Камень бортовой

 

Заявляемая полезная модель относится к обустройству дорог, к устройствам, облегчающим движение по дорогам, в частности, к бордюрным, (бортовым), камням, предназначенным для информирования водителей или пешеходов о границе проезжей части дороги. Заявляемая полезная модель относится только к тем бортовым камням, которые не подвергаются приемочным механическим испытаниям после их изготовления, т.е. их длина не превышает одного метра, и которые в процессе эксплуатации подвергаются действию только сжимающих нагрузок и не подвергаются действию изгибающих нагрузок. Камень бортовой, содержит объем, частично ограниченный гранью основания и нелицевой вертикальной гранью. Технической задачей, на решение которой направлен заявляемый камень бортовой, является уменьшение его материалоемкости, т.е. уменьшение объема затрачиваемых на его изготовление материалов, за счет изменения его конструкции, не изменяя габаритных размеров камня. Для достижения названного технического результата, внутри объема камня бортового выполнены одна или несколько параллельно расположенных, односторонне открытых и односторонне направленных в сторону грани основания или нелицевой вертикальной грани полостей, причем боковые и торцевые поверхности этих параллельно расположенных, односторонне открытых и односторонне направленных полостей образованы плоскими или криволинейными поверхностями.

Заявляемая полезная модель относится к обустройству дорог, к устройствам, облегчающим движение по дорогам, в частности, к бордюрным, (бортовым), камням, предназначенным для информирования водителей или пешеходов о границе проезжей части дороги.

Заявляемая полезная модель относится только к тем камням бортовым, которые не подвергаются приемочным механическим испытаниям после их изготовления, и их длина не превышает одного метра, которые в процессе эксплуатации подвергаются действию только сжимающих нагрузок и не подвергаются действию изгибающих нагрузок. На прочность и трещиностойкость испытывают только контрольные образцы бетона, примененного при изготовлении данных камней бортовых.

За прототип принят камень бортовой БР 100.30.18, изготовленный по техническим условиям ГОСТа 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые», УДК: 625.823.2.006.354, группа Ж18. Он имеет размеры: длина между торцевыми гранями 1000 мм., высота между основанием и верхней лицевой кромкой 300 мм., ширина по основанию 180 мм., ширина по верхней лицевой кромке 150 мм., и высота вертикального участка лицевой части до наклонного участка 150 мм.

Существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками камня бортового являются следующие, заявляемый камень бортовой содержит объем, частично ограниченный гранью основания и нелицевой вертикальной гранью.

Недостатком известной конструкции камня бортового является его большая материалоемкость, которая сказывается на его весе из-за большого объема затраченного материала, ограничении количества перевозимых камней, из-за ограничения грузоподъемности транспортных средств, применяемых при его транспортировке, и на его цене, из-за количества расходного материала, затраченного на изготовление каждого камня бортового.

Технической задачей, на решение которой направлен заявляемый камень бортовой, является уменьшение его материалоемкости, т.е. уменьшение объема затрачиваемых на его изготовление материалов, за счет изменения его конструкции, не изменяя габаритных размеров камня.

Для достижения названного технического результата, внутри объема камня бортового выполнены одна или несколько параллельно расположенных, односторонне открытых и односторонне направленных в сторону грани основания или нелицевой вертикальной грани полостей, причем боковые и торцевые поверхности этих параллельно расположенных, односторонне открытых и односторонне направленных полостей образованы плоскими или криволинейными поверхностями.

Отличительными признаками заявляемого камня бортового является то, что внутри этого объема выполнены одна или несколько параллельно расположенных, односторонне открытых и односторонне направленных в сторону грани основания или нелицевой вертикальной грани полостей, причем боковые и торцевые поверхности этих параллельно расположенных, односторонне открытых и односторонне направленных полостей образованы плоскими или криволинейными поверхностями.

Заявляемый камень бортовой может найти применение при обустройстве дорог, для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок для остановок общественного транспорта, и т.п.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами, на которых изображены:

на фиг.1 - внешний вид камня бортового со стороны нелицевой вертикальной грани с двумя открытыми в сторону нелицевой вертикальной грани полостями, образованными плоскими поверхностями, в изометрии, с местным разрезом;

на фиг.2 - вид камня бортового снизу, со стороны грани основания, с несколькими открытыми в сторону грани основания полостями, с их боковыми сторонами, образованными криволинейными поверхностями, а торцевыми поверхностями, образованными сочетанием плоских и криволинейных поверхностей, в изометрии, с местным разрезом.

Камень бортовой содержит лицевую сторону, состоящую из вертикальной грани 1, наклонной грани 2 и верхней грани 3. Нелицевая сторона камня содержит вертикальную грань 4 и грань основания 5. Все эти грани с помощью торцевых граней 6 и 7 соединены между собой и образуют внутри объем для размещения мелкозернистого песчаного бетона - материала, применяемого при изготовлении камней бортовых. Для уменьшения материалоемкости камня бортового внутри его объема выполняют открытые, в направлении нелицевой стороны камня, незаполненные бетоном полости. На фиг.1 изображены, например, две такие полости 8 и 9 с перемычкой 10 между ними, открытые в сторону нелицевой вертикальной грани 4. Боковые и торцевые поверхности полостей 8 и 9 изображены, например, выполненными из плоских поверхностей 11, 12, 13, 14 и 15. Но боковые поверхности 11, 12, 13 и 14 могут быть и многогранными, и криволинейными, а количество полостей 8 и 9 может быть любым, как и число перемычек 10, и углы наклона между перемычками 10 тоже могут быть любыми. Располагаться эти полости могут несколькими рядами, в шахматном порядке или как соты. Из-за наличия лицевой наклонной грани 2, глубина полостей, находящихся за вертикальной лицевой гранью 1 и за лицевой наклонной гранью 2, может быть разной.

На фиг.2 изображен камень бортовой со стороны грани основания 5, с несколькими открытыми в сторону грани основания 5, параллельно расположенными полостями 16, имеющими, например, форму усеченного конуса 17, с торцевой частью 18 полости 16, выполненной в виде сочетания плоской 19 и криволинейной 20 поверхностей. Поперечное сечение боковых поверхностей полостей 16 может быть, кроме окружности, эллипсом, прямоугольником, замкнутым многоугольником или представлять собой любую комбинацию этих линий.

Заявляемая конструкция камня бортового требует изготовление новых вибрационных форм или модернизацию готовых, применяемых при изготовлении камней, вибрационных форм. Для упрощения конструкции вибрационной формы и упрощения извлечения стержней вибрационной формы, образующих внутренние пустоты в камне при его изготовлении, желательно, чтобы стержни, (и будущие пустоты), располагались параллельно и имели формовочные уклоны своих боковых поверхностей 3°5°, для устранения трения боковых поверхностей стержня и готовой полости при извлечении готового камня из вибрационной формы. Внутренние пустоты в камне должны быть односторонне направленными, т.е. все стержни должны извлекаться в одну сторону, в сторону большего основания стержня, которое расположено или на грани основания 5, или на нелицевой вертикальной грани 4. При таком варианте форма будет иметь одну плоскость разъема. При одновременном расположении пустот или стержней на грани основания 5, и на нелицевой вертикальной грани 4, т.е. под прямым углом друг к другу, это вызовет появление двух плоскостей разъема этой формы, направленных под прямым углом друг к другу, из-за необходимости извлечения стержней в разных направлениях, что излишне ее усложнит и увеличит время извлечения стержней при изготовлении камня.

Расположение облегчающих полостей, изображенных на фиг.1, надо применять при формовании камней бортовых в процессе их изготовления «на боку», т.е. когда камень лежит на вертикальной лицевой грани 1, а нелицевая вертикальная грань 4 расположена сверху камня бортового. Расположение облегчающих полостей, изображенных на фиг.2, надо применять при формовании камней бортовых в процессе их изготовления «лицом вниз», т.е. когда камень стоит на верхней лицевой грани 3, а нелицевая грань основания 5 расположена сверху камня бортового.

Для увеличения толщины перемычки между наклонной лицевой гранью 2 и облегчающей полостью 16, расположенной за ней, (см. фиг.2), желательно располагать ось облегчающей полости 16 отклоненной в сторону нелицевой грани 4 от вертикали к грани основания 5 на величину формовочного угла. Тогда образующая боковой поверхности облегчающей полости 16, обращенная в сторону нелицевой вертикальной грани 4 будет этой грани параллельна и перпендикулярна грани основания 5. Образующая боковой поверхности облегчающей полости 16, обращенная в сторону лицевой вертикальной грани 1 и лицевой наклонной грани 2, будет отклонена на величину двойного формовочного угла от вертикали к грани основания 5, что и даст увеличение толщины перемычки между наклонной лицевой гранью 2 и облегчающей полостью 16, расположенной за ней. Извлекать стержень, образовавший облегчающую полость 16, в этом случае придется под углом от вертикали к грани основания 5 в сторону нелицевой вертикальной грани 4, и величина этого угла должна равняться величине формовочного угла.

Расчет показывает, что камень бортовой БР 100.30.18, выполненный по фиг.2, с шестью облегчающими полостями в виде усеченного конуса или четырехгранной усеченной пирамиды, с диаметром большего основания, или стороной большего квадрата в 120 мм., и высотой 270 мм., с формовочным уклоном 3, дает уменьшение материалоемкости всего камня на (3040)%. При этом толщины любых внутренних и наружных перемычек и стенок не будет меньше 30 мм. Выбирая необходимые толщины любых внутренних и наружных перемычек и стенок, количество и форму облегчающих полостей, расположенных внутри камня бортового, который в процессе эксплуатации подвергается действию только сжимающих нагрузок и не подвергается действию изгибающих нагрузок, можно изменять материалоемкость его в широких пределах.

Заявляемый камень бортовой из-за уменьшенной материалоемкости позволяет изготавливать большее количество камней из одинакового количества исходного материала, по сравнению с прототипом. Из-за уменьшения веса каждого заявляемого камня поштучное количество камней, размещаемых на транспортном средстве, увеличивается, при неизменной грузоподъемности транспортного средства, по сравнению с прототипом. Уменьшение расхода материала при изготовлении каждого заявляемого камня, по сравнению с прототипом, позволяет снизить цену каждого заявляемого камня, по сравнению с ценой каждого камня прототипа.

Изменять материалоемкость камней бортовых за счет использования в их конструкциях облегчающих полостей можно на бортовом камне БР.100.30.15, «дорожном», на бортовом камне БР 100.20.8, «тротуарном» и на бортовом камне БР 50.20.8, «садовом», изготавливаемых по ГОСТ 6665-91. Причем, марки камней БР 100.20.8 и БР 50.20.8, из-за их сравнительно малой ширины, желательно выполнять по фиг.1, располагая облегчающие полости со стороны нелицевой вертикальной грани камня несколькими рядами.

Камень бортовой, содержащий объем, частично ограниченный гранью основания и нелицевой вертикальной гранью, отличающийся тем, что внутри этого объема выполнены одна или несколько параллельно расположенных, односторонне открытых и односторонне направленных в сторону грани основания или нелицевой вертикальной грани полостей, причем боковые и торцевые поверхности этих параллельно расположенных, односторонне открытых и односторонне направленных полостей образованы плоскими или криволинейными поверхностями.



 

Наверх