Муфта кулачково-дисковая

 

1. Муфта кулачково-дисковая включает: а) две полумуфты и диск с парными контактными элементами; при этом: б) контактные элементы диска установлены на его противоположных сторонах по центральным взаимноперпендикулярным осям, также перпендикулярным к общей оси муфты; в) зона взаимодействия контактных пар выполнена в виде паза и установленного в нем кулачка, отличается: г) паз выполнен в диске; д) на полумуфте выполнен кулачек в виде кулачковоообразного хвостовика посредством двух лысок по обе стороны центрального отверстия; е) при этом, паз диска и хвостовик полумуфты выполнены с зазором между собой и с возможностью размещения в них самоустанавливающейся пары контактный элементов; ж) контактный элемент диска выполнен в виде плоского торца на резьбовом стержне установленном в теле диска перпендикулярно к лыске хвостовика полумуфты; и) контактный элемент полумуфты выполнен в виде сферического подпятника и установлен в хвостовике неподвижно. к) торец подпятника полумуфты и торец резьбового стержня диска выполнены сферически вогнутыми; л) между торцем резьбового стержня диска и торцем подпятника полумуфты установлены дополнительные сферические подпятники, обращенные друг к другу плоскими сторонами. Муфта обеспечивает повышенную компенсацию перекоса осей соединяемых валов, компенсацию износа и замену контактных элементов.

Область техники - машиностроение. Применение - соединение валов машин. Уровень техники, аналоги. 1) Муфта зубчатая. Спр. Муфты В.С.Поляков и др. 1979 г. стр.14. Муфта обеспечивает приемлемую компенсацию смещения и незначительную перекоса осей валов. Недостаток: при износе заменяются полностью, сложность изготовления. 2) Прототип - муфта кулачково-дисковая. Спр. конструктора машиностроителя Анурьев 1967 г., с.326. Она также называется крестовой, так как контактные элементы расположены в центральных взаимно перпендикулярных осях, при этом так же перпендикулярных к общей оси муфты. Она содержит две полумуфты и промежуточный диск. На торце полумуфты выполнен центральный паз, а на диске с двух сторон выполнены центральные кулачки (выступы). Кулачки находятся в зацеплении с пазами полумуфты. Компенсация несоосности валов осуществляется посредством перемещения диска в пазах полумуфт. Компенсация перекоса валов возможна только за счет зазора в зацеплении, что является недостатком. При износе контактных элементов, то есть поверхностей кулачка и паза, заменяется вся муфта. Причиной, препятствующей получение технического результата, обеспечиваемого полезной моделью является отказ от совершенствования ввиду применения для соединения валов зубчатых муфт. Раскрытие полезной модели. Задача, на решение которой направлена полезная модель: 1) Повышение компенсации перекоса соединяемых валов; 2) компенсация износа контактных элементов и их замена после износа. Задача решается посредством включения следующих существенных признаков в прототип, включающий: а) две полумуфты и диск с парными контактными элементами; при этом: б) контактные элементы диска установлены на его противоположных сторонах по центральным взаимноперпендикулярным осям, также перпендикулярным к общей оси муфты; в) зона взаимодействия контактных пар выполнена в виде паза и установленного в нем кулачка, отличается: г) паз выполнен в диске; д) на полумуфте выполнен кулачек в виде кулачковоообразного хвостовика посредством двух лысок по обе стороны центрального отверстия; е) при этом, паз диска и хвостовик полумуфты выполнены с зазором между собой и с возможностью размещения в них самоустанавливающейся пары контактных элементов; ж) контактный элемент диска выполнен в виде плоского торца на резьбовом стержне, установленном в теле диска перпендикулярно к лыске хвостовика полумуфты; и) контактный элемент полумуфты выполнен в виде сферического подпятника и установлен в хвостовике неподвижно; помимо этого: к) торец подпятника полумуфты и торец резьбового стержня диска выполнены сферически вогнутыми; л) между торцем резьбового стержня диска и торцем подпятника полумуфты установлены дополнительные сферические подпятники, обращенные друг к другу плоскими сторонами. Следствие в виде технического результата: 1) выполнение на диске паза со свободным охватом кулачковообразного хвостовика полумуфты позволило установить в них самоустанавливающуюся контактную пару элементов, что увеличивает возможность компенсации перекоса осей валков; 2) установка контактного элемента диска на резьбовом стержне позволяет точно установить необходимый зазор между элементами, при износе его отрегулировать, а при необходимости заменить элементы При этом замена корпусных деталей не требуется, что удешевляет ремонт. Краткое описание чертежей полезной модели. На фиг.1, 2, 3 изображен переходный вариант муфты от прототипа к полезной модели для пояснения. Контактные элементы в нем такие же, как в прототипе. На фиг.4, 5, 6 изображена полезная модель. Фиг.4 - общий вид в разрезе; фиг.5 - разрез В-В на фиг.4; фиг.6 - узел Г на фиг.5. Описание полезной модели в статике. Переходный вариант фиг.1, 2, 3 включает две полумуфты 1 и 2, установленные на валах 3 и промежуточный диск 4. На диске выполнены центральные пазы 5, взаимноперпендикулярные друг другу, а также к общей оси муфты. На полумуфте выполнены плоские занижения в виде лысок 6 над центральным отверстием под вал со шпонкой 7. Полумуфта 2 зафиксирована относительно бурта вала втулкой из двух половин 8, перевязанных проволокой 9. В паз диска помещен кулачковоообразный хвостовик полумуфты. Лыски хвостовика и внутренние стенки паза диска являются контактными элементами аналогично прототипу. В полезной модели фиг.4, 5, 6 на лысках 6 хвостовика полумуфты жестко установлены сферические подпятники 10. На стенках 5 паза диска 4 установлены резьбовые стержни 11, плоские торцы которых обращены к сферическим подпятникам 10. На фиг.6 стержень 11 и подпятник 10 выполнены сферически вогнутыми, а между ними установлены дополнительные подпятники 12, обращенные друг к другу плоскими сторонами. Работа полезной модели. При вращении вала 6 передача крутящего момента осуществляется за счет силового взаимодействия полумуфт с диском в зоне контакта подпятников с одновременной компенсацией несоосности и перекоса валов посредством их взаимного смещения и самоустановки. Фиг.6, вариант обеспечивает снижение контактных напряжений, поскольку взаимодействие осуществляется по плоскости. Осуществление полезной модели. Из стандартных материалов на машиностроительном предприятии. Применимость полезной модели сравнительно с прототипом обеспечивается: 1) повышением компенсации перекоса соединяемых валов; 2) компенсацией износа контактных элементов регулировкой положения резьбовых стержней; 3) заменой изношенных элементов без замены корпусных деталей.

1. Муфта кулачково-дисковая, включающая две полумуфты и диск с парными контактными элементами, при этом контактные элементы диска установлены на его противоположных сторонах по центральным взаимно перпендикулярным осям, также перпендикулярным к общей оси муфты, а зона взаимодействия контактных пар выполнена в виде паза и установленного в нем кулачка, отличающаяся тем, что паз выполнен в диске, а на полумуфте выполнен кулачек в виде кулачковоообразного хвостовика посредством двух лысок по обе стороны центрального отверстия, при этом паз диска и хвостовик полумуфты выполнены с зазором между собой и с возможностью размещения в них самоустанавливающейся пары контактный элементов.

2. Муфта кулачково-дисковая по п.1, отличающаяся тем, что контактный элемент диска выполнен в виде плоского торца на резьбовом стержне, установленном в теле диска перпендикулярно к лыске хвостовика полумуфты, а контактный элемент полумуфты выполнен в виде сферического подпятника и установлен в хвостовике неподвижно.

3. Муфта кулачково-дисковая по п.2, отличающаяся тем, что торец подпятника полумуфты и торец резьбового стержня диска выполнены сферически вогнутыми, а между торцом резьбового стержня диска и торцом подпятника полумуфты установлены дополнительные сферические подпятники, обращенные друг к другу плоскими сторонами.



 

Похожие патенты:
Наверх