Водопропускное сооружение в дорожной насыпи
Полезная модель относится к области строительства, а именно транспортным сооружениям на железных и автомобильных дорогах:
мостам через водотоки и водопропускным трубам. Водопропускное сооружение в дорожной насыпи, пересекающее тело насыпи под углом, выполнено из гофрированных стальных элементов с дополнительными силовыми элементами, которые расположены в плоскости поперечного сечения водопропускного сооружения с интервалами по его длине.
Новым в предлагаемой полезной модели является то, что дополнительные силовые элементы выполнены из горизонтальной распорки и вертикальной подвески, прикрепленных жестко к телу сооружения. Горизонтальная распорка выполнена из двух швеллеров, расположенных в одном уровне полками наружу и с расстоянием «в» между стенками. Стенки швеллеров на концах распорки срезаны под углом «
», где «
» - угол наклона тела водопропускного сооружения в месте стыкования с ним горизонтальной распорки. Боковое соединение выполнено путем стыкования впритык торца горизонтальной распорки с гофрированным листом тела водопропускного сооружения с помощью соединительных тяг диаметром «в», расположенных между швеллерами, и упоров, выполненных из уголкового профиля. Вертикальная подвеска выполнена из швеллера и с помощью вспомогательных тяг диаметром «в» с резьбой на внешних концах жестко соединена внизу с горизонтальной распоркой, а вверху - с гофрированным листом тела водопропускного сооружения, причем верхний торец вертикальной подвески срезан по форме гофра. Горизонтальная распорка устанавливается на уровне, определяемом по расчету. При этом становится известен угол «
» и размер «в». Количество распорок по длине сооружения, форма и размеры сечения распорок и подвесок также определяются прочностным расчетом.
Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в том, что благодаря существенному увеличению высоты водопропускного сооружения появляется возможность соответственно снизить вертикальную нагрузку от грунта насыпи, а для восприятия увеличившейся горизонтальной нагрузки вместо обычно применяющихся внешних анкеров в грунте - внутренняя жесткая распорка.
Полезная модель относится к области строительства, а именно транспортным сооружениям на железных и автомобильных дорогах: мостам через водотоки и водопропускным трубам.
Известно арочное водопропускное сооружение в дорожной насыпи из стальных гофрированных элементов (Михайловский Л.Е., Беляев B.C., Вербух Н.Ф., Пассек В.В. Применение конструкций из стальных гофрированных элементов на вечной мерзлоте. Научные труды ОАО ЦНИИС, вып.
242 «Строительство железных и автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты». М., 2007, стр.81-98), в котором последние, выполняя роль основных несущих конструкций, одновременно служат и для перераспределения нагрузки между стальной конструкцией и грунтом (принцип стале-грунтового взаимодействия). Недостаток такого сооружения состоит в недостаточной его несущей способности при увеличении высоты насыпи.
Наиболее близким к заявляемому является водопропускное сооружение в дорожном насыпи из гофрированных стальных элементов, усиленное анкерами, расположенными с внешней стороны свода -предложение СибЦНИИСа (Центральное бюро научно-технической информации. Автомобильные дороги. Трубы под насыпями автомобильных дорог. Обзорная информация. Выпуск 6. М., 1988). Эти анкера выполнены в виде жесткого слоя - ограничителя деформаций (из железобетона или уплотненного щебня) на уровне горизонтального диаметра арки. Недостатком этого устройства является неопределенность работы основной несущей конструкции из-за податливости анкеров, что снижает их надежность, в частности, в высоких насыпях. Кроме того, данное устройство отличается излишней материалоемкостью и трудоемкостью его сооружения на месте.
Задача предлагаемой полезной модели состояла в увеличении надежности работы водопропускных сооружений в высоких насыпях на железных и автомобильных дорогах за счет применения конструкции, исключающей податливость под нагрузкой.
Для достижения указанного технического результата водопропускное сооружение в дорожной насыпи, пересекающее тело насыпи таким образом, что продольная ось сооружения расположена под углом к продольной оси насыпи, и содержащее тело сооружения, выполненное из гофрированных стальных элементов, содержит также дополнительные силовые элементы, расположенные в плоскости поперечного сечения водопропускного сооружения с интервалами по его длине. Сами дополнительные силовые элементы размещены в полости водопропускного сооружения и выполнены из горизонтальной распорки, прикрепленной жестко к противоположным сторонам тела сооружения, и вертикальной подвески, прикрепленной жестко с помощью нижнего соединения нижним концом к горизонтальной распорке и верхним концом с помощью верхнего соединения к верху тела сооружения, при этом горизонтальная распорка выполнена из двух швеллеров, расположенных в одном уровне полками наружу и с расстоянием «в» между стенками. Вертикальная подвеска выполнена из швеллера и присоединенных жестко к стенке швеллера в направлении его продольной оси нижней и верхней вспомогательных тяг с резьбой на внешних концах. Боковое соединение выполнено путем стыкования впритык торца горизонтальной распорки с гофрированным листом тела водопропускного сооружения, срезанного под углом «а», и присоединения горизонтальной распорки к телу водопропускного сооружения с помощью соединительных тяг диаметром «б» с резьбовым соединением расположенных между швеллерами горизонтальной распорки и упоров, выполненных из уголкового профиля, при этом полка упора прикреплена к полке швеллера горизонтальной распорки, а стенка срезана под углом «
», где
- угол наклона тела водопропускного сооружения в месте стыкования с ним горизонтальной распорки. Нижнее соединение выполнено путем стыкования вертикальной подвески с верхней поверхностью горизонтальной распорки, пропуска нижней вспомогательной тяги между швеллерами горизонтальной распорки и закреплением ее резьбовым соединением. Верхнее соединение выполнено путем стыкования вертикальной подвески с гофрированным листом тела водопропускного сооружения, пропуска верхней вспомогательной тяги сквозь гофрированный лист и закреплением резьбовым соединением, причем верхний торец вертикальной подвески срезан по форме гофра. Жесткое прикрепление горизонтальной распорки к телу водопропускного сооружения устраивается в местах, определяемых прочностным расчетом. Кроме того, дополнительные силовые элементы имеют продольные связи друг с другом (попарно либо иначе).
Сущность полезной модели поясняется чертежами, где представлены:
на фиг.1 - схема водопропускного сооружения в дорожной насыпи без элементов усиления тела сооружения (аналог);
на фиг.2 - схема водопропускного сооружения в дорожной насыпи с дополнительными силовыми элементами (прототип);
на фиг.3 - предлагаемая схема водопропускного сооружения в
дорожной насыпи;
на фиг.4 - дополнительные силовые элементы водопропускного
сооружения по схеме фиг.3;
на фиг.5 - разрез А-А узла I (фиг.4);
на фиг.6 - разрез Б-Б узла I (фиг.5);
на фиг.7 - разрез В-В узла II (фиг.4);
на фиг.8 - вид по Г-Г узла II (фиг.7);
на фиг.9 - разрез Д-Д узла III (фиг.4);
на фиг.10 - разрез Е-Е узла III (фиг.9).
Водопропускное сооружение в дорожной насыпи содержит тело 1 и дополнительные силовые элементы (фиг.1, 2 3, 4).
Дополнительные силовые элементы размещены в полости водопропускного сооружения и выполнены из горизонтальной распорки 2, прикрепленной жестко к противоположным сторонам тела 1 сооружения, и вертикальной подвески 3, прикрепленной жестко с помощью нижнего соединения нижним концом к горизонтальной распорке 2 и верхним концом с помощью верхнего соединения к верху тела 1 сооружения. Горизонтальная распорка 2 выполнена из двух швеллеров 4 (фиг.5), расположенных в одном уровне полками наружу и с расстоянием «в» между стенками, а вертикальная подвеска 3 выполнена из швеллера 5 (фиг.7) и присоединенных жестко к стенке швеллера 5 в направлении его продольной оси с помощью нижней 6 (фиг.7 и 8) и верхней 7 (фиг.9 и 10) вспомогательных тяг с резьбой на внешних концах.
Боковое соединение (узел I на фиг.4) выполнено путем стыкования впритык срезанного под углом «
» торца горизонтальной распорки 2 с гофрированным листом тела 1 водопропускного сооружения и присоединения горизонтальной распорки 2 к телу 1 водопропускного сооружения с помощью соединительных тяг 8 и 9 (фиг.6) диаметром «в» с резьбовым соединением, расположенных между швеллерами горизонтальной распорки 2, двух нижних упоров 10 и одного верхнего 11 (фиг.6), выполненных из уголкового профиля, при этом полки упоров прикреплены к полкам швеллера горизонтальной распорки 2, а стенка срезана под углом «
». Угол «
» равен углу наклона тела водопропускного сооружения в месте стыкования с ним горизонтальной распорки 2.
Нижнее соединение (узел II на фиг.4) выполнено стыкованием вертикальной подвески 3 с верхней поверхностью горизонтальной распорки 2 путем пропуска нижней вспомогательной тяги 6 между швеллерами 4 горизонтальной распорки 2 и закреплением ее резьбовым соединением с продольной связью 12 из швеллера, установленного полками вниз (фиг.7 и 8). Продольная связь 12 соединяет соседние дополнительные силовые элементы в продольном направлении водопропускного сооружения.
Верхнее соединение (узел III на фиг.4) выполнено стыкованием вертикальной подвески 3 с гофрированным листом тела 1 водопропускного сооружения путем пропуска верхней вспомогательной тяги 7 (фиг.9 и 10) сквозь гофрированный лист и закреплением резьбовым соединением, причем верхний торец вертикальной подвески 3 срезан по форме гофра (фиг.9).
Кроме упомянутых выше позиций на прилагаемых фигурах позицией 13 обозначена полезная нагрузка на верхней площадке дорожной насыпи, позицией 14 - анкера в теле насыпи.
Водопропускное сооружение в дорожной насыпи работает следующим образом.
После постройки, в процессе эксплуатации, на водопропускное сооружение сверху воздействуют грунт вышележащей насыпи и нагрузка 13 от поезда или автомобилей. В результате в теле 1 водопропускного сооружения формируется напряженно-деформированное состояние, на которое рассчитывается форма сечения и толщина элементов тела 1. При этом для конструкции, показанной на фиг.1, увеличение толщины свода тела 1 может оказаться недопустимым, и тогда проблема решается увеличением высоты сооружения (т.е. уменьшением давления насыпи сверху). Однако, увеличение высоты сооружения ведет к увеличению боковой (горизонтальной) нагрузки грунта насыпи на тело 1 водопропускного сооружения. Эта нагрузка может быть воспринята анкерами 14 (фиг.2). Но анкера, закладываемые в грунте, имеют недостатки. Во-первых, - это их податливость при расположении в насыпном грунте, что снижает надежность сооружения. Во-вторых, ось водопропускного сооружения и ось насыпи могут быть расположены под острым углом друг к другу. В этом случае с одной из сторон сооружения может оказаться недостаточно места для размещения анкеров. В-третьих, закладка анкеров в процессе отсыпки насыпи потребует устройства перерыва в отсыпке, что удлинит сроки строительства.
В предлагаемом техническом решении (фиг.3) существенно увеличена высота водопропускного сооружения, что позволяет соответственно снизить вертикальную нагрузку от грунта насыпи, а для восприятия увеличившейся горизонтальной нагрузки вместо анкеров - жесткая распорка, которая устанавливается на уровне, определяемом по расчету. Количество распорок по длине сооружения, форма и размеры сечения распорок также определяются прочностным расчетом. При этом на основе учета стале-грунтового взаимодействия появляется возможность применения облегченных стальных конструкций.
Эффективность предлагаемого технического решения водопропускного сооружения в дорожной насыпи заключается: во-первых, в повышении надежности сооружения и, во-вторых, в снижении расхода металла на несущие конструкции.
Водопропускное сооружение в дорожной насыпи, пересекающее тело насыпи таким образом, что продольная ось сооружения расположена под углом к продольной оси насыпи, и содержащее тело сооружения, выполненное из гофрированных стальных элементов, а также дополнительные силовые элементы, расположенные в плоскости поперечного сечения водопропускного сооружения с интервалами по его длине, отличающееся тем, что дополнительные силовые элементы размещены в полости водопропускного сооружения и выполнены из горизонтальной распорки, прикрепленной жестко к противоположным сторонам тела сооружения, и вертикальной подвески, прикрепленной жестко с помощью нижнего соединения нижним концом к горизонтальной распорке и верхним концом с помощью верхнего соединения к верху тела сооружения, при этом горизонтальная распорка выполнена из двух швеллеров, расположенных в одном уровне полками наружу и с расстоянием «в» между стенками, а вертикальная подвеска выполнена из швеллера и присоединенных жестко к стенке швеллера в направлении его продольной оси нижней и верхней вспомогательных тяг с резьбой на внешних концах, причем боковое соединение выполнено путем стыкования впритык срезанного под углом «
» торца горизонтальной распорки с гофрированным листом тела водопропускного сооружения и присоединения горизонтальной распорки к телу водопропускного сооружения с помощью соединительных тяг диаметром «в» с резьбовым соединением, расположенных между швеллерами горизонтальной распорки и упоров, выполненных из уголкового профиля, при этом полка упора прикреплена к полке швеллера горизонтальной распорки, а стенка срезана под углом «
», нижнее соединение выполнено путем стыкования вертикальной подвески с верхней поверхностью горизонтальной распорки, пропуска нижней вспомогательной тяги между швеллерами горизонтальной распорки и закрепления ее резьбовым соединением, верхнее соединение выполнено путем стыкования вертикальной подвески с гофрированным листом тела водопропускного сооружения, пропуска верхней вспомогательной тяги сквозь гофрированный лист и закрепления резьбовым соединением, причем верхний торец вертикальной подвески срезан по форме гофра, где
- угол наклона тела водопропускного сооружения в месте стыкования с ним горизонтальной распорки.






