Полезная модель рф 120084
Пожаробезопасный контейнер предназначается для предотвращения и пожарной защиты перевозимых грузов в закрытых объемах.
Предлагается пожаробезопасный контейнер для перевозки различных видов грузов различными видами транспорта, в сочетании с хранением грузов в контейнере на перевалочном пункте и складе получателя.
Особенностью контейнера является то, что в верхней части контейнера, либо на потолке, либо в верхних углах, равномерно размещены модули пожаротушения порошкового или аэрозольного, соединенные электрической цепью с тепловыми детекторами и пусковым блоком.
Полезная модель относится к многооборотной таре, к универсальным контейнерам, предназначенным для транспортирования различных видов грузов различными видами транспорта, в сочетании с хранением грузов в контейнере на перевалочном пункте и складе получателя.
При перевозке различных грузов в контейнере существует вероятность их возгорания. Возникновение пожара, в зависимости от вида груза, способно вызвать серьезные последствия, вплоть до взрыва контейнера, и, особенно, при перевозке опасных грузов.
Известны транспортные контейнеры ИСО (Правила изготовления контейнеров. Российский морской регистр судоходства. Санкт-Петербург. 2006; Стандарт ИСО 1161-1984(E) «Грузовые контейнеры серии 1. Угловые фитинги. Спецификация», ГОСТ Р 51891-2002 «Контейнеры грузовые серии 1. Фитинги угловые. Технические условия») для перевозки различных видов грузов различными видами транспорта, в сочетании с хранением грузов в контейнере на перевалочном пункте и складе получателя.
Недостатком данных устройств является то, что в них не предусмотрена защита груза от пожара.
Известны контейнеры. (Патент RU 2359722, A62C 31/00. «Способ противопожарной защиты груза внутри закрытого контейнера, вагона или фургона»), обеспечивающие противопожарную защиту груза внутри закрытого контейнера, за счет того, что внутри закрытого контейнера устанавливается автономная установка пожаротушения, предназначенная для тушения газовым огнетушащим составом, в состав которой входит наполненный газовым огнетушащим составом баллон с запорным устройством и подключенной к нему сенсорной трубкой, выполняющей одновременно функции обнаружения пожара и доставки огнетушащего вещества к очагу возгорания, причем сенсорная трубка, локально вскрывающаяся от нагрева, прокладывается по поверхности груза в местах возможного возгорания.
Недостатком данного устройства является то, что сенсорная трубка, через которую огнетушащее вещество доставляется к очагу возгорания имеет маленький внутренний диаметр. Такое маленькое проходное сечение сенсорной трубки не обеспечивает для контейнеров большого объема выполнение требований пункта 8.7.3. «Свода правил. Системы противопожарной защиты». (Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. СП5.13130.2009. Утвержден Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 175), которые нормируют выход газового огнетушащего вещества из объема баллона для создания нормативной огнетушащей концентрации в защищаемом объеме за время не более 10 секунд.
Данный недостаток устранен в полезной модели пожаробезопасного контейнера (Заявка на полезную модель 2011110749, дата приоритета 22.03.2011, «Пожаробезопасный контейнер»), выбранной в качестве прототипа, которая является наиболее близкой по назначению и конструкции к предлагаемой полезной модели.
Внутри пожаробезопасного контейнера размещена автономная установка пожаротушения, включающая в себя баллон с газовым огнетушащим веществом, который соединен через запорный клапан с газораспределительной трубой имеющей насадки-распылители, и с баллоном-компенсатором с газом-вытеснителем, который соединен с «паутиной» сенсорных трубок имеющих общий объем и находящихся под давлением газа-вытеснителя, причем оба баллона снабжены манометрами, которые установлены с возможностью их визуального осмотра без вскрытия контейнера. Кроме того, известны варианты таких контейнеров в которых баллон с газовым огнетушащим веществом и баллон-компенсатор установлены снаружи контейнера (в контуре его габаритов), причем баллон с газовым огнетушащим веществом соединен с запорным клапаном и газораспределительной трубой, а баллон-компенсатор с газом-вытеснителем соединен как с запорным клапаном, так и с «паутиной» сенсорных трубок, через стенку контейнера.
Одним из недостатков данного устройства является то, что баллоны со сжиженными газами имеют сифонную трубу, через которую при пожаре выбрасывается пожаротушащий газ. При такой конструкции, в случае падения контейнера на бок или его перевороте, система пожаротушения становится неэффективна. Другим недостатком является то, что в случае «ложного» срабатывания системы пожаротушения в процессе погрузки/разгрузки в контейнере создается воздушная среда (пожаротушащие газы не имеют цвета и запаха) непригодная для дыхания и представляющая потенциальную опасность для грузчиков и обслуживающего персонала. Кроме того, к недостаткам можно отнести то, что при температурах ниже минус 20°C давление насыщенных паров в баллоне наполненном газовым огнетушащим составом хладоном недостаточно для подачи в полном объеме огнетушащего вещества в зону пожара, что может сдерживать применение данной полезной модели в районах крайнего Севера.
Техническим результатом реализации предлагаемой полезной модели является противопожарная защита груза в контейнерах и повышение пожарной безопасности при транспортировании грузов в контейнерах и при их хранении, и, как следствие, снижение последствий при авариях, возникших в процессе транспортирования грузов.
Технический результат, получаемый при реализации предлагаемого устройства достигается за счет того, что на потолке контейнера равномерно размещены модули пожаротушения порошкового или аэрозольного, соединенные электрической цепью с тепловыми детекторами, а также за счет того что на потолке контейнера размещен пусковой блок и включен в электрическую цепь.
Модуль порошкового пожаротушения порошкового или аэрозольного (например, модуль порошкового пожаротушения МПП(р)-2,0(1;к;1к)-И-ГЭ-УХЛ».1-ЕПУС.624239.001.ТУ «Буран-2,0» [] является основным элементом автоматических установок порошкового пожаротушения и предназначен для тушения пожаров в производственных, складских и бытовых помещениях, пожаров в кабельных каналах, а также в пожароопасных отсеках транспортных средств. Тепловой детектор (например, устройство сигнально-пусковое УСП-101-ххЭ
[_page=17&action=getprd&id_prd=23438] - совмещает в себе тепловой пожарный извещатель и автономный генератор электрического тока и применяется в комплекте с модулями порошкового пожаротушения «Буран-2,0». Пусковой блок (например, пиротехнический источник тока [Патент RU 2364989 H01M 6/20 «Пиротехнический источник тока»] - предназначен для получения электрического импульса за счет преобразования химической энергии электродных пиротехнических составов. Электрическая цепь соединяет данные элементы.
На фиг.1 показан предлагаемый пожаробезопасный контейнер для перевозки различных видов грузов различными видами транспорта, где 1 - корпус контейнера, 2 - модули пожаротушения порошкового или аэрозольного, 3 - тепловые детекторы, 4 - пусковой блок и 5 - электрическая цепь, соединяющая между собой модули пожаротушения, тепловые детекторы и пусковой блок. Необходимое для противопожарной защиты контейнера количество модулей пожаротушения и тепловых детекторов определяется геометрическими размерами контейнера с учетом площади (или объема), защищаемого каждым модулем пожаротушения и контролируемого тепловым детектором (например, для модуля «Буран-2,0» защищаемая площадь до 7 м2 или защищаемый объем до 11,0 м3 , для теплового детектора - контролируемая площадь до 25 м 2, т.е. один тепловой детектор может быть соединен как с одним, так и с 3-4 модулями пожаротушения. Соединение теплового детектора с модулями пожаротушения осуществляется с помощью электрической цепи. Для контейнеров большого объема, когда в контейнере необходимо использовать одновременно несколько тепловых детекторов, соединенных с модулями, дополнительно к тепловому детектору через электрическую цепь присоединяется пусковой блок, который обеспечивает, в случае пожара, одновременное надежное срабатывание всех модулей пожаротушения установленных в контейнере. Работа устройства происходит следующим образом.
Для контейнеров малого объема, в котором для надежного срабатывания устанавливается, как минимум, два модуля пожаротушения, в случае возгорания, по каким либо причинам, груза внутри контейнера 1 огонь воздействует непосредственно на тепловой детектор 3, который в результате теплового воздействия вырабатывает импульс электрического тока подаваемый через электрическую цепь 5 на модули пожаротушения 2 и приводящий к их одновременному срабатыванию - выбросу огнетушащего вещества (порошка или аэрозоля) в зону горения в объеме контейнера.
Для контейнеров большого объема, в котором установлены несколько модулей порошкового пожаротушения, в случае возгорания, по каким либо причинам, груза внутри контейнера 1, в ближайшем расположенном к очагу горения тепловом детекторе 3, при достижении установленной температуры срабатывания, вырабатывается электрический импульс, передающийся по электрической цепи 5 в пусковой блок 4, в котором инициируется поджиг пиротехнического заряда и вырабатывается электрический импульс, достаточный для одновременного срабатывания всех модулей пожаротушения. Взорвавшиеся модули пожаротушения выбрасывают в объем контейнера огнетушащее вещество (порошок или аэрозоль) и обеспечивают тушение пожара.
Для эффективного тушения пожара в контейнере целесообразно размещать модули пожаротушения в шахматном порядке на продольных верхних ребрах контейнера, ориентируя модули по горизонтали для наиболее оптимального распыления огнетушащего порошка. Тепловые детекторы необходимо размещать под потолком контейнера, на его продольной оси, равномерно распределяя вдоль нее. Количество модулей пожаротушения и тепловых детекторов рекомендуется брать с некоторым запасом, учитывая возможную неравномерность полезной загрузки контейнера грузом по его объему. Так, для 40-футового контейнера рекомендуется применение 4-х тепловых детекторов и 8-ми модулей порошкового пожаротушения (типа «Буран-2.0») и 1-го пускового блока.
В зависимости от вида перевозимого груза в контейнере тепловые детекторы могут быть подобраны по температуре срабатывания, диапазон которых может быть различен - 72°C, 93°C, 110°C и др. Для срабатывания тепловой детектор не нуждается в источнике электрического тока, что обеспечивает полностью автономность системы пожаротушения в контейнере. Модули пожаротушения не содержат компонентов под давлением, порошок или аэрозоль не токсичен и не снижает содержание кислорода в контейнере, импульсный механизм выброса порошка позволяет модулю пожаротушения штатно срабатывать при падении контейнера с горящим грузом на бок или его перевороте. Облако порошка, осев на грузе, или облако аэрозоля заполнив объем контейнера, препятствуют его повторному возгоранию. Модули пожаротушения, тепловые детекторы и пусковые блоки применяются в широком диапазоне температур окружающей среды от минус 50°C до +50°C.
Экспериментальные проверки предлагаемого устройства показали, что существенные признаки, указанные в формуле, необходимы и достаточны для достижения заявленного технического результата.
1. Пожаробезопасный контейнер для перевозки различных видов грузов различными видами транспорта, отличающийся тем, что на потолке контейнера равномерно размещены модули пожаротушения порошкового или аэрозольного, соединенные электрической цепью с тепловыми детекторами.
2. Пожаробезопасный контейнер по п.1, отличающийся тем, что на потолке контейнера размещен пусковой блок и включен в электрическую цепь.