Радиально-осевой подшипник скольжения

 

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в различных узлах трения.

Технической задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение долговечности подшипника скольжения и использование его в малогабаритных узлах трения.

Указанная задача достигается тем, что в. радиально-осевом подшипнике скольжения, содержащем втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочими поверхностями, согласно полезной модели, рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде кольцевой канавки на рабочей поверхности для восприятия радиальной нагрузки, при этом втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевую канавку. Кроме того, кольцевая канавка выполнена с треугольным равносторонним профилем. Кроме того, на рабочей поверхности выполнено несколько кольцевых канавок.

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в различных узлах трения.

Известен радиально-осевой подшипник скольжения, содержащий втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочие поверхности (Б.В.Воронков. Подшипники сухого трения. Машиностроение, Л., 1979, с.65.).

Недостатком этого радиально-осевого подшипника скольжения является то, что он воспринимает небольшую осевую нагрузку при больших габаритных (радиальных) размерах, что снижает его долговечность и сдерживает его применение.

Технической задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение долговечности подшипника скольжения и использование его в малогабаритных узлах трения.

Указанная задача достигается тем, что в. радиально-осевом подшипнике скольжения, содержащем втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочими поверхностями, согласно полезной модели, рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде кольцевой канавки на рабочей поверхности для восприятия радиальной нагрузки, при этом втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевую канавку. Кроме того, кольцевая канавка выполнена с треугольным равносторонним профилем. Кроме того, на рабочей поверхности выполнено несколько кольцевых канавок.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где изображен общий вид радиально-осевого подшипника скольжения.

Радиально-осевой подшипник скольжения содержит втулку 1 из антифрикционного материала (например, бронзы, капрона, капролона, фторопласта и т.д.) с наружной цилиндрической посадочной поверхностью 2 и рабочей поверхностью для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполненной в виде кольцевой канавки 3 на рабочей поверхности 4 для восприятия радиальной нагрузки, при этом втулка 1 может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевую канавку (путем упругой деформации втулки 1 по прорези 5). Кольцевая канавка 3 выполнена с треугольным равносторонним профилем, причем ее глубина зависит от величины осевой нагрузки и ее (глубину) определяют экспериментально. На рабочей поверхности 4 может быть выполнено несколько кольцевых канавок

При эксплуатации радиально-осевого подшипника скольжения кольцевые канавки 3 надежно удерживают контртело (ось, вал) от двустороннего осевого смещения и дополнительно воспринимают радиальную нагрузку, что достигается наличием треугольного равностороннего профиля кольцевых канавок 3. Это увеличивает долговечность подшипника скольжения.

Перед установкой радиально-осевого подшипника в изделие по посадочной поверхности 2 (корпус редуктора, технологического оборудования и т.д.) подшипник разжимают по прорези 5, вставляют контр тело во внутрь подшипника, которое копирует поверхность кольцевых канавок 3, и затем изделие запускают в эксплуатацию.

Таким образом, повышается долговечность радиально-осевого подшипника скольжения, так как исключается изнашивание рабочих поверхностей втулки, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур. Кроме того радиально-осевой подшипник скольжения из-за небольших размеров может быть использован в малогабаритных изделиях.

1. Радиально-осевой подшипник скольжения, содержащий втулку из антифрикционного материала с наружной цилиндрической посадочной поверхностью и рабочими поверхностями, отличающийся тем, что рабочая поверхность для восприятия двусторонней осевой нагрузки выполнена в виде кольцевой канавки на рабочей поверхности для восприятия радиальной нагрузки, при этом втулка может быть разрезной с возможностью посадки контртела на кольцевую канавку.

2. Радиально-осевой подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что кольцевая канавка выполнена с треугольным равносторонним профилем.

3. Радиально-осевой подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что на рабочей поверхности выполнено несколько кольцевых канавок.



 

Наверх