Полезная модель рф 120061

Авторы патента:


 

Техническое решение относится к железнодорожному транспорту, к тележкам вагонов.

В фрикционных узлах тележки, например, между адаптером 5 и буксовым проемом 2 боковых рам 1 тележки установлен сменный элемент 6, внутренняя поверхность которого снабжена эластичной прокладкой 18.

3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Техническое решение относится преимущественно к железнодорожному транспорту, к тележкам вагонов.

Известна конструкция сменного элемента фрикционного узла в виде скользуна тележки грузового вагона, представляющая прямоугольную пластину с размещенными по краям фиксаторами, образующими коробку скользуна (Вагоны. Под ред. В.В.Лукина, М.: Маршрут, 2004, рис.3.34, 3.35, поз.8, стр.102-103).

Недостатком такого технического решения является отсутствие возможности демпфирования высокочастотных колебаний в зоне контакта скользуна тележки со скользуном вагона.

В качестве наиболее близкого аналога принято устройство сменного элемента фрикционного узла, преимущественно тележки грузового вагона, выполненного в виде многоугольной крышки с количеством сторон n=428 с опорной и фрикционной поверхностями, причем стороны снабжены фиксаторами, расположенными под углом к крышке и размещенными, по меньшей мере, на одной из пар противоположных сторон, отличающийся тем, что опорная поверхность снабжена соединенной с ней эластичной прокладкой - патент США 4078501 «Pedestal roof wear liner» от 14.03.1978.

Недостатком конструкции также является отсутствие возможности демпфирования высокочастотных колебаний в зоне контакта скользуна тележки со скользуном вагона.

Техническим результатом предлагаемого решения является снижение износа подвижных деталей ходовых частей тележек вагонов.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в сменном элементе фрикционного узла, преимущественно тележки грузового вагона, выполненном в виде многоугольной крышки с количеством сторон n=428 с опорной и фрикционной поверхностями, причем стороны снабжены фиксаторами, расположенными под углом к крышке и размещенными, по меньшей мере, на одной из пар противоположных сторон, согласно предлагаемому техническому решению опорная поверхность снабжена соединенной с ней эластичной прокладкой.

Кроме того, эластичная прокладка жестко прикреплена к опорной поверхности.

Также, по меньшей мере, одна из поверхностей крышки выполнена не плоской.

Дополнительно, по меньшей мере, часть фиксаторов снабжена жестко прикрепленной к ней эластичной прокладкой.

Оснащение опорной (внутренней) поверхности сменного элемента эластичной прокладкой позволяет значительно снизить износ контактных поверхностей тележки, между которыми установлен сменный элемент за счет гашения высокочастотных колебаний, возникающих при движении вагона (тележки).

При жестком прикреплении эластичной прокладки к опорной поверхности повышается надежность работы сменного элемента фрикционного узла.

Выполнение опорной или фрикционной поверхности не плоской, а сферической или цилиндрической либо другой формы позволяет снизить износ в фрикционных узлах сложной формы.

Оснащение поверхности фиксаторов жестко прикрепленной к ней эластичной прокладкой позволяет снизить уровень высокочастотных колебаний в фрикционных узлах в направлении одной из поверхностей сменного элемента.

Суть технического решения поясняется чертежами, на которых показаны: на фиг.1 - общий вид тележки со сменными элементами фрикционных узлов; на фиг.2 - буксовый фрикционный узел со сменным элементом; на фиг.3 - вид снизу на сменный элемент фрикционного узла со сплошными фиксаторами; на фиг.4 - вид снизу на сменный элемент фрикционного узла с разрезными фиксаторами; на фиг.5 - вид снизу на 8-ми угольный сменный элемент фрикционного узла с раздельными фиксаторами.

В состав тележки (фиг.1) входят боковые рамы 1 с буксовыми проемами 2, в которых размещены подшипниковые узлы 3 колесных пар 4 с адаптерами 5. Вместо подшипникового узла 3 с адаптером 5 может использоваться букса (не показана). Между адаптерами 5 и буксовыми проемами 2 установлен сменный элемент 6 фрикционного узла (в данном случае буксового). Сменный элемент 6 фрикционного узла (далее по тексту - сменный элемент) выполнен в виде крышки-многоугольника 7 с горизонтальной (в соответствии с фигурами 1-2) фрикционной поверхностью 7-а и опорной поверхностью 7-b. Опорная поверхность крышки 7 имеет фиксаторы (отбуртовку) 8 (фиг.2). Фиксаторы 8 могут быть сплошными по всему контуру крышки - поз.9 (фиг.3), разрезными, - поз.10, 11, 12 (фиг.4), с промежутками 13 между ними. Промежутки 13 могут выполняться как из конструктивных соображений, так и из технологических, например, при выполнении сменного элемента из листового материала и выполнения фиксаторов 10-12 путем их отгибания.

Фиксаторы 8 могут располагаться не по всему контуру, а например, на противоположных сторонах крышки 7, как показано на фиг.5, поз.14-17. При необходимости часть фиксаторов может располагаться со стороны опорной поверхности 7-b.

Внутренняя поверхность 7-b крышки 7 (фиг.2-5) снабжена эластичной прокладкой 18, выполненной, предпочтительно из эластомерного материала, резины и др. для эффективного гашения колебаний.

Эластичная прокладка 18 для облегчения ее замены при износе может быть частично приклеена к внутренней поверхности 7-b крышки 7 - в нескольких точках или несколькими полосками (не показано). Такое крепление прокладки 18 также может быть полезным для обеспечения фиксации ее на внутренней поверхности 7-b перед установкой крышки 7 в фрикционный узел. Для повышения надежности эластичная прокладка 18 может быть прочно соединена полностью с внутренней поверхностью 7-b крышки 7 путем приклеивания, вулканизации, заливки или другим способом. Эластичная прокладка 18 может иметь толщину 1-5 мм.

Сменный элемент 6 в виде многоугольника может быть штампованным, литым, сварным с количеством сторон n=428. Фиксаторы 8-12, 14-17 могут располагаться как под прямым углом к крышке 7 (как показано на фиг.1-5), так и под другими углами, например, 70-110 градусов к крышке 7 (не показано). Эластичный слой (прокладка) может также быть нанесен на внутреннюю поверхность фиксаторов (примыкающую к внутренней поверхности 7-b крышки) - по всей их поверхности или частично (не показано).

Внутренняя поверхность фиксаторов 8-12, 14-17 может иметь целиком или частично плоские, цилиндрические, сферические или другие криволинейные поверхности, близкие к форме опорной поверхности (например, повторяющие форму адаптера 5 или опоры 20 скользуна), на которых расположены фиксаторы. Количество и форма прямых и криволинейных участков крышек 7, 7-1, 7-2, 7-3 также определяется конструкцией опорной поверхности, на которой установлен сменный элемент. Форма опорной 7-b и фрикционной 7-а поверхностей также определяется конструкцией опорной поверхности, на которой установлен сменный элемент, а также конструкцией и конфигурацией фрикционных поверхностей узла, в котором установлен сменный элемент. Например, поверхности 7-а и 7-b могут быть выполнены цилиндрическими, сферическими либо другой формы, отличающейся от плоскости (не показано).

Работает предлагаемое устройство следующим образом.

В фрикционных узлах тележки, например, в буксовом узле или в скользуне для снижения интенсивности износа фрикционных поверхностей используются сменные элементы 6 или 19. Сменный элемент 6 буксового узла располагается на опорной поверхности адаптера 5, а сменный элемент 19 - на опоре скользуна 20. Верхняя (фрикционная) поверхность 7-а сменныхэлементов 6, 19 контактирует со смежными трущимися поверхностями соответственно буксового проема 2 или скользуна рамы вагона (не показано).

При движении вагонов в зонах сопряжения смежных трущихся деталей возникают высокочастотные колебания, которые приводят к повышенному износу отмеченных трущихся деталей. Наличие сменных элементов между указанными выше смежными взаимодействующими (фрикционными) поверхностями приводит к значительному уменьшению их износа вследствие снижения интенсивности высокочастотных колебаний.

За счет использования эластичной прокладки 18 небольшой толщины сменные элементы 6 или 19 мало влияют на взаимное положение смежных поверхностей, между которыми они установлены. Поэтому сменные элементы могут быть использованы как в новых создаваемых тележках, так и для модернизации находящихся в эксплуатации тележек, например, моделей 18-100, 18-578 и др.

При выполнении минимальных продольных и поперечных зазоров (величиной 1-5 мм) между посадочной поверхностью адаптера 5 и сменного элемента 6 или между опорой 20 и коробкой скользуна 19 снижается интенсивность сдвиговых усилий, действующих на эластичную прокладку 18, что повышает срок ее службы. Наличие на внутренних поверхностях фиксаторов жестко прикрепленной к ним эластичной прокладки позволит уменьшить и/или устранить перемещения сменных элементов относительно опорных элементов, на которых они устанавливаются (не показано).

Применение предлагаемого устройства позволит повысить надежность эксплуатации тележек за счет снижения износа трущихся поверхностей.

Сменный фрикционный элемент может также быть использован в других фрикционных узлах вагонов или иных объектов техники.

1. Сменный элемент фрикционного узла, преимущественно тележки грузового вагона, выполненный в виде многоугольной крышки с количеством сторон n=428 с опорной и фрикционной поверхностями, причем стороны снабжены фиксаторами, расположенными под углом к крышке и размещенными, по меньшей мере, на одной из пар противоположных сторон, отличающийся тем, что опорная поверхность снабжена соединенной с ней эластичной прокладкой.

2. Сменный элемент фрикционного узла по п.1, отличающийся тем, что эластичная прокладка жестко прикреплена к опорной поверхности.

3. Сменный элемент фрикционного узла по п.1, отличающийся тем, что, по меньшей мере, одна из поверхностей крышки выполнена не плоской.

4. Сменный элемент фрикционного узла по п.1, отличающийся тем, что, по меньшей мере, часть фиксаторов снабжена жестко прикрепленной к ней эластичной прокладкой.



 

Похожие патенты:
Наверх