Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства (варианты)

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин.

Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства, содержит корпус 1, выходной вал 2, планетарный механизм, состоящий из коронной шестерни 3, солнечной шестерни 4, водила 5 с сателлитами 6, жестко закрепленного на выходном валу 2 и дисковые тормоза включения и выключения, каждый из которых содержит соответственно неподвижные опорные диски 7 и 8, закрепленные в корпусе 1, соответственно зубчатый венец включения 9, связанный с солнечной шестерней 4 планетарного механизма, и зубчатый венец выключения 10, жестко соединенный с выходным валом 2, остановочные диски, установленные с возможностью осевого перемещения, и подпружиненные нажимные диски 16 и 17, жестко соединенные между собой. В корпусе 1 выполнена прорезь, в которой установлен рычаг 18 управления, шарнирно соединенный с поворотным диском 19, который в первом варианте расположен между корпусом 1 и нажимным диском 16 тормоза включения и имеет диаметрально расположенные отверстия с шариками 20, а в корпусе 1 и нажимном диске 16 выполнены профильные лунки 21, расположенные соответственно отверстиям с шариками 20 в поворотном диске 19. Во втором варианте поворотный диск 19 расположен между корпусом 1 и нажимным диском 17 тормоза выключения, профильные лунки 21 выполнены в корпусе 1 и нажимном диске 17 и расположены соответственно отверстиям с шариками 20 в поворотном диске 19.

2 п. ф-лы, 10 илл.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин.

Известен планетарный редуктор управления валом отбора мощности транспортного средства, состоящий из ведущей коронной шестерни, водила с сателлитами, связанного с выходным валом, солнечной шестерни, и ленточных тормозов включения и выключения вала отбора мощности, с одержащих фрикционные ленты и тормозные барабаны, связанные, соответственно, с водилом и солнечной шестерней, и рычаги управления тормозами /1/.

Недостатком известной конструкции является то, что для нормальной работы ленточных тормозов (обеспечение оптимального зазора между тормозными лентами и тормозными барабанами), по причине износа, необходима периодическая регулировка механизма управления. Кроме того, при затяжке ленточных тормозов возникают большие радиальные усилия, воздействующие на подшипники вала отбора мощности.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой полезной модели является редуктор вала отбора мощности, включающий корпус, выходной вал, планетарный механизм, водило которого жестко закреплено на выходном валу, и гидроуправляемые дисковые тормоза включения и выключения, каждый из которых содержит неподвижно закрепленный в корпусе опорный диск, по меньшей мере один остановочный диск или пакет остановочных и промежуточных дисков и подпружиненный нажимной диск в виде поршня, воздействующий на соответствующий остановочный диск или пакет вышеупомянутых дисков, при этом зубчатый венец включения жестко связан с солнечной шестерней планетарного механизма, а зубчатый венец выключения жестко связан с выходным валом /2/.

Недостатком известной конструкции является обязательное использование гидросистемы для управления валом отбора мощности, перепад давления в которой в процессе работы транспортного средства сказывается на надежности работы механизма в целом. Кроме того, требуется высокая точность изготовления рабочих поверхностей поршней и корпуса, а также технологически сложное выполнение в корпусе многочисленных каналов для подвода рабочей жидкости к поршням.

Задача создания предлагаемой полезной модели заключается в расширении возможностей управления механизмом привода вала отбора мощности путем исключения применения гидравлической системы транспортного средства.

Техническим результатом полезной модели является применение механического привода включения и выключения вала отбора мощности, как наиболее простого и надежного.

Для решения поставленной задачи предлагается механизм привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащий корпус, выходной вал, планетарный механизм, состоящий из коронной и солнечной шестерен и водила с сателлитами, жестко закрепленного на выходном валу, дисковые тормоза включения и выключения, содержащие соответствующие опорные диски, закрепленные неподвижно в корпусе, зубчатый венец включения, связанный с солнечной шестерней планетарного механизма, зубчатый венец выключения, жестко соединенный с выходным валом, остановочные диски, установленные с возможностью осевого перемещения, и подпружиненные нажимные диски. Согласно первому варианту исполнения, вал отбора мощности снабжен поворотным диском, установленным между корпусом и нажимным диском тормоза включения. В корпусе выполнена прорезь, в которой установлен рычаг управления, шарнирно соединенный с поворотным диском, при этом в поворотном диске выполнены диаметрально расположенные отверстия, в которых размещены шарики, а в корпусе и нажимном диске тормоза включения выполнены профильные лунки, расположенные соответственно упомянутым отверстиям. Во втором варианте исполнения поворотный диск механизма привода вала отбора мощности установлен между корпусом и нажимным диском тормоза выключения, а профильные лунки выполнены в корпусе и нажимном диске тормоза выключения.

Новым в полезной модели является то, что в первом варианте вал отбора мощности снабжен поворотным диском, установленным между корпусом и нажимным диском тормоза включения. В корпусе выполнена прорезь, в которой установлен рычаг управления, шарнирно соединенный с поворотным диском, при этом в поворотном диске выполнены диаметрально расположенные отверстия, в которых размещены шарики, а в корпусе и нажимном диске тормоза включения выполнены профильные лунки, расположенные соответственно упомянутым отверстиям.

Во втором варианте исполнения поворотный диск механизма привода вала отбора мощности установлен между корпусом и нажимным диском тормоза выключения, а профильные лунки выполнены в корпусе и нажимном диске тормоза выключения.

На фиг.1 изображен общий вид в разрезе механизма привода вала отбора мощности транспортного средства (первый вариант). На фиг.2 - то же, (второй вариант). На фиг.3 - разрез А-А на фиг.1 (вал отбора мощности включен). На фиг.4 - то же, (вал отбора мощности выключен). На фиг.5 - сечение В-В на фиг.3. На фиг.6 - сечение Г-Г на фиг.4. На фиг.7 - разрез Б-Б на фиг.2 (вал отбора мощности включен). На фиг.8 - то же, (вал отбора мощности выключен). На фиг.9 - сечение Д-Д на фиг.7. На фиг.10 - сечение Е-Е на фиг.8.

Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства содержит корпус 1 (фиг.1), выходной вал 2, планетарный механизм, состоящий из коронной шестерни 3, солнечной шестерни 4 и водила 5 с сателлитами 6, жестко закрепленного на валу 2. Механизм имеет также дисковые тормоза включения и выключения, содержащие соответствующие опорные диски 7 и 8, закрепленные в корпусе 1, зубчатый венец 9 включения, выполненный за одно целое с солнечной шестерней 4 планетарного механизма, зубчатый венец 10 выключения, жестко соединенный с валом 2, остановочные диски, представляющие собой набор фрикционных дисков 11 и 12, установленных с возможностью осевого перемещения на соответствующих шлицах зубчатых венцов 9 и 10 и промежуточных дисков 13 и 14, установленных с возможностью осевого перемещения в корпусе 1 и подпружиненные посредством набора, например, тарельчатых пружин 15 к корпусу 1, и жестко соединенные между собой нажимные диски 16 и 17. В тормозе выключения может быть установлен один фрикционный диск 12 (фиг.2). В корпусе 1 выполнена прорезь, в которой установлен рычаг 18 управления, шарнирно соединенный с поворотным диском 19. В поворотном диске 19 (фиг.3-6) выполнены диаметрально расположенные отверстия, в которых размещены шарики 20. В первом варианте исполнения поворотный диск 19 (фиг.1, 5, 6) установлен между корпусом 1 и нажимным диском 16 тормоза включения, при этом в корпусе 1 и нажимном диске 16 тормоза включения выполнены профильные лунки 20, расположенные соответственно отверстиям с шариками 20 в поворотном диске 19. Во втором варианте исполнения поворотный диск 19 (фиг.2, 9, 10) установлен между корпусом 1 и нажимным диском 17 тормоза выключения, при этом профильные лунки 21 выполнены в корпусе 1 и нажимном диске 17 тормоза выключения и расположены соответственно отверстиям с шариками 20 в поворотном диске 19.

Работает механизм привода вала отбора мощности следующим образом.

В первом варианте исполнения в исходном положении механизм привода вала отбора мощности выключен, рычаг 18 находится в нижнем положении. Шарики 20 находятся в профильных лунках и не воздействуют на корпус 1 и нажимной диск 16. Под воздействием пружин 15 нажимной диск 17 сжимает диски 8, 12 и 14, блокируя зубчатый венец 10 и вал 2.

Для включения вала отбора мощности рычаг 18 перемещают вверх. Шарнирно связанный с ним диск 17 поворачивается, перемещая размещенные в нем шарики 20 по профильным лункам 21 корпуса 1 и нажимного диска 16 раздвигая их и сжимая пружины 15. При этом нажимной диск 17 выводит из заторможенного состояния диски 8, 12 и 14, освобождая зубчатый венец 10 и выходной вал 2, а нажимной диск 16 сжимает диски 7, 11 и 13 и блокирует вращение зубчатого венца 9 и солнечной шестерни 4. Крутящий момент от двигателя через коронную шестерню 3, сателлиты 6 и водило 5, передается на выходной вал 2 вала отбора мощности.

Для выключения вала отбора мощности рычаг 18 перемещают вниз. Под воздействием рычага 18 и пружин 15 диски 16, 17, 19 и шарики 20 возвращаются в исходное положение, останавливая вал 2 и освобождая солнечную шестерню 4. В результате чего крутящий момент от двигателя на выходной вал 2 не передается.

Во втором варианте исполнения в исходном положении механизм привода вала отбора мощности включен рычаг 18 находится в нижнем положении. Шарики 20 находятся в профильных лунках и не воздействуют на корпус 1 и нажимной диск 17. Под воздействием пружин 15 нажимной диск 16 сжимает диски 7, 11 и 13, блокируя зубчатый венец солнечной шестерни 4. Крутящий момент от двигателя через коронную шестерню 3, сателлиты 6 и водило 5 передается на выходной вал 2.

Для выключения вала отбора мощности рычаг 18 перемещают вверх. Шарнирно связанный с ним диск 19 поворачивается, перемещая размещенные в нем шарики 20 по профильным лункам корпуса 1 и нажимного диска 17 раздвигая их и сжимая пружины 15. При этом нажимной диск 16 разблокирует диски 7, 11 и 13 и освобождает зубчатый венец солнечной шестерни 4, а нажимной диск 17 сжимает диски 8, 12 и 14 и блокирует вращение зубчатого венца 10 и вала 2. В результате чего крутящий момент от двигателя на выходной вал 2 не передается.

(56) 1. BY 1546 U, МПК: B60K 17/28, опубл. 30.09.2004.

2. BY 4022 U, МПК: B60K 17/22, опубл. 30.12.2007. (прототип).

1. Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащий корпус, выходной вал, планетарный механизм, состоящий из коронной и солнечной шестерен и водила с сателлитами, жестко закрепленного на выходном валу, дисковые тормоза включения и выключения, содержащие соответствующие опорные диски, закрепленные неподвижно в корпусе, зубчатый венец включения, связанный с солнечной шестерней планетарного механизма, зубчатый венец выключения, жестко соединенный с выходным валом, остановочные диски, установленные с возможностью осевого перемещения, и подпружиненные нажимные диски, отличающийся тем, что он снабжен поворотным диском, установленным между корпусом и нажимным диском тормоза включения, в корпусе выполнена прорезь, в которой установлен рычаг управления, шарнирно соединенный с поворотным диском, при этом нажимные диски включения и выключения жестко соединены между собой, в поворотном диске выполнены диаметрально расположенные отверстия, в которых размещены шарики, а в корпусе и нажимном диске тормоза включения выполнены профильные лунки, расположенные соответственно упомянутым отверстиям.

2. Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащий корпус, выходной вал, планетарный механизм, состоящий из коронной и солнечной шестерен и водила с сателлитами, жестко закрепленного на выходном валу, дисковые тормоза включения и выключения, содержащие соответствующие опорные диски, закрепленные неподвижно в корпусе, зубчатый венец включения, связанный с солнечной шестерней планетарного механизма, зубчатый венец выключения, жестко соединенный с выходным валом, остановочные диски, установленные с возможностью осевого перемещения, и подпружиненные нажимные диски, отличающийся тем, что он снабжен поворотным диском, установленным между корпусом и нажимным диском тормоза выключения, в корпусе выполнена прорезь, в которой установлен рычаг управления, шарнирно соединенный с поворотным диском, при этом нажимные диски включения и выключения жестко соединены между собой, в поворотном диске выполнены диаметрально расположенные отверстия, в которых размещены шарики, а в корпусе и нажимном диске тормоза выключения выполнены профильные лунки, расположенные соответственно упомянутым отверстиям.



 

Наверх