Радиальный турбинный привод

 

Полезная модель относится к области турбинных приводов, применяемых в малоразмерных турбоагрегатах, в частности, в ручных пневматических шлифовальных машинах.

В радиальном турбинном приводе, содержащем корпус с неподвижным направляющим аппаратом, вал, закрепленное на валу турбинное колесо с венцом радиальных рабочих лопаток, боковые поверхности которых формируют каналы для прохода газа, и покрывающий диск, установленный с прилеганием к торцевым поверхностям радиальных рабочих лопаток и содержащий элемент центрирования относительно оси вращения турбинного колеса, указанный элемент центрирования представляет собой венец выступов, размещенных на торцевой поверхности покрывающего диска, обращенной к венцу радиальных рабочих лопаток, причем выступы расположены в пределах каналов для прохода газа, а боковые поверхности выступов сопряжены с боковыми поверхностями рабочих лопаток.

В радиальном турбинном приводе боковые поверхности вышеупомянутых выступов могут иметь форму, повторяющую форму боковых поверхностей радиальных рабочих лопаток на участке их сопряжения.

Технический результат от использования полезной модели заключается в повышение газодинамической эффективности радиального турбинного привода.

1 с.п.ф., 7 илл.

Полезная модель относится к области турбинных приводов, применяемых в малоразмерных турбоагрегатах, в частности, в ручных пневматических шлифовальных машинах.

В малоразмерных турбоагрегатах широко используются радиальные турбинные приводы, реализующие течение газа преимущественно в плоскости перпендикулярной оси вращения турбинного колеса. В их энергетическом балансе большой удельный вес занимают потери энергии от утечек потока газа из венца рабочих лопаток (РЛ) в зазор между турбинным колесом и ограничивающей стенкой корпуса (См. Левенберг В.Д. Судовые турбоприводы: Справочник. - Л.: «Судостроение», 1983. - 328 с., рис.4.8, а).

Известен радиальный турбинный привод (См. Кириллов И.И., Кириллов А.И. Теория турбомашин. Примеры и задачи. Учебное пособие для вузов. - Л.: «Машиностроение», 1974. - 320 с., рис.IV.3), содержащий корпус с неподвижным направляющим аппаратом, вал, закрепленное на валу турбинное колесо с венцом радиальных РЛ, боковые поверхности которых формируют каналы для прохода газа, и покрывающий диск, установленный с прилеганием к торцевым поверхностям радиальных РЛ. Крепление покрывающего диска осуществляется непосредственно к торцевым поверхностям радиальных РЛ без специальных элементов, которые бы обеспечивали его фиксацию и центрирование. Такая конструкция не является технологичной, а крепление покрывающего диска нельзя считать надежным.

Известен радиальный турбинный привод (См. патент РФ на полезную модель 108482, F01D 1/08 / Кузнецов Ю.П. и др. Опубл. 20.09.2011), который выбран за прототип. Радиальный турбинный привод содержит корпус с неподвижным направляющим аппаратом, вал, закрепленное на валу турбинное колесо с венцом радиальных РЛ, боковые поверхности которых формируют каналы для прохода газа, и покрывающий диск, установленный с прилеганием к торцевым поверхностям радиальных РЛ и содержащий элемент центрирования относительно оси вращения турбинного колеса.

Указанный элемент центрирования представляет собой центральное отверстие и прилегающий к нему участок покрывающего диска, причем цилиндрическая поверхность указанного центрального отверстия сопряжена с наружной поверхностью вала, а покрывающий диск выполнен со сквозными окнами, которые размещены на участке между внутренней поверхностью венца радиальных РЛ и элементом центрирования.

Недостатком описанной конструкции является наличие дополнительных потерь энергии, вызванных взаимодействием потока газа на выходе из радиального турбинного привода с перемычками, образующими сквозные окна в покрывающем диске.

Задача, решаемая предлагаемой полезной моделью, - усовершенствование радиального турбинного привода.

Технический результат от использования полезной модели заключается в повышение газодинамической эффективности радиального турбинного привода.

Указанный результат достигается тем, что в радиальном турбинном приводе, содержащем корпус с неподвижным направляющим аппаратом, вал, закрепленное на валу турбинное колесо с венцом радиальных рабочих лопаток, боковые поверхности которых формируют каналы для прохода газа, и покрывающий диск, установленный с прилеганием к торцевым поверхностям радиальных рабочих лопаток и содержащий элемент центрирования относительно оси вращения турбинного колеса, указанный элемент центрирования представляет собой венец выступов, размещенных на торцевой поверхности покрывающего диска, обращенной к венцу радиальных рабочих лопаток, причем выступы расположены в пределах каналов для прохода газа, а боковые поверхности выступов сопряжены с боковьми поверхностями рабочих лопаток.

В радиальном турбинном приводе боковые поверхности вышеупомянутых выступов могут иметь форму, повторяющую форму боковых поверхностей радиальных рабочих лопаток на участке их сопряжения.

На фиг.1 приведен продольный разрез радиального турбинного привода; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - продольный разрез турбинного колеса с венцом радиальных РЛ; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.3; на фиг.5 - продольный разрез покрывающего диска с венцом выступов; на фиг.6 - сечение В-В на фиг.5; на фиг.7 - сечение Г-Г на фиг.5.

Радиальный турбинный привод включает в себя корпус 1 с неподвижным направляющим аппаратом 2, вал 3, закрепленное на валу турбинное колесо 4 с венцом радиальных РЛ 5, боковые поверхности 6 и 7 которых формируют каналы для прохода газа, а также покрывающий диск 8 с элементом центрирования, представляющим собой венец выступов 9. Выступы 9 размещены на торцевой поверхности покрывающего диска 8, обращенной к венцу радиальных РЛ 5, и расположены в пределах каналов для прохода газа. Боковые поверхности 10 и 11 выступов 9 сопряжены с боковыми поверхностями 6 и 7 радиальных РЛ 5. Винт 12 фиксирует турбинное колесо 4 относительно вала 3. Боковые поверхности 10 и 11 выступов 9 могут иметь форму, повторяющую форму боковых поверхностей 6 и 7 радиальных РЛ 5 на участке их сопряжения.

Радиальный турбинный привод работает следующим образом. Поток газа подводится к венцу радиальных РЛ 5 через размещенный в корпусе 1 направляющий аппарат 2 и приобретает заданный угол закрутки в плоскости перпендикулярной оси вращения турбинного колеса. Далее в каналах для прохода газа поток взаимодействует с боковыми поверхностями 6 и 7 радиальных РЛ 5, передает энергию закрепленному на валу 3 турбинному колесу 4 и беспрепятственно выходит из радиального турбинного привода. Покрывающий диск 8 обеспечивает минимальные потери энергии от утечек потока из каналов для прохода газа в зазор между турбинным колесом 4 и ограничивающей стенкой корпуса 1. Сопряжение боковых поверхностей 6 и 7 радиальных РЛ 5 с боковыми поверхностями 10 и 11 выступов 9 обеспечивает центрирование покрывающего диска 8 относительно оси вращения турбинного колеса 4. Передача крутящего момента от турбинного колеса 4 валу 3 обеспечивается их стяжкой винтом 12.

Наиболее газодинамически эффективной, обеспечивающей плавное течение потока в каналах для прохода газа является форма боковых поверхностей 10 и 11 выступов 9, повторяющая форму боковых поверхностей 6 и 7 радиальных РЛ 5 на участке их сопряжения.

Венец радиальных РЛ 5 может быть изготовлен из единой заготовки турбинного колеса путем фрезерования на станке с ЧПУ либо методами литья под давлением в разъемных пресс-формах. Венец выступов 9 может быть изготовлен из единой заготовки покрывающего диска указанными выше способами. Взаимная фиксация покрывающего диска 8 и турбинного колеса 4 осуществляется склеиванием либо обеспечением посадки с натягом по вышеупомянутым сопрягаемым поверхностям.

Заявляемая конструкция радиального турбинного привода надежна и технологична. В отличие от прототипа она может применяться в радиальных турбинных приводах, реализующих как центростремительное, так и центробежное движение потока газа через венец радиальных РЛ 5.

Конструкция обеспечивает плавное течение газа в пределах радиального турбинного привода и его беспрепятственный выход из последнего. Это позволяет сделать вывод о более высокой газодинамической эффективности заявляемого радиального турбинного привода по сравнению с прототипом.

1. Радиальный турбинный привод, содержащий корпус с неподвижным направляющим аппаратом, вал, закрепленное на валу турбинное колесо с венцом радиальных рабочих лопаток, боковые поверхности которых формируют каналы для прохода газа, и покрывающий диск, установленный с прилеганием к торцевым поверхностям радиальных рабочих лопаток и содержащий элемент центрирования относительно оси вращения турбинного колеса, отличающийся тем, что указанный элемент центрирования представляет собой венец выступов, размещенных на торцевой поверхности покрывающего диска, обращенной к венцу радиальных рабочих лопаток, причем выступы расположены в пределах каналов для прохода газа, а боковые поверхности выступов сопряжены с боковыми поверхностями рабочих лопаток.

2. Радиальный турбинный привод по п.1, отличающийся тем, что боковые поверхности вышеупомянутых выступов имеют форму, повторяющую форму боковых поверхностей радиальных рабочих лопаток на участке их сопряжения.



 

Наверх