Устройство выдвижения закрылка

 

Устройство выдвижения закрылка, позволяющее уменьшить сопротивления крыла на крейсерском режиме полета без ухудшения взлетно-посадочных характеристик за счет ликвидации щели между крылом и носком закрылка на нижней поверхности крыла. Устройство выдвижения закрылка содержит неподвижно закрепленную на крыле балку, звено навески закрылка, шатун, рычаг привода. В устройство введена зашивка, закрепленная на балке крыла, с шарнирно закрепленным на зашивке рычагом зашивки, при этом шатун снабжен дополнительным шарнирным узлом крепления, к которому крепится рычаг зашивки. Зашивка может быть выполнена как в виде жесткой пластины и крепится к крылу шарнирно, так и в виде гибкого элемента, который крепится к крылу консольно.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к механизации задней кромки крыла летательного аппарата, в частности, к закрылку и может быть использована при создании самолетов с поворотными щелевыми закрылками с вынесенной осью.

Известна схема однощелевого закрылка, содержащая неподвижно закрепленную на крыле балку, звено навески закрылка, шатун, рычаг привода (Патент на изобретение РФ 22143471). Недостатком известного технического решения является то, что при отсутствии зашивки на нижней поверхности крыла создается значительное сопротивление на крейсерском режиме полета с убранным закрылком.

Задачей данной модели является уменьшение сопротивления крыла на крейсерском режиме полета без ухудшения взлетно-посадочных характеристик.

Поставленная задача решается тем, что в устройство выдвижения закрылка, содержащее неподвижно закрепленную на крыле балку, звенья навески закрылка, шатун, рычаг привода, дополнительно введена зашивка, закрепленная на балке крыла, с шарнирно закрепленным на зашивке рычагом зашивки, при этом шатун снабжен дополнительным шарнирным узлом крепления (шарнир поворота зашивки), к которому крепится рычаг зашивки. Зашивка может быть выполнена в виде жесткой пластины и крепится к балке крыла на шарнирном креплении, а может быть выполнена в виде гибкой пластины, при этом она закреплена консольно, являясь продолжением обшивки.

В убранном положении зашивка закрывает щель между крылом и носком закрылка, при этом не создается дополнительное сопротивление от щели на крейсерском режиме полета, что улучшает несущие свойства крыла. При выпуске закрылка зашивка открывает щель и создает канал между крылом и закрылком, при этом увеличивается скорость обтекания на верхней поверхности крыла и повышается эффективность закрылка. Ликвидация щели дает прирост аэродинамического качества самолет на 2-3%, и уменьшает сопротивление крыла на 3-4%. Эти данные получены на основе продувок, проведенных ОСКБЭС МАИ в ЦАГИ.

Предлагаемое решение поясняется чертежами:

- Фиг.1 - Устройство выдвижения закрылка в убранном положении с жесткой зашивкой;

- Фиг.2 - Устройство выдвижения закрылка в выпущенном положении с жесткой зашивкой;

- Фиг.3 - Устройство выдвижения закрылка в убранном положении с гибкой зашивкой.

Устройство выдвижения закрылка содержит балку (1), неподвижно соединенную с крылом (2), привод (3), закрепленный в крыле и соединенный с шатуном (4) при помощи рычага привода (5). На шатуне (4) находится шарнир поворота закрылка (6) и шарнир поворота зашивки (7). Шатун (4) крепится на шарнире шатуна (8) к кронштейну (9), закрепленному на балке (1). Закрылок (10) шарнирно соединен с шатуном (4) через рычаг закрылка (11) в шарнире поворота закрылка (6) и крепится к крылу (2) при помощи звена навески (12). Зашивка (13) крепится на шарнире зашивки (14) к кронштейну (15), закрепленному на балке (1). На зашивке (13) шарнирно закреплен рычаг зашивки (16), с помощью которого зашивка (13) шарнирно прикреплена к шатуну (4) в шарнире поворота зашивки (7). Зашивка (13) может быть выполнена в виде пластины и крепится к крылу; шарнирно (фиг.1, 2), а может быть выполнена гибкой (например, часть обшивки крыла) и крепится к крылу консольно (фиг.3). При уборке закрылка на крейсерском режиме полета зашивка закрывает канал между крылом и закрылком.

Предлагаемая конструкция работает следующим образом. Под действием привода (3) шатун (4) поворачивается вокруг шарнира шатуна (8). При этом, под действием рычага закрылка (11), закрылок (10) начинает поворачивается вокруг звена навески (12). В результате происходит выдвижение закрылка. Одновременно поворот шатуна приводит в действие рычаг зашивки (16), и зашивка (13), выполненная в виде жесткой пластины с шарнирным креплением к балке крыла (1). поворачивается вокруг шарнира зашивки (14), закрепленного на кронштейне (15) (фиг.2). В случае выполнения зашивки (13) в виде гибкого элемента, закрепленного консольно на балке крыла, поворот шатуна (8) приводит к отгибанию зашивки (13) (фиг.3).

После полного выпуска закрылка (10), зашивка (13) освобождает канал между крылом (2) и закрылком (10), улучшая обтекание закрылка (10) на режиме взлет/посадка. между крылом и закрылком и улучшает характеристики самолета

1. Устройство выдвижения закрылка, содержащее неподвижно закрепленную на крыле балку, звено навески закрылка, шатун, рычаг привода, отличающееся тем, что в устройство дополнительно введена зашивка, закрепленная на балке крыла, шатун снабжен дополнительным шарниром поворота зашивки, к которому крепится рычаг зашивки, шарнирно закрепленный на зашивке.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что зашивка крепится к балке крыла шарнирно и выполнена в виде жесткой пластины.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что зашивка крепится к балке крыла консольно и выполнена в виде гибкой пластины.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к авиационной технике, в частности к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Преимущественная область применения предлагаемой полезной модели - пассажирские или военно-транспортные самолеты. Технический результат заключается в повышении аэродинамического качества самолета на крейсерских режимах полета, что позволит снизить расход топлива, например, дальнемагистрального самолета, и увеличении коэффициента подъемной силы самолета на режимах взлета и посадки, что позволит уменьшить скорости и дистанции взлета и посадки.
Наверх