличении частоты вращения вала 1 действие центробежных сил приводит к перемещению центробежных грузиков 7, контактирующих с роликами 6 в радиальном направлении, заставляя подвижный полушкив 2 перемещаться по валу в направлении неподвижного полушкива 3.

Дополнительные выступы 9 упора 4 взаимодействуют с проточками 8 через антифрикционные вкладыши 10, таким образом исключается угловое смещение подвижного полушкива 2 относительно неподвижного полушкива 3 и передается крутящий момент с подвижного полушкива 2 на вал 1.

Поскольку выступы 5 упора 4 использованы только для установки роликов 6, а антифрикционные вкладыши установлены между дополнительными выступами 9 упора 4, то усилия, возникающие при работе ведущего шкива клиноременной передачи, распределяются между выступами 5 и дополнительными выступами 9 упора 4.

Наличие пружины 11 и демпфирующих колец 12 способствует уменьшению шума, возникающего при перекладке подвижного полушкива на холостых оборотах.

1. Ведущий шкив клиноременной передачи, содержащей вал, на котором расположены два полушкива, один из которых подвижен в осевом направлении, упор, в котором выполнены три пары выступов, в каждой паре между выступами установлен ролик, а в подвижном полушкиве шарнирно закреплены три центробежных грузика, контактирующих с роликами, кроме того, ведущий шкив снабжен антифрикционными вкладышами, отличающийся тем, что в упоре выполнена четвертая пара выступов, между которыми установлен четвертый ролик, а подвижный полушкив снабжен соответствующим четвертым центробежным грузиком, пары выступов упора расположены х-образно, при этом в подвижном полушкиве в двух противолежащих секторах между грузиками выполнены проточки, а на упоре - дополнительные выступы, которые размещены в этих проточках, при этом антифрикционные вкладыши установлены в дополнительных выступах упора.

2. Ведущий шкив клиноременной передачи по п.1, отличающийся тем, что он снабжен пружиной сжатия, установленной между одним из вкладышей и выступом упора.

3. Ведущий шкив клиноременной передачи по п.1 или 2, отличающийся тем, что он снабжен демпфирующими кольцами, расположенными между вкладышами и дополнительным выступом упора.

4. Ведущий шкив клиноременной передачи по п.1 или 2, отличающийся тем, что проточки имеют цилиндрическую форму, причем ось проточек параллельна оси шкива.

5. Ведущий шкив клиноременной передачи по п.3, отличающийся тем, что проточки имеют цилиндрическую форму, причем ось проточек параллельна оси шкива.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания
Наверх