Потолок железнодорожного вагона

 

Полезная модель относится к вагоностроению. Потолок железнодорожного вагона содержит составную панель (1), части которой оборудованы замковыми механизмами (5) и шарнирными петлями (6), закрепленные на элементах кузова вагона несущий (7) и опорный (8) узлы. Панель (1) соединена с несущим узлом (7) посредством шарнирных петель (6). Потолок снабжен боковыми кожухами (11, 12), жестко закрепленными на элементах кузова вагона, и карнизом (15), взаимодействующим с замковыми механизмами (5) и размещенным между боковыми кожухами (11, 12). Передняя стенка кожухов выполнена с люком (17), а ее верхняя часть оснащена элементом жесткости (19), соединенным с опорным узлом (8). Каждый конец карниза снабжен консолью (24), шарнирно связанной с элементом жесткости (19) и фиксируемой на нем посредством элемента фиксации (26), снабженного упором (27) и размещенного над панелью (1). Полезная модель позволяет создать потолок, обеспечивающий размещение в запотолочном пространстве приводных механизмов торцевых и боковых дверей вагона и доступ к ним без демонтажа потолка. 1 н. и 2 з.п. ф-лы, 8 илл.

Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции потолков железнодорожного вагона.

Известен потолок тамбура вагона электропоезда (свидетельство РФ 28473 на полезную модель, В61Д 17/18, заявл. 10.12.2002 г., опубл. 27.03.2003 г. Бюл. 9), содержащий установленную в виде единого модуля на силовых кронштейнах вагона каркасную раму, на которой с помощью поворотных кронштейнов и замковых механизмов закреплены потолочные панели.

В известной конструкции каркасная рама в виде единого модуля не может быть размещена в вагоне с задвижной торцевой дверью, так как в зоне потолка нельзя разместить механизм привода торцевой двери. Кроме того, наклонные потолочные панели плоские и крепятся к боковине вагона над дверным проемом, что не позволяет разместить в этих местах приводные механизмы боковых дверей.

Наиболее близким техническим решением (принятым за прототип) является потолок пассажирского вагона (патент РФ 100040 на полезную модель, В61Д 17/18, заявл. 27.07.2009 г., опубл. 10.12.2010 г. Бюл. 34), содержащий составную панель, части которой оборудованы замковыми механизмами и шарнирными петлями, закрепленные на элементах кузова вагона несущий и опорный узлы, при этом составная панель соединена с несущим узлом посредством шарнирных петель.

Известный потолок невозможно использовать в вагоне, имеющем боковые и торцевую двери, оборудованные механическими приводами, расположенными в зоне потолка.

Задачей предложения является создание потолка, позволяющего разместить в запотолочном пространстве приводные механизмы торцевых и боковых дверей вагона и обеспечить доступ к ним без демонтажа потолка.

Для этого потолок железнодорожного вагона содержит составную панель, части которой оборудованы замковыми механизмами и шарнирными петлями, закрепленные на элементах кузова вагона несущий и опорный узлы, при этом указанная панель соединена с несущим узлом посредством шарнирных петель. Новым является то, что он снабжен боковыми кожухами, жестко закрепленными на элементах кузова вагона, карнизом, взаимодействующим с замковыми механизмами и размещенным между указанными боковыми кожухами, передняя стенка каждого бокового кожуха выполнена с люком, а ее верхняя часть оснащена элементом жесткости, соединенным с опорным узлом, каждый конец карниза снабжен консолью, шарнирно связанной с упомянутым элементом жесткости и фиксируемой на нем посредством элемента фиксации, размещенного над указанной панелью.

Кроме того, элемент фиксации выполнен в виде стержневого запора, стержень которого размещен в корпусе, имеющем последовательно расположенные и связанные между собой продольную и поперечную направляющие прорези, с которыми взаимодействует упор, соединенный со стержнем запора, а люк имеет крышку, снабженную замковыми механизмами, и с внутренней стороны - зацепом для подвески на передней стенке.

Технический результат выразится в следующем.

Наличие боковых кожухов, жестко закрепленных на элементах кузова вагона, и наличие карниза, размещенного между боковыми кожухами, позволяет разместить и скрыть механизмы привода боковых и торцевых дверей в запотолочном пространстве.

Наличие люка на передней стенке кожуха обеспечит доступ к механическим приводам боковых дверей при необходимости их обслуживания, исключая демонтаж элементов потолка.

Наличие на верхней части передней стенки кожуха элемента жесткости, соединенного с опорным узлом, обеспечит требуемую жесткость конструкции для крепления на нем консоли карниза и снижение возникающих в ней вибраций при движении вагона.

Наличие взаимодействия карниза с замковыми механизмами обеспечит надежность крепления составной панели.

Наличие на каждом конце карниза консоли, шарнирно связанной с элементом жесткости и фиксируемой на нем посредством элемента фиксации, позволяет в зафиксированном состоянии удерживать карниз в закрытом положении, а после расфиксации отвести карниз от механизмов привода торцевых дверей, обеспечивая, тем самым, свободный доступ к этим механизмам при их обслуживании в эксплуатации.

Размещение элемента фиксации над составной панелью и наличие упора на нем исключает самопроизвольное отпирание элемента фиксации, так как панель стопорит движение упора в сторону открытия, что обеспечит надежность фиксации элементов потолка в закрытом положении панели.

Прилагаемые чертежи изображают:

На фиг.1 - потолок, вид сверху;

На фиг.2 - разрез А-А на фиг.1;

На фиг.3 - вид Б на фиг.1;

На фиг.4 - разрез В-В на фиг.1;

На фиг.5 - сечение Г-Г на фиг.3;

На фиг.6 - разрез Д-Д на фиг.1;

На фиг.7 - сечение Е-Е на фиг.1;

На фиг.8 - сечение Ж-Ж на фиг.1.

Потолок железнодорожного вагона содержит составную панель 1, части 2, 3, 4 которой оборудованы замковыми механизмами 5 и шарнирными петлями 6, несущий 7 и опорный 8 узлы, закрепленные соответственно на элементах 9, 10 кузова вагона. Составная панель 1 соединена с несущим узлом 7 посредством шарнирных петель 6 (фиг.8). Потолок снабжен боковыми кожухами 11, 12, жестко закрепленными на элементах 9, 10 кузова вагона посредством кронштейнов 13, 14, и карнизом 15, взаимодействующим с замковыми механизмами 5 (фиг.7) и размещенным между боковыми кожухами 11 и 12. Передняя стенка 16 (фиг.2) каждого бокового кожуха 11, 12 выполнена с люком 17, а ее верхняя часть 18 оснащена элементом жесткости 19, соединенным с опорным узлом 8. Люк 17 имеет крышку 20, снабженную замковыми механизмами 21, посредством которых она крепится на передней стенке 16 кожуха 11, 12. Крышка 20 снабжена с внутренней стороны 22 (фиг.4) зацепом 23 для подвески ее на передней стенке 16 в открытом положении люка 17 при обслуживании механизмов дверей. Каждый конец карниза 15 снабжен консолью 24 (фиг.1), связанной посредством шарнира 25 (фиг.2) с элементом жесткости 19, выполненным в виде уголкового профиля. Консоль 24 фиксируется на элементе жесткости 19 посредством элемента фиксации 26 (фиг.1; фиг.3), снабженного упором 27 и размещенного над панелью 1. Элемент фиксации 26 выполнен в виде стержневого запора, стержень 28 которого расположен в корпусе 29, имеющем последовательно расположенные и связанные между собой продольную 30 и поперечную 31 направляющие прорези, с которыми взаимодействует упор 27, жестко соединенный со стержнем 28. Элемент жесткости 19 имеет гнездо 32 для захода стержня 28.

Устройство работает следующим образом.

Для обслуживания привода задвижной торцевой двери вагона сначала отпирают замковые механизмы 5 и открывают части 2, 3, 4, которые, поворачиваясь на шарнирных петлях 6, занимают опущенное положение. Далее расфиксируют элементы фиксации 26 карниза 15. Для этого при помощи упора 27, выполняющего роль рукоятки, передвигают стержень 28 в осевом направлении до выхода из гнезда 32. После чего карниз 15 с консолями 24 поворачивают на шарнирах 25 вниз, отводя его от зоны привода задвижной торцевой двери. При необходимости карниз удерживают в этом положении, подвесив его зацепом 33 (фиг.2) на несущем элементе 7. Открывается свободный доступ к механизмам привода для их технического обслуживания.

По завершении работ по обслуживанию привода карниз 15 поворачивают на шарнирах 25 вверх, вновь переводя в закрытое положение, и фиксируют его на элементах жесткости 19 элементами фиксации 26. При этом, перемещая упор 27 последовательно сначала по продольной направляющей прорези 30, а затем по поперечной прорези 31, передвигают стержень 28 в корпусе 29 в направлении гнезда 32. При полностью зафиксированном положении стержень 28 заходит в гнездо 32. После закрепления карниза 15 закрывают части 2, 3, 4 составной панели 1, запирая их замковыми механизмами 5 на карнизе 15.

Для обслуживания приводов боковых задвижных дверей вагона отпирают замковые механизмы 21 и открывают крышку 20 люка 17, которая при помощи своих зацепов 23 повисает на стенке 16 соответствующего бокового кожуха 11, 12, открывая доступ к механизмам привода. При необходимости крышка 20 люка 17 может быть отцеплена от кожуха 11, 12 и отложена в сторону. По завершении работ по обслуживанию привода закрытие люка 17 крышкой 20 выполняют в обратной последовательности.

1. Потолок железнодорожного вагона, содержащий составную панель, части которой оборудованы замковыми механизмами и шарнирными петлями, закрепленные на элементах кузова вагона несущий и опорный узлы, при этом указанная панель соединена с несущим узлом посредством шарнирных петель, отличающийся тем, что он снабжен боковыми кожухами, жестко закрепленными на элементах кузова вагона, карнизом, взаимодействующим с замковыми механизмами и размещенным между указанными боковыми кожухами, передняя стенка каждого бокового кожуха выполнена с люком, а ее верхняя часть оснащена элементом жесткости, соединенным с опорным узлом, каждый конец карниза снабжен консолью, шарнирно связанной с упомянутым элементом жесткости и фиксируемой на нем посредством элемента фиксации, размещенного над указанной панелью.

2. Потолок по п.1, отличающийся тем, что элемент фиксации выполнен в виде стержневого запора, стержень которого размещен в корпусе, имеющем последовательно расположенные и связанные между собой продольную и поперечную направляющие прорези, с которыми взаимодействует упомянутый упор, соединенный со стержнем запора.

3. Потолок по п.1, отличающийся тем, что люк имеет крышку, снабженную замковыми механизмами, и с внутренней стороны - зацепом для подвески на передней стенке.



 

Наверх