Подшипник скольжения

 

Подшипник скольжения может быть использован в узлах трения в машиностроении. Использование подшипника скольжения позволяет упростить эксплуатацию подшипника скольжения и повысить эффективность его использования. Подшипник скольжения содержит пористую втулку (1), на внутренней рабочей трибоповерхности (2) и на наружной установочной поверхности (3) которой выполнены конусообразные проточки с отверстиями, в которых размещены фиксаторы (9, 10) конусообразных лепестков (7, 8) На торцевых поверхностях (4, 5) пористой втулки (1) установлены эластичные манжеты (6) с конусообразными лепестками (7, 8). По внутреннему диаметру эластичных манжет (6) выполнена подпружиненная уплотняющая кромка (11).

1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к узлам и деталям машин, а именно к подшипникам скольжения, и может быть использована в узлах трения в машиностроении.

Известен подшипник скольжения (см. кн. Б.Д.Воронкова «Подшипники сухого трения», Ленинград, Машиносроение, 1979 г., стр.120), содержащий непроницаемый корпус, в котором запрессована пропитанная жидкой смазкой пористая втулка, имеющая внутреннюю рабочую и наружную поверхности, а также открытые торцевые поверхности.

При таком конструктивном выполнении подшипника скольжения происходит утечка жидкой смазки сквозь контактирующие с атмосферой поры открытых торцевых поверхностей пористой втулки, что увеличивает расход жидкой смазки, запас которой в подшипнике необходимо возобновлять, что снижает эффективность использования подшипника скольжения.

Известен также принятый за прототип подшипник скольжения (патент на полезную модель RU 64302, кл. F16С 33/04, 27.06.2007 г.), содержащий пропитанную жидкой смазкой втулку, выполненную из пористого спеченного материала, имеющую внутреннюю рабочую трибоповерхность, наружную установочную поверхность и торцевые поверхности, на которых установлены выполненные из полимерного материала эластичные манжеты, содержащие конусообразные лепестки, закрепленные в конусообразных проточках, выполненных на торцевых поверхностях втулки. Конусообразные лепестки соединены полимерными стяжками.

Наличие эластичных манжет, выполненных с конусообразными лепестками, закрепленными в конусообразных проточках торцевых поверхностей втулки, обеспечивает герметичное перекрытие торцевых поверхностей втулки, исключая тем самым утечку жидкой смазки сквозь поры материала втулки на торцевых поверхностях, однако, при работе подшипника скольжения эластичные манжеты, выполненные из полимерного материала, изнашиваются интенсивнее, чем втулка подшипника скольжения, а так как эластичные манжеты прочно закреплены на втулке, то возникает необходимость в демонтаже и замене всего подшипника скольжения, что усложняет эксплуатацию подшипника скольжения и снижает эффективность его использования.

Техническая задача полезной модели заключается в упрощении эксплуатации подшипника скольжения и в повышении эффективности его использования.

Поставленная задача решается тем, что в известном подшипнике скольжения, содержащем пропитанную жидкой смазкой пористую втулку, имеющую внутреннюю рабочую трибоповерхность, наружную установочную поверхность и торцевые поверхности, на которых установлены эластичные манжеты, выполненные с конусообразными лепестками, размещенными в конусообразных проточках, эластичные манжеты установлены с возможностью съема, конусообразные лепестки дополнительно содержат на внутренней поверхности фиксаторы, входящие в отверстия конусообразных проточек, выполненных на внутренней рабочей трибоповерхности и на наружной установочной поверхности пористой втулки, а по внутреннему диаметру эластичных манжет выполнена подпружиненная уплотняющая кромка.

Наличие съемных эластичных манжет, установленных на торцевых поверхностях пористой втулки, зафиксированных фиксаторами конусообразных лепестков, обеспечивает замену эластичных манжет, изнашивающихся в процессе работы подшипника скольжения быстрее пористой втулки, простым съемом эластичных манжет с торцевой поверхности, что исключает демонтаж подшипника скольжения из узла механизма и нарушение режима работы трибосистемы, кроме того, конусообразные лепестки с фиксаторами и подпружиненная кромка плотно прижимают эластичные манжеты к торцевым поверхностям и к валу, исключая утечку смазки и обеспечивая постоянную циркуляцию смазки в подшипнике скольжения, что упрощает эксплуатацию подшипника скольжения и повышает эффективность его использования.

На фиг.1 - изображен подшипник скольжения;

на фиг.2 - эластичная манжета, разрез по А-А на фиг.1;

на фиг.3 - узел крепления эластичной манжеты на торцевой поверхности втулки.

Подшипник скольжения содержит пропитанную жидкой смазкой, например, маслом, втулку 1, выполненную из пористого спеченного антифрикционного композитного материала, содержащую внутреннюю рабочую трибоповерхность 2, наружную установочную поверхность 3 и торцевые поверхности 4, 5. На торцевых поверхностях 4, 5 установлены эластичные манжеты 6, выполненные с конусообразными лепестками 7, 8. Конусообразные лепестки 7 размещены со стороны внутренней рабочей трибоповерхности 2, а конусообразные лепестки 8 размещены со стороны наружной установочной поверхности 3. На внутренней поверхности конусообразных лепестков 7, 8 выполнены фиксаторы 9, 10. На внутренней рабочей поверхности 2 и на наружной установочной поверхности 3 выполнены с отверстиями конусообразные проточки. В отверстиях конусообразных проточек установлены фиксаторы 9, 10 конусообразных лепестков 7, 8. По внутреннему диаметру эластичных манжет 6 выполнена уплотняющая кромка 11, контактирующая с валом (на фиг. не показан) под действием пружины 12. На внутренней рабочей трибоповерхности 2 выполнены канавки-ловители 13.

Работа подшипника скольжения осуществляется следующим образом.

Предварительно пористую втулку 1 пропитывают жидкостью, например, маслом, затем на торцевые поверхности 4, 5 устанавливают эластичные манжеты 6 с конусообразными лепестками 7, 8, фиксаторы 9, 10 которых входят в отверстие конусообразных проточек и прижимают эластичные манжеты 6 к торцевым поверхностям пористой втулки 1 Собранный подшипник скольжения запрессовывают в деталь или узел механизма (на фиг. не показаны), так чтобы его наружную установочную поверхность закрыть герметично. При этом уплотняющая кромка 11 под действием пружины 12 поджимается к валу (на фиг. не показан). При вращении вал (на фиг. не показан) взаимодействует с внутренней рабочей трибоповерхностью 2 пористой втулки 1, при этом происходит ее нагревание, в результате чего из пористого материала втулки 1 выделяется жидкая смазка (масло) и поступает в зону трения. Из зоны трения жидкая смазка (масло) по зазору между валом (на фиг. не показан) и внутренней рабочей трибоповерхности 2 пористой втулки 1 поступает к торцевым 1 поверхностям 4, 5, герметично закрытым эластичными манжетами 6, которые препятствуют утечке жидкой смазки через поры материала пористой втулки 1 на торцевые поверхности 4, 5. При этом поры втулки 1 освобождаются от жидкой смазки, а жидкая смазка с торцевых поверхностей 4, 5 пористой втулки 1 поступает в канавки-ловители 13, откуда дренажирует в пористую втулку 1 и заполняет собой освободившиеся поры, происходит постоянная циркуляция жидкой смазки внутри подшипника скольжения во время работы. В процессе работы эластичные манжеты 6 изнашиваются, их снимают и заменяют новыми эластичными манжетами 6.

1. Подшипник скольжения, содержащий пропитанную жидкой смазкой пористую втулку, имеющую внутреннюю рабочую трибоповерхность, наружную установочную поверхность и торцевые поверхности, на которых установлены эластичные манжеты, выполненные с конусообразными лепестками, размещенными в конусообразных проточках, отличающийся тем, что эластичные манжеты установлены с возможностью съема, конусообразные лепестки дополнительно содержат на внутренней поверхности фиксаторы, входящие в отверстия конусообразных проточек, выполненных на внутренней рабочей трибоповерхности и на наружной установочной поверхности пористой втулки.

2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что по внутреннему диаметру эластичных манжет выполнена подпружиненная уплотняющая кромка.



 

Наверх