Тележка-каталка со съемными носилками

 

Полезная модель относится к области медицины и может быть использовано для транспортировки больных и раненых людей от места погрузки до транспортного средства экстренной медицинской помощи (наземного, водного, воздушного), внутри транспортного средства при выгрузке из него и доставке в стационарную клинику, а также для дальнейшей транспортировки внутри помещений клиники до места выгрузки пациента. В предлагаемой полезной модели решена задача повышение эффективности использования тележки - каталки за счет упрощения конструкции и повышения надежности работы механизмов тележки в процессе эксплуатации путем усовершенствования механизма складирования. Указанный результат достигается тем, что в тележке-каталке со съемными носилками, содержащей несущую раму 1 с жестко закрепленными на ней первой парой опорных колес 4, переднее 5 и заднее 6 шасси со второй и третьей парой опорных колес, а также механизм поворота переднего и заднего шасси, отличающаяся тем, что механизм поворота шасси содержит кронштейны 7-8 и 9-10, закрепленные с возможностью поворота между вертикальными стойками каждого шасси и несущей рамой, каждый кронштейн состоит из двух частей, соединенных между собой с возможностью поворота, при этом кронштейны первого шасси смонтированы с возможностью взаимодействия с педалями 11, которые закреплены на вертикальных стойках переднего шасси 5. Кроме того, несущая рама тележки и шасси выполнены из дюралюминиевого профиля, узлы изделия скреплены между собой посредством болтовых соединений, скрытых внутри профиля. Жесткое крепление на раме первой колесной пары и наличие педали, воздействующей на механизм поворота переднего и заднего шасси с колесами, повышает надежность работы механизма поворота, т.к. обеспечивает его срабатывание при различных высотах приемного лотка транспортного средства. Надежность и устойчивость обеспечивает также крепление кронштейнов механизма поворота на противоположных сторонах несущей рамы. Предлагаемое крепление освобождает пространство непосредственно под носилками, что позволяет использовать его для размещения там полезной емкости, например, для спасательных средств или личных вещей пациента.

Полезная модель относится к области медицины и может быть использовано для транспортировки больных и раненых людей от места погрузки до транспортного средства экстренной медицинской помощи (наземного, водного, воздушного), внутри транспортного средства при выгрузке из него и доставке в стационарную клинику, а также для дальнейшей транспортировки внутри помещений клиники до места выгрузки пациента.

Известны различные конструкции тележек-каталок с носилками для транспортировки пациентов. Однако область использования известных устройств ограничена их конструктивными особенностями - большим весом и малой функциональностью, снижающими их надежность в процессе эксплуатации и повышающими риск дополнительного травмирования транспортируемого пациента.

Например, тележка-каталка по патенту РФ на полезную модель 16996 от 27.07.2000 г. содержит съемные носилки и приемное устройство. Тележка имеет три пары колесных опор, одна из которых служит первичной опорой качения при погрузке тележки в транспортное средство. Также тележка содержит колесную пару переднего шасси и колесную пару заднего шасси. Шасси соединены с механизмом складирования, срабатывающим от контакта с колесом-копиром. При этом шасси имеют два варианта складывания. При одном из них оба шасси складываются назад. При другом варианте шасси раскладываются в разные стороны. При этом обеспечивается подъем передней панели в головной части и задней панели в ножной части в пяти фиксируемых положениях. Носилки съемные состоят из рамы, матраца и подматрацника, при этом угол наклона изголовья носилок регулируется телескопическим фиксатором.

Указанная тележка сложна в изготовлении и эксплуатации.

Известна также тележка-каталка под съемные носилки для санитарного транспортного средства по патенту РФ на полезную модель 54775, A61G 1/02, 2006. Тележка содержит несущую раму с тремя поперечинами и с двумя передними опорными колесами. За ними закреплено с возможностью поворота колесо-копир. Это колесо отклоняется после контакта с поддоном, неподвижно закрепленным на транспортном средстве, и приводит в действие механизм поворота закрепленных на несущей раме с возможностью поворота переднего и заднего шасси с парами опорных колес на нижних концах. Тележка также содержит переднее и заднее фиксирующие устройства для соответственно переднего и заднего шасси и устройство для ручной расфиксации шасси, выполненное в виде передней и задней ручек, кинематически соединенных соответственно с передним и задним фиксирующими устройствами.

Такая тележка-каталка обладает высокой надежностью работы и позволяет оператору удобно транспортировать носилки с пациентом, обеспечивая только толкающее рабочее движение. В то же время после проведения множества экспериментальных исследований и анализа серийно выпускаемых тележек-каталок указанной конструкции выявилась кинематическая сложность механизмов, фиксирующих опорные шасси в рабочем и особенно в промежуточных по высоте положениях рамы, при которых статическая нагрузка в опорных элементах многократно превышает вес пациента, что в итоге снижает надежность конструкции тележки-каталки.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемой тележке-каталке со съемными носилками можно считать тележку по патенту на изобретение 2321383 от 24.08.2006 г.

Тележка-каталка содержит несущую раму с передней, средней и задней поперечинами и с первой парой опорных колес

На несущей раме с возможностью поворота закреплены переднее и заднее шасси соответственно со второй и третьей парами опорных колес на их нижних концах, устройство для крепления носилок на тележке-каталке, замок для крепления тележки-каталки с носилками на поддоне, переднее и заднее фиксирующие устройства для соответственно переднего и заднего шасси, а также устройство для ручной расфиксации шасси при погрузке пациента.

Передние и задние шасси снабжены механизмами поворота, которые содержат соответственно первую и вторую стопорные перемычки в виде вилообразного кронштейна-укосины и шарнирно соединенную с несущей рамой П-образную часть. К середине П-образной части одним концом неподвижно присоединена первая штанга, на другом конце которой на шарнирно закрепленном и подпружиненном относительно первой штанги кронштейне-вилке установлено качающееся колесо-копир. Колесо-копир выполнено с возможностью взаимодействия с приемным лотком поддона транспортного средства. На первой штанге неподвижно закреплен первый ложемент. Первый ложемент имеет первую жесткую стойку и качающийся на оси подпружиненный относительно первой штанги зуб-зацеп. Зуб-зацеп выполнен с возможностью взаимодействия своим скосом с первой стопорной перемычкой переднего шасси. Первая стопорная перемычка установлена с возможностью взаимодействия с плоскими пружинами. Плоские пружины закреплены на первой штанге. На другом конце второй штанги неподвижно закреплен второй ложемент. Второй ложемент выполнен для взаимодействия при фиксации заднего шасси со второй стопорной перемычкой, а при расфиксации - с осью второй колесной пары переднего шасси.

Недостатком прототипа является сложность конструкции и жесткая зависимость конструкции от высоты лотка поддона, закрепленного на транспортном средстве для приема установки носилок. Высота лотка зависит от марки машины и рельефа поверхности, по которой подъезжает каталка к машине. В результате чаще всего не срабатывает механизм автоматического складывания шасси. Кроме того, очень короткое расстояние от колеса-копира до переднего шасси в ряде случаев не позволяет зафиксировать последнее в вертикальном положении до съезда опорного колеса с лотка поддона. В результате, переднее шасси вновь складывается и каталка «клюет» носом на землю.

Механизм автоматического складирования смонтирован (передняя и задняя кроншейны-укосины, соединенные каждая с двумя стойками колес) непосредственно под носилками, что исключает возможность размещения под носилками полезной емкости, например, для различных спасательных средств.

Кроме того, в прототипе шасси и несущая рама изготовлены из стальной трубы, что усложняет соединение узлов между собой.

В предлагаемой полезной модели решена задача повышение эффективности использования тележки - каталки за счет упрощения конструкции и повышения надежности работы механизмов тележки в процессе эксплуатации путем усовершенствования механизма поворота шасси.

Указанный результат достигается тем, что в тележке-каталке со съемными носилками, содержащей несущую раму с жестко закрепленными на ней первой парой опорных колес, переднее и заднее шасси со второй и третьей парой опорных колес, а также механизм поворота переднего и заднего шасси, отличающаяся тем, что механизм поворота шасси содержит кронштейны, закрепленные с возможностью поворота между вертикальными стойками каждого шасси и несущей рамой, каждый кронштейн состоит из двух частей, соединенных между собой с возможностью поворота, при этом кронштейны первого шасси смонтированы с возможностью взаимодействия с педалями (вместо колеса-копира), которые закреплены на вертикальных стойках переднего шасси.

Кроме того, несущая рама тележки и шасси выполнены из дюралюминиевого профиля, узлы изделия скреплены между собой посредством болтовых соединений, скрытых внутри профиля.

Жесткое крепление на раме первой колесной пары и наличие педали, воздействующей на механизм поворота переднего и заднего шасси с колесами, повышает надежность работы механизма поворота, т.к. обеспечивает его срабатывание при различных высотах приемного лотка транспортного средства. Надежность и устойчивость обеспечивает также крепление кронштейнов механизма поворота на противоположных сторонах несущей рамы.

Предлагаемое крепление освобождает пространство непосредственно под носилками, что позволяет использовать его для размещения там полезной емкости, например, для спасательных средств или личных вещей пациента.

Выполнение несущих и опорных деталей из дюралюминиевого профиля позволяет упростить конструкцию и технологию изготовления изделия, т.к. обеспечивает возможность соединения узлов не только сваркой, но и болтовыми креплениями, которые могут быть размещены внутри профиля.

Введение в конструкцию тележки-каталки новых элементов позволяет существенно увеличить эффективность эксплуатации тележки-каталки.

Заявляемое изобретение пояснено чертежами, на которых показаны:

Фиг.1 - вид тележки-каталки сбоку;

Фиг.2 - вид тележки-каталки спереди;

Фиг.3 - вид тележки-каталки снизу;

Фиг.4 - последовательность сложения тележки-каталки

Предлагаемая тележка-каталка со съемными носилками содержит несущую раму 1 (см. Фиг.1, 2, 3). На раме 1 размещены съемные носилки 2 с ручками 3. На раме 1 жестко закреплена передняя колесная пара 4, укороченная, а также закреплены с возможностью поворота два шасси Н-образной формы с парами колес на концах: переднее 5 и заднее 6.

Между вертикальными стойками шасси 5 и 6 и несущей рамой 1 закреплены подпружиненные кронштейны механизма поворота шасси. Каждый кронштейн состоит из двух частей 7 и 8, 9 и 10, соединенных между собой с возможностью поворота. Кронштейны выполнены на противоположных сторонах тележки и закреплены на опорных поверхностях с возможностью поворота.

Передние части кронштейнов 7 соединены с педалями 11, которые смонтированы с возможностью взаимодействия с поддоном (не показан), неподвижно закрепленным на транспортном средстве и предназначенном для установки на него тележки-каталки. При изменении положения педалей 11 после контакта с поддоном первые части 7 кронштейнов поворачиваются и тянут за собой шасси 5.

Несущая рама снабжена устройствами 12 фиксации/расфиксации съемных носилок с тележкой и устройствами изменения положения передней и задней частей носилок (не показаны).

Носилки снабжены убирающимися поручнями 13.

Несущая рама 1 и шасси 5 и 6 выполнены из дюралюминиевого профиля (в отличие от прототипа, где эти узлы выполнены из стальных труб), что позволило при сохранении прочности существенно удешевить и облегчить конструкцию тележки-каталки. Использование дюралюминиевого профиля, кроме того, позволило при изготовлении применять не только сварочные соединение, но и болтовые соединения и разместить все крепежные элементы внутри профиля.

Подобная конструкция каталки получила более плотный и насыщенный цветом образ, а также появилась возможность располагать на поверхности профиля различную визуальную информацию.

Предлагаемая тележка-каталка эксплуатируется следующим образом.

При загрузке пациента с земли два оператора с двух сторон (спереди и сзади) тележки-каталки с помощью нажима на педали 11 и на части кронштейнов 9 и 10 расфиксируют шасси 5 и 6 и опускают тележку-каталку вниз, складывая передние и задние шасси назад. После погрузки носилок с пациентом на тележку-каталку и их фиксации относительно тележки-каталки несущую раму 1 вместе с носилками и пациентом поднимают. При этом поворотные шасси переднее 5 и заднее 6 автоматически возвращаются в исходное разложенное положение и фиксируются.

После этого оператор, взявшись за несущую раму 1, транспортирует пациента в нужном направлении, толкая тележку-каталку перед собой до транспортного средства (прикладывая при этом усилия только в одном направлении в горизонтальной плоскости).

При загрузке тележки-каталки в транспортное средство (см. Фиг.4) переднее шасси 5 складывается автоматически после контакта педали 11 с приемным лотком транспортного средства. При этом происходит сложение частей кронштейнов 7 и 8, поднятие передней штанги 5, ее воздействие на заднюю штангу 6, сложение частей заднего кронштейна 9 и 10 и сложение тележки-каталки (фиг.4).

После окончательного складывания тележки-каталки и ее вкатывания внутрь салона транспортного средства ее фиксируют относительно поддона с помощью замка (не показано).

После этого тележка-каталка вместе с носилками и пациентом полностью готовы к дальнейшей транспортировке с помощью транспортного средства.

После прибытия транспортного средства на место забора пациента для облегчения выгрузки и загрузки тележки-каталки с наружной стороны транспортного средства наклонно устанавливают приемный лоток поддона.

После этого тележку-каталку расфиксируют от поддона и выкатывают наружу. При этом происходит автоматическая расфиксация и "отбрасывание вниз под собственным весом и действием пружин переднего и заднего шасси

При этом фиксация подпружиненного переднего шасси 5 происходит гарантированно раньше съезда передней колесной пары 4 с приемного лотка

После этого в полностью разложенном и зафиксированном положении (см. Фиг.1) тележка-каталка готова к транспортировке ее в нужное место, например к пациенту или к стационару.

Использование предлагаемого изобретения позволяет обеспечить:

1. Повышение надежности работы тележки-каталки за счет упрощения ее конструкции и сокращения количества высоконагруженных деталей и узлов при обеспечении автоматического (не зависимого от оператора) управления передним и задним шасси при их фиксации/расфиксации.

2. Повысить технологичность и снизить себестоимость изготовления тележек-каталок при сохранении удобства в эксплуатации.

3. Обеспечить простоту и надежность фиксации шасси с минимальным количеством переходных деталей.

4. Свести к минимуму риск непредвиденных самопроизвольных "сложений" шасси с пациентом за счет оригинальной последовательности взаимодействий механизмов сложения шасси между собой и другими элементами тележки-каталки.

5. Повысить эффективность использования тележки-каталки за счет исключения зависимости механизма сложения шасси тележки от высоты лотка приемного устройства транспортного средства.

1. Тележка-каталка со съемными носилками, содержащая несущую раму с жестко закрепленными на ней первой парой опорных колес, переднее и заднее шасси со второй и третьей парой опорных колес, а также механизм поворота переднего и заднего шасси, отличающаяся тем, что механизм поворота шасси содержит кронштейны, закрепленные с возможностью поворота между вертикальными стойками каждого шасси и несущей рамой, каждый кронштейн состоит из двух частей, соединенных между собой с возможностью поворота, при этом кронштейны первого шасси смонтированы с возможностью взаимодействия с педалями, которые закреплены на вертикальных стойках переднего шасси.

2. Тележка-каталка со съемными носилками по п.1, отличающаяся тем, что несущая рама тележки и шасси выполнены из дюралюминиевого профиля.

3. Тележка-каталка со съемными носилками по п.2, отличающаяся тем, что узлы изделия скреплены между собой посредством болтовых соединений, скрытых внутри профиля.



 

Наверх