Бонусная система торгового предприятия

 

Полезная модель относится к автоматизированным системам и оборудованию для начисления и списания поощрительных призов при реализации программ поощрения потребителей (программ лояльности потребителей, бонусных программ) в области торговли. Предлагаемая система является надстройкой над бонусной системой торгового предприятия, которая позволяет расширить функциональные возможности бонусной системы путем введения дополнительного сервиса - лотереи с оплатой бонусами, позволяет существенно изменить бонусный баланс в сторону его увеличения без покупки товара на бонусы и расширить спектр предоставляемых услуг конечным потребителям торгового предприятия, снизить материальные затраты на обслуживание бонусной системы. Бонусная система торгового предприятия содержит центральный сервер, включающий базу данных системы, по меньшей мере, одну торговую точку, содержащую кассовый сервер и, по меньшей мере, один кассовый терминал со средствами считывания, ввода информации и печати кассового чека, при этом центральный сервер и кассовый сервер связаны своими входами и выходами, сервер дополнительных услуг, включающий сервер лотереи бонусов и терминал лотереи со средствами считывания, ввода и отображения информации, сервер лотереи бонусов связан с центральным сервером, с кассовым сервером и терминалом лотереи соответствующими входами и выходами, а кассовый чек, напечатанный кассовым терминалом имеет дополнительное поле с лотерейным билетом в виде штрих-кода, при этом информация со штрих-кода лотерейного билета, выданном кассовым терминалом, считанная терминалом лотереи, обработанная в сервере лотереи бонусов и центральном сервере, поступает в терминал лотереи и/или пользовательское устройство для отображения результата лотереи. 1 з.п. ф-лы, 1 илл.

Полезная модель относится к автоматизированным системам и оборудованию для начисления и списания поощрительных призов при реализации программ поощрения потребителей (программ лояльности потребителей, бонусных программ) в области торговли.

Известно, что дисконтная карта (discount card) - универсальный инструмент, позволяющий получить скидку в определенной торговой точке либо в торговой сети. Карта позволяет персонифицировать клиента, вести учет его покупок, предоставлять накопительные скидки - бонусы. Недостатком является то, что карта жестко ограничена перечнем торговых точек, сетей, кроме того, нет возможности иметь оперативную связь с клиентом.

Известна также система дистанционного распределения и погашения льготных купонов (патент США 5903874, МПК G06Q 30/00; Н04М 3/51, опубл. 11.05.1999), в которой обеспечивается канал связи между консолью оператора и сервером удаленной базы данных, содержащим файлы купонов, содержащих множество записей купонов. Клиент связывается по телефону с оператором и сообщает зашифрованный номер купона, выданного клиенту. Зашифрованный номер купона используется для доступа к релевантной записи купона в файле купонов на сервере удаленной базы данных. Статус купона передается назад на консоль оператора. Если купон действительный, то с консоли оператора клиенту предоставляются товары или услуги, запрошенные клиентом. С консоли оператора затем посылается команда в файл купонов для изменения статуса купона в записи купона. Способ, реализованный в данной известной системе, содержит создание множества файлов купонов в базе данных, причем каждый из файлов купонов содержит множество записей купонов, содержащих сохраненные номер купона и код статуса каждого выпущенного купона; выдачу клиенту льготного купона, содержащего напечатанный на нем уникальный номер купона, соответствующий одной из записей купона; прием на консоли оператора телефонного запроса от клиента на погашение льготного купона, причем запрос содержит уникальный номер купона; извлечение из базы данных соответствующей записи, в которой сохраненный номер купона совпадает с уникальным номером купона в телефонном запросе; считывание сохраненного кода статуса из соответствующей записи базы данных; определение, находится ли текущая дата и время в пределах ограничений по дате и времени, связанными с льготным купоном, если сохраненный код статуса указывает на действительный статус; возврат статуса купона, указывающего на действительность купона, на консоль оператора, если текущая дата и время находятся в пределах ограничений по дате и времени, связанными с льготным купоном; и внесение изменений в сохраненный код статуса в соответствии с использованием купона и его погашением. Недостатки этой системы обусловлены построением ее на основе упрощенной обработки сигнала запроса. Так как клиенту приходится запрашивать подтверждение своего уникального кода по телефону, что влечет за собой увеличение времени на подтверждение кода купона, теряется возможность автоматизированной обработки запроса клиента, и, как следствие, теряется возможность оперативного отклика от торговой точки в адрес клиента.

Известен также способ обеспечения скидок на покупки в транзакциях электронной торговли (WO 9904326 МПК G06Q 30/00; G09G 3/02, опубл. 28.01.1999), содержащий печатание дисконтного купона со считываемой пользователем информацией, описывающей поощрительный стимул, продукт, продавца, и машиночитаемый символ, такой как символ линейного или двумерного штрих-кода. Символ кодируется полями данных, которые содержат первый идентификатор, связанный с IP-адресом компьютера продавца; и дополнительно могут содержать второй идентификатор, связанный со скидкой, применимой к продукту, третий идентификатор, связанный с целевым клиентом, и команды для разрешения компьютеру доступа к клиентской программе. Способ также содержит этапы распространения дисконтных купонов, сканирования машиночитаемого символа купона, декодирования сканируемых данных для генерации IP-адреса продавца, запуска клиентской программы для разрешения доступа к онлайновой системе, информационный обмен с компьютером-хостом продавца и загрузку файла с компьютера-хоста продавца, связанного со сканируемым купоном. Недостатки данного способа обусловлены тем, что купон распечатывается с компьютера клиента, то есть также имеет место жесткая привязка пользователя к конкретному месту и, следовательно, невозможность получения клиентом услугу в любое время и в любом месте. Вновь необходимо распечатывать купон, носить его с собой. Отсутствует интерактивность, нет возможности оперативно информировать клиента от определенной точки определенному клиенту.

Известен способ распространения и погашения электронных купонов (WO 0039657, МПК G06Q 30/00; G07G 1/00, опубл. 06.07.2000), содержащий создание данных, соответствующих, по меньшей мере, одному купону, помещение этих данных, в базу данных, передачу данных из базы данных, например, в форме пакета данных, по сети радиосвязи, например, по сотовой сети связи, по меньшей мере, одну мобильную станцию, такую как сотовый телефон, пейджер и т.д. Затем обеспечивается доступ к купону на мобильной станции, так что после погашения купона, данные, уведомляющие об этом погашении, передаются в базу данных. База данных может затем реагировать путем передачи данных на мобильную станцию, осуществляющих стирание погашенного купона из мобильной станции. Этот способ реализуется в системе, содержащей запоминающее устройство для хранения, по меньшей мере, одной базы данных, содержащей данные, соответствующие, по меньшей мере, одному купону и данные для контроля использования этого, по меньшей мере, одного купона, причем запоминающее устройство содержит приемник для приема передач, соответствующих использованию, в типовом случае, погашению упомянутого купона. Имеется приемопередатчик, связанный с запоминающим устройством, для передачи, по меньшей мере, первой части данных, соответствующих, по меньшей мере, одному купону, от мобильной станции (сотового телефона и т.п.) по сети радиосвязи. Также имеется ответчик для приема передач от мобильной станции, который может передавать электронные сигналы, указывающие на выполнение передачи от мобильной станции, и средство автоматического обслуживания, которое связано с ответчиком и запоминающим устройством и которое в ответ на сигналы ответчика осуществляет информационный обмен с базой данных для получения, по меньшей мере, второй части данных, соответствующих, по меньшей мере, одному купону и передачи их к мобильной станции. Имеется программное обеспечение проверки, осуществляющее связь со средством автоматического обслуживания. Это программное обеспечение проверки контролирует передачи купона и либо разрешает, либо запрещает последующие передачи, запрашиваемые абонентами мобильных станций, в зависимости от числа разрешенных передач, предварительно установленных эмитентом купона. К недостаткам данной известной системы относится сложность структуры системы, включающей в себя дополнительные аппараты приема-передачи данных по погашению купонов. Данная система рассчитана на учет, выделение и погашение «купонов» как в печатном, так и в электронном представлении, но не рассчитана на результат постоянной обратной связи от торговой точки к клиенту.

Известна мобильная дисконтно-бонусная система 4CITY, созданная компанией «Распродажа.ру» в рамках проекта 4CITY Moscow Project, основанная на мобильных технологиях, позволяющая своим абонентам получать скидки на товары и услуги предприятий-партнеров. Вместо обычной пластиковой дисконтной карты абоненты используют специальную CMS-карту (штрих-код), хранящуюся в памяти их мобильного телефона. Отправив SMS-сообщение на определенный номер, абонент получает ответное SMS-сообщение с присвоенным персональным номером в системе (CMS-карту), а отправив второе SMS-сообщение - уникальный штрих-код. После предъявления продавцу на экране мобильного телефона полученной CMS-карты она считывается с экрана телефона на кассах магазинов-участников Программы обычным торговым сканером, и абонент получает установленную скидку. Таким образом, мобильный телефон, становится еще и дисконтной картой, точнее ее более удобной альтернативой. К преимуществам системы 4CITY следует отнести постоянное наличие при себе CMS-карты, рациональность и удобство процесса потребления, экономическая эффективность покупок, своевременная информация об интересующих предложениях. Абонентам системы могут обеспечиваться выгодные условия при приобретении товаров или услуг в партнерских торгово-сервисных предприятиях. Известная CMS-карта, представляя из себя универсальный «купон» на скидки в ряде торговых точек разной направленности по товарам и услугам, не дает возможности персонифицировать торговую точку, в которой клиент воспользовался скидкой, следовательно, нет возможности осуществлять интерактивную связь: торговая точка - клиент.

Все известные системы имеют один существенный недостаток, который заключается в наличие невостребованных (нереализованных) обязательств организатора поощрительных программ в течение разумного срока. По данным в открытой печати объем этих обязательств может достигать 20-30% от объема всех бонусных счетов потребителей программы. В результате организатор бонусной программы вынужден нести дополнительные расходы на закупку, транспортировку и хранение товаров для обеспечения этих обязательств. При этом существенные объемы денежных ресурсов выводятся из оборота. Объем невостребованных призов трудно поддается прогнозированию, поэтому организаторы программ вынуждены создавать избыточные резервы для финансирования обязательств в полном объеме. Обычно для уменьшения объема невостребованных призов организаторы БП используют организационные методы: ограничение предельного срока действия программы, установление невыгодного для потребителя курса обмена призов на товары и т.п. Однако применение подобных мероприятий отталкивает наиболее лояльных потребителей, которые по тем или иным причинам не успевают воспользоваться призами программы, что противоречит целям программ лояльности.

Другой способ уменьшающий затраты на обслуживание невостребованных призов - подключить потребителя к нескольким бонусным программам и дать ему возможность проводить обмен призами, полученными в различных бонусных программах.

В известных системах отсутствует механизмы эффективного уменьшения объема невостребованных обязательств, поскольку изменение количества баллов осуществляется в них только в результате операции покупки товара в торговой точке организатора поощрительной программы: при покупке товара за деньги происходит начисление баллов, при обмене баллов на товар или на скидку - списание баллов.

В автоматизированной системе для проведения транзакций (патент на полезную модель 93561, МПК G06Q 90/00, опубликовано 27.04.2010) для уменьшения объема обязательств организатора бонусной программы можно использовать только при одновременном применении нескольких бонусных программ разных организаторов или одной бонусной программы нескольких организаторов или нескольких бонусных программ одного организатора. При этом область ее применения ограничена только областью электронной торговли и электронных расчетов. Уменьшение объема обязательств с помощью этой системы достигается за счет оптимального перераспределения обязательств между организаторами бонусных программ, подключенных к данной системе. Для одного организатора бонусной программы задача по уменьшению объема обязательств данной системой не может быть решена.

Известна интерактивная мобильная дисконтная система (патент РФ 68726, МПК G06F 13/00, опубл. 27.11.2007), ближайшая по технической сущности и принятая за прототип, содержащая сервер MDS, включающий в себя базу данных системы MDS, торговые точки, содержащие серверы и кассовые терминалы со средствами считывания и ввода информации, и пользовательские устройства, Имеющие возможность связи с сервером MDS. Сервер системы MDS содержит средство для регистрации телефонного номера абонента в базе данных системы MDS, средство для обработки запросного сообщения, средство для формирования ответного сообщения, содержащего уникальный код абонента, и средство для отправки сформированного ответного сообщения на пользовательское устройство. Присвоенный абоненту уникальный код отображается на экране пользовательского устройства для предъявления на кассовом терминале торговой точки при получении услуги или приобретении товара. Сервер торговой точки идентифицирует уникальный код и предоставляет абоненту скидки на товары и услуги. Сервер системы MDS поддерживает объединенную базу данных и базы данных, отсортированные по заданным критериям, и позволяет формировать персонифицированные потоки данных, содержащих информацию о товарах и услугах, для рассылки соответствующим группам абонентов. Известные программы для привлечения покупателей используют механизм начисления поощрительных призов (баллов или бонусов) при осуществлении покупки или оказании услуги в торговой точке организатора бонусной программы. По сути, поощрительный приз - это отложенное во времени обязательство организатора обменять его на товар или услугу, или предоставить скидку на товар или услугу. При этом покупатель - пользователь программы может в течение времени накапливать эти баллы. Для учета обязательств в программах лояльности осуществляется идентификация потребителя. В качестве идентификатора используется уникальный для каждого потребителя номер бонусной карты. Предъявление этой карты при реализации покупки товара или услуги является основанием для начисления ее держателю поощрительных призов (баллов, бонусов). Информация о количестве накопленных бонусов хранится в БД клиентов бонусной системы. Помимо количества бонусов по каждому пользователю программы в БД хранятся: номер бонусной карты, номер мобильного телефона, ФИО и др. данные, необходимые для функционирования поощрительной программы. Обязательство организатора обменять бонус на товар или услугу, или предоставить скидку на товар или услугу ограничивает функциональные возможности бонусной системы при списании бонусного счета.

Технический результат, на достижение которого направлена заявляемая полезная модель, заключается в расширении функциональных возможностей бонусной системы за счет изменения бонусного счета без реализации товара на бонусы, снижение материальных затрат для обеспечения бонусной системы.

Технический результат достигается тем, что в бонусной системе торгового предприятия, содержащей центральный сервер, включающий базу данных системы, в том числе информацию о бонусных картах и бонусных счетах, по меньшей мере, одну торговую точку, содержащую кассовый сервер, по меньшей мере, один кассовый терминал со средствами считывания, ввода информации и печати кассового чека, при этом центральный сервер и кассовый сервер связаны своими входами и выходами, новым является то, что система содержит сервер дополнительных услуг, включающий сервер лотереи бонусов и терминал лотереи, имеющий средства считывания, ввода и отображения информации, при этом сервер лотереи бонусов связан с центральным сервером, с кассовым сервером и с терминалом лотереи соответствующими входами и выходами, а кассовый терминал выполнен с возможностью печати кассового чека с дополнительным полем со штрих-кодом лотереи, при этом информация со штрих-кода лотереи, считанная терминалом лотереи, обработанная в сервере лотереи бонусов и центральном сервере, поступает в терминал лотереи и/или пользовательское устройство для отображения результата лотереи.

Пользовательские устройства могут быть выбраны из группы, включающей мобильный телефон, смартфон, компьютер.

На фиг.1 представлена структурная схема бонусной системы,

Бонусная система торгового предприятия содержит центральный сервер 1, включающий базу данных системы, в том числе информацию о бонусных картах и бонусных счетах, по меньшей мере, одну торговую точку 2, которая содержит кассовый сервер 3, по меньшей мере, один кассовый терминал 4 со средствами считывания и ввода информации. Центральный сервер 1 и кассовый сервер 3 связаны своими входами и выходами. Бонусная система содержит сервер дополнительных услуг 5, включающий сервер лотереи бонусов 6 и, по меньшей мере, один терминал лотереи 7 со средствами считывания, ввода и отображения информации, при этом сервер лотереи бонусов 6 связан с центральным сервером 1, с кассовым сервером 3, а также с терминалом лотереи 7 соответствующими входами и выходами. Кассовый чек, напечатанный кассовым терминалом 4 имеет дополнительное поле со штрих-кодом лотереи, Информация со штрих-кода лотерейного билета, размещенного на кассовом чеке и содержащего идентификатор лотереи, номер бонусной карты и номер лотерейного билета, выданном кассовым терминалом 4 и считанным терминалом лотереи 7, обработанная в сервере лотереи 6 и центральном сервере 1 поступает в терминал лотереи 7 для отображения результата лотереи.

Система снабжена пользовательскими устройствами, которые связаны с сервером дополнительных услуг 5, при этом пользовательское устройство дает возможность связи по сети Интернет 9, мобильной телефонной связи 8. Пользовательское устройство может быть выбрано из группы, включающей в себя, смартфон, компьютер, проводной телефон с возможностью передачи и получения текстовых и графических сообщений

Центральный сервер 1 (ЦС) содержит:

- базу данных (БД) клиентов, включающую идентификационные данные покупателя: номер бонусной карты (совпадает с номером бонусного счета), бонусный счет, ФИО, данные для связи - номер мобильного телефона и электронная почта, другие данные, такие как день рождения, пол, адрес и т.д.

- программу начисления бонусов;

- БД товаров и цен;

- модуль управления кассовыми серверами;

- модуль взаимодействия с сервером дополнительных услуг (СДУ);

- модуль взаимодействия с сервером лотереи.

Центральный сервер 1 обеспечивает:

- администрирование БД клиентов;

- администрирование БД товаров и цен;

- администрирование кассового сервера (КС) (в начале рабочего дня пересылка БД клиентов, БД товаров и цен, прием в конце рабочего дня этих БД, обновление бонусных счетов в течение рабочего дня);

- взаимодействие с СДУ (передача и прием информации о состоянии бонусного счета клиента при игре в лотерею и при оказании дополнительных услуг);

- подготовка различных отчетов и взаимодействие с внешними системами (бухгалтерия, финансы и т.п.);

- начисление/списание бонусов на бонусном счете;

- взаимодействие с КС при операции начисление/списание бонусов;

- формирование персонифицированных потоков данных, содержащих информацию о товарах и услугах, для последующей передачи их на ПУ.

Кассовый сервер 3 (КС) содержит:

- модуль администрирования кассовых терминалов (КТ) 4;

- модуль начисления бонусов;

- модуль взаимодействия с ЦС 1 и обеспечивает: администрирование КТ 4 (сбор и буферизация данных, подключение КТ 4 через КС 3 к ЦС 1); начисление бонусов при покупке товара за деньги; взаимодействие с СДУ (передача информации для подготовки печати лотерейного билета и передает его на кассовые терминалы (КТ).

Кассовый терминал 4 (КТ) оснащен средствами считывания и ввода информации, устройством для печати чеков, включающих дополнительное поле лотерейного билета со штрих-кодом.

Сервер дополнительных услуг 5 (СДУ) содержит:

- сервер лотереи бонусов 6, который осуществляет генерацию лотерейных билетов с выигрышами и запись их в БД лотереи, а также осуществляет взаимодействие с КС 3, ЦС 1, ПУ 8 и 9 и ТЛ 7 при проведении розыгрыша лотереи;

- терминал лотереи бонусов 7;

- пользовательские устройства ПУ 8, 9 позволяют связаться СДУ с клиентами посредством CMC-сообщений (текстовых сообщений) и через Интернет.

Сервер дополнительных услуг 5 (СДУ) решает задачи предоставления дополнительных услуг: проведение лотереи, информирование клиентов на пользовательские устройства (CMC-информирование или информирование по электронной почте), принятие и обработка запросов с ПУ 8 и 9, поддержка сайта организатора БП.

Терминал лотереи 7 (ТЛ) - специализированное устройство, имеющее средства считывания, ввода и отображения информации, а также средство передачи данных по вычислительной сети обеспечивает:

- считывание и ввод информации со штрих-кода лотереи дополнительного поля кассового чека. Штрих-код лотерейного билета содержит в закодированном виде информацию о номере бонусной карты и номере лотерейного билета;

- считывания информации с бонусных карт;

- передачи информации, содержащейся в штрих-коде лотереи и бонусных картах в сервер дополнительных услуг;

- отображение информации о результате игры, полученной от сервера дополнительных услуг.

Пользовательское устройство 8 и 9 (ПУ) - мобильный телефон, или смартфон, или компьютер.

Терминал лотереи 7 (ТЛ) обеспечивает: прием информации от СДУ 5; передачу запросов на СДУ 5, ввод и отображение информации.

Центральный сервер 1 (ЦС) связан с СЛБ 6 либо по локальной вычислительной сети (соединены между собой по стандарту Ethernet), либо через БД клиентов (в случае, если техническая реализация подразумевает физическое размещение ЦС 1 и СЛБ 6 на одном оборудовании). ЦС 1 связан с КС 3 посредством сети Интернет. КС 3 связан с КТ 4 с помощью локальной вычислительной сети.

ТЛ 7 связан с СЛБ 6 посредством сети Интернет. ПУ 8, 9 связаны с СДУ 5 посредством беспроводной связи (если мобильный телефон или смартфон) и сети Интернет. СЛБ 6 связан с КС 3 посредством сети Интернет.

Начисление/списание бонусов с бонусного счета с помощью стимулирующей лотереи осуществляется следующим образом.

Сервер лотереи бонусов 6 (СЛБ) генерирует билеты бестиражной (мгновенной) лотереи. Выигрыши распределяются по билетам случайным образом. Размер выигрышей исчисляется баллами бонусной программы, в этих же баллах исчисляется стоимость лотерейного билета.

Сгенерированные билеты последовательно нумеруются и заносятся в БД сервера лотереи бонусов СЛБ 6 (записывается пара: «номер билета - размер выигрыша»). Также в БД СЛБ 6 хранится идентификатор лотереи, содержащий в закодированном виде информацию о количестве билетов и сроке действия лотереи, и стоимость лотерейного билета (в баллах).

При описании работы принимают, что БД СЛБ 6 уже сгенерирована. Лотерейный билет в БД лотереи может находиться в 3-х состояниях:

- не разыгранный

- разыгранный (определен выигрыш или проигрыш)

- разыгрываемый (билет отправлен на печать, но его содержимое еще не определено)

Покупатель (потребитель БП) при оплате товара на КТ 4 предоставляет бонусную карту, которая является идентификатором участия в БП. КТ 4 считывает с помощью считывающего устройства номер бонусной карты (номер карты может быть представлен либо в виде штрих-кода, нанесенного на бонусную карту, либо - в виде кода, записанного на магнитную полоску или на ЧИП, которые размещены на бонусной карте). Далее КТ 4 подает в КС 3 запрос, который содержит номер бонусной карты, информацию об оплачиваемых товарах, номер КТ 4, текущее время и дату. В КС 3 находится БД товаров и БД клиентов, которые предварительно (для определенности, в начале рабочего дня) были загружены в него с ЦС 1. КС 3 на основании запроса, полученного из КТ 4, осуществляет начисление бонусов по каждому наименованию товаров. Одновременно КС 3 посылает запрос на СЛБ 6 для получения текущего номера лотерейного билета из множества не разыгранных на момент запроса. В посылаемый запрос входят: номер бонусной карты, номер торговой точки 2 (совпадает с номером КС 3), номер КТ 4, текущее время и дата. СЛБ 6 выбирает в БД лотереи идентификатор лотереи, а также текущий номер билета из множества не разыгранных билетов БД и отправляет его в КС 3 с номером указанным в запросе. Ответ содержит следующую информацию: идентификатор лотереи, номер бонусной карты, номер лотерейного билета, номер КТ 4. Одновременно СЛБ 6 изменяет в БД лотереи состояние отосланного билета как «разыгрываемый» и записывает служебные данные, содержащие информацию о запросе - номер бонусной карты, номер торговой точки (совпадает с номером КС 3), номер КТ 4, текущее время и дата (для случая разбора спорных ситуаций после проведения розыгрыша). КС 3 формирует уникальное сообщение, содержащее номер бонусной карты и номер билета, которое преобразуется в дополнительный штрих-код и передается на КТ 4, который имеет средство для отображения штрих-кода лотерейного билета на дополнительном поле кассового чека. Одновременно КС 3 посылает в ЦС 1 суммарное значение начисленных в результате покупки бонусов по бонусной карте с данным номером. ЦС 1 суммирует полученное значение со значением, которое находилось на бонусном счете и записывает результат в БД клиента. КТ 4 печатает товарный чек и дополнительную секцию чека, на которой располагается дополнительный штрих-код, содержащий уникальное сообщение, включающее в себя идентификатор лотереи, номер бонусной карты и номер разыгрываемого лотерейного билета. Далее ЦС 1 формирует текстовое сообщение по изменениям бонусного счета бонусной карты, по которой прошла оплата, содержащее следующую информацию: начисленные бонусы, измененный баланс, номер бонусной карты, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты. Данное сообщение ЦС 1 посылает в СДУ 5. Принятое сообщение отправляется на ПУ 8 и/или 9.

Покупатель забирает покупки, сдачу (при необходимости) и чек, на дополнительной поле которого находится штрих-код лотереи.

В случае, если покупатель примет решение играть в лотерею, он подходит к ТЛ 7, находящемуся в торговой точке 2 (не обязательно в той же, где он осуществлял покупку и получил чек) и подносит чек с дополнительным штрих-кодом к его считывающему устройству.

После считывания дополнительного штрих-кода ТЛ 7 формирует запрос на СЛБ 6, содержащий номер ТЛ 7, текущее время и дату, считанные со штрих-кода, идентификатор лотереи, номер бонусной карты и номер билета.

Получив запрос от ТЛ 7, СЛБ 6 определяет возможность участвовать в розыгрыше лотереи бонусной карты с указанным в запросе номером. Для этого СЛБ 6 сравнивает содержащийся в запросе идентификатор лотереи со значением, находящимся в БД лотереи. Если они не совпадают, то СЛБ 6 формирует информационное сообщение о несоответствии билета действующей лотерее и отправляет его на ТЛ 7, с которого пришел запрос. Если идентификаторы совпадают, то СЛБ 6 запрашивает у ЦС 1 из БД клиентов баланс бонусного счета, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты. Далее СЛБ 6 сравнивает баланс со стоимостью лотерейного билета. Если баланс меньше стоимости билета, то СЛБ 6 формирует информационное сообщение о недостаточности баланса для проведения игры (раскрытия содержимого билета с данным номером) и вместе с номером мобильного телефона и/или адресом электронной почты отправляет в СДУ 5, который отправляет это сообщение на ПУ 8 и/или 9. Одновременно СЛБ 6 отправляет это сообщение на направивший запрос ТЛ 7, который выводит полученное сообщение на устройство отображение (визуализации) информации, для информирования покупателя.

Если баланс не меньше стоимости лотерейного билета, то СЛБ 6 запрашивает из БД лотереи содержимое билета. Одновременно СЛБ 6 изменяет в БД лотереи состояние выбранного билета как «разыгранный» и записывает служебные данные, содержащие информацию о запросе ТЛ 7 номер бонусной карты, номер торговой точки, номер ТЛ 7, текущее время и дата (для случая разбора спорных ситуаций после проведения розыгрыша). Результат розыгрыша (В) определяется по формуле:

В = Содержимое билета - стоимость билета

Результат розыгрыша может быть положительным и отрицательным.

Затем СЛБ 6 складывает полученный результат розыгрыша с балансом и отправляет итоговое значение в ЦС 1 для записи его БД клиентов. При этом баланс уменьшается в случае отрицательного результата розыгрыша и увеличивается - в случае положительного. Далее СЛБ 6 формирует информационное сообщение о результате лотереи и отправляет его в СДУ 5, который сразу высылает его на направивший запрос ТЛ 7. Одновременно ЦС 1 формирует сообщение по изменениям бонусного счета бонусной карты, которая участвовала в игре, содержащее следующую информацию: начисленные бонусы, измененный баланс, номер бонусной карты, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты и отправляет его в СДУ 5, который в свою очередь отправляет, сообщения, полученные от ЦС 1 и СЛБ 6, на ПУ 8 и/или 9. В ТЛ 7 принятое сообщение выводится на устройство отображения (визуализации) информации (т.е. на экране ТЛ 7 отображается только результат лотереи, а на ПУ 8 или 9 отображается результат лотереи и новый баланс после проведения лотереи).

Предлагаемая система позволяет также дистанционно играть в лотерею, благодаря чему покупатель не «привязан» к торговой точке и может играть в любом месте. При этом дополнительным техническим результатом является мобильность, позволяющая участвовать в лотерее вне торговой точки, тем самым, уменьшая обязательства организатора БП. В этом случае роль ТЛ 7 выполняет ПУ 8. Поскольку в БД клиентов к номеру бонусной карты жестко привязан номер мобильного телефона, то последний можно использовать в качестве идентификатора участника БП наряду с номером бонусной карты.

Покупатель отправляет с ПУ 8 (мобильного телефона, смартфона) CMC-сообщение с кодовым словом (например, со словом «ЛОТТО»), на СДУ 5. СДУ 5 фиксирует дату и время прихода запроса, определяет номер телефона, который затем попадает в СЛБ 6. СЛБ 6 направляет в ЦС 1 запрос для определения наличия в БД клиентов данного номера телефона. Если такой номер телефона отсутствует в БД клиентов, то процесс игры прерывается, и ЦС 1 посылает в СДУ 5 команду, по которой последний высылает на ПУ 8, ответное CMC-сообщение, что номер телефона не зарегистрирован в системе. Если такой номер телефона есть в БД клиентов, то СЛБ 6 запрашивает у ЦС 1 из БД клиентов баланс бонусного счета. Далее СЛБ 6 сравнивает баланс со стоимостью лотерейного билета. Если баланс меньше стоимости билета, то СЛБ 6 формирует информационное сообщение о недостаточности баланса для проведения игры (раскрытия содержимого билета с данным номером) и вместе с номером мобильного телефона отправляет в СДУ 5, который отправляет его в виде CMC-сообщения на ПУ 8, приславшее CMC-сообщение с кодовым словом.

Если баланс не меньше стоимости лотерейного билета, то СЛБ 6 запрашивает из БД лотереи содержимое очередного не разыгранного билета. Одновременно СЛБ 6 изменяет в БД лотереи состояние выбранного билета как «разыгранный» и записывает служебные данные, содержащие информацию о запросе ПУ 8: номер бонусной карты, номер телефона, текущее время и дата (для случая разбора спорных ситуаций после проведения розыгрыша). Далее СЛБ 6 определяет результат розыгрыша (В) по формуле:

В = Содержимое билета - стоимость билета.

Затем СЛБ 6 складывает полученный результат розыгрыша с балансом и отправляет итоговое значение в ЦС 1 для записи его БД клиентов. При этом баланс уменьшается в случае отрицательного результата розыгрыша и увеличивается - в случае положительного. Далее СЛБ 6 формирует информационное сообщение о результате лотерей и отправляет его в СДУ 5. Одновременно ЦС 1 формирует сообщение по изменениям бонусного счета бонусной карты, которая участвовала в игре, содержащее следующую информацию: начисленные бонусы, измененный баланс, номер бонусной карты, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты и отправляет его в СДУ 5, который в свою очередь отправляет, сообщения, полученные от ЦС 1 и СЛБ 6, на ПУ 8 и 9.

Другие варианты игры. Другие варианты игры позволяют в полном объеме использовать ПУ 8 и 9 и ТЛ 7.

Вариант 1.

Покупатель подносит к считывающему устройству ТЛ 7 бонусную карту, который считывает, код карты, содержащей информацию о ее номере. Далее ТЛ 7 пересылает в СДУ 5 запрос, содержащий номер бонусной карты, номер ТЛ 7, дату и время. В СДУ 5 информация о номере карты поступает с СЛБ 6. СЛБ 6 направляет в ЦС 1 запрос для определения наличия в БД клиентов пользователя БП с данным номером бонусной карты. В том случае, если такой пользователь отсутствует в БД клиентов, процесс игры прерывается и ЦС 1 посылает в СДУ 5 команду, по которой последний высылает на ТЛ 7, с которого получен запрос, ответное сообщение, что номер бонусной карты не зарегистрирован в системе. Если бонусная карта с таким номером есть в БД клиентов, то СЛБ 6 получает из ЦС 1 номер бонусного счета. Далее СЛБ 6 сравнивает баланс со стоимостью лотерейного билета. Если баланс меньше стоимости билета, то СЛБ 6 формирует информационное сообщение о недостаточности баланса для проведения игры (раскрытия содержимого билета с данным номером) и отправляет его в СДУ 5. Далее СДУ 5 высылает на ТЛ 7, с которого пришел запрос, сообщение о недостаточном балансе. Если баланс не меньше стоимости лотерейного билета, то СЛБ 6 запрашивает из БД лотереи содержимое очередного не разыгранного билета. Одновременно СЛБ 6 изменяет в БД лотереи состояние выбранного билета как «разыгранный» и записывает служебные данные, содержащие информацию о запросе ТЛ 7: номер бонусной карты, номер торговой точки, номер ТЛ 7, текущее время и дата (для случая разбора спорных ситуаций после проведения розыгрыша). Далее СЛБ 6 определяет результат розыгрыша (В) по формуле: В = Содержимое билета - стоимость билета.

Затем СЛБ 6 складывает полученный результат розыгрыша с балансом и отправляет итоговое значение в ЦС 1 для записи его БД клиентов. При этом баланс уменьшается в случае отрицательного результата розыгрыша и увеличивается - в случае положительного. Далее СЛБ 6 формирует информационное сообщение о результате игры и отправляет его в СДУ 5, который сразу высылает его на ТЛ 7, выславшего запрос. Одновременно ЦС 1 формирует сообщение по изменениям бонусного счета участвующей в игре бонусной карты, содержащее следующую информацию: начисленные бонусы, измененный баланс, номер бонусной карты, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты и отправляет его в СДУ 5, который в свою очередь отправляет, сообщения, полученные от ЦС 1 и СЛБ 6, на ПУ 8. В ТЛ 7 принятое сообщение выводится на устройство отображения (визуализации) информации (т.е. на экране ТЛ 7 отображается только выигрыш или проигрыш, а на ПУ 8 или 9 отображается выигрыш/проигрыш и новый баланс после проведения лотереи).

Вариант 2. Игра через Интернет,

Для игры в лотерею через Интернет участнику БП необходимо зайти на сайт организатора БП. Первоначально участник БП должен авторизоваться в системе. Авторизация происходит по следующему алгоритму:

1. Участник идентифицируется в системе, для этого на ПУ 9 он в окне браузера на экране монитора в специальную форму (например, форма «Введите номер карты:») вводит номер своей бонусной карты и нажимает кнопку "Подтвердить". Номер бонусной карты ПУ 9 отсылает в СДУ 5.

2. СДУ 5 обращается в ЦС 1 с запросом о наличии в БД клиентов бонусной карты с данным номером. Если такого номера бонусной карты в БД клиентов нет, то СДУ 5 отправляет на ПУ 9 информационное сообщение об отсутствии зарегистрированной бонусной карты и игра прекращается. Если такой номер есть в БД клиентов, ЦС 1 отправляет в СДУ 5 номер бонусного счета, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты. Далее СДУ 5 отправляет на ПУ 8 и/или 9 информационное сообщение, содержащее секретный код.

3. Участник БП, получив секретный код на ПУ 8 и/или 9, находясь на сайте организатора БП в окне браузера в поле "Код" вводит на экране монитора тот код, который ему пришел в CMC-сообщении и/или на адрес электронной почты

4. Если код, отправленный СДУ 5 владельцу бонусной карты, совпадает с кодом, введенным в окне браузера на сайте - система производит авторизацию. Если не совпадает - операция прерывается.

5. После того, как авторизация будет произведена, участник БП попадает в окно «Личный кабинет» браузера, и ему станет доступен перечень всех услуг, среди которых будет находиться услуга под названием «Лотерея».

Для игры в Лотерею авторизованному пользователю достаточно кликнуть на кнопке "Играть", которая размещена в окне браузера на мониторе ПУ 9, что приведет к следующей последовательности действий:

СЛБ 6 получает из ЦС 1 номер бонусного счета, соответствующей номеру бонусной карты. Далее СЛБ 6 сравнивает баланс со стоимостью лотерейного билета. Если баланс меньше стоимости билета, то СЛБ 6 формирует информационное сообщение о недостаточности баланса для проведения игры (раскрытия содержимого билета с данным номером) и отправляет его в СДУ 5. Далее СДУ 5 высылает на ПУ 9 сообщение о недостаточном балансе.

Если баланс не меньше стоимости лотерейного билета, то СЛБ 6 запрашивает из БД лотереи содержимое очередного не разыгранного билета. Одновременно СЛБ 6 изменяет в БД лотереи состояние выбранного билета как «разыгранный» и записывает служебные данные, содержащие информацию о запросе ПУ 9: номер бонусной карты. Номер мобильного телефона, секретный код (код авторизации), текущее время и дата (для случая разбора спорных ситуаций после проведения розыгрыша). Далее СЛБ 6 определяет результат розыгрыша (В) по формуле:

В = Содержимое билета - стоимость билета.

Затем СЛБ 6 складывает полученный результат розыгрыша с балансом и отправляет итоговое значение в ЦС 1 для записи его БД клиентов. При этом баланс уменьшается в случае отрицательного результата розыгрыша и увеличивается - в случае положительного. Далее СЛБ 6 формирует информационное сообщение о результате игры и отправляет его в СДУ 5, который сразу высылает его на ПУ 9. В соответствующем окне браузера на мониторе ПУ 9 отобразится сообщение о результате игры. Одновременно ЦС 1 формирует сообщение по изменениям бонусного счета участвующей в игре бонусной карты, содержащее следующую информацию: начисленные бонусы, измененный баланс, номер бонусной карты, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты. И отправляет его в СДУ 5, который в свою очередь отправляет, сообщения, полученные от ЦС 1 и СЛБ 6, на ПУ 8 и/или 9.

Таким образом, предлагаемая бонусная система торгового предприятия позволяет расширить функциональные возможности бонусной системы путем введения дополнительного сервиса - лотереи с оплатой бонусами. Предлагаемая система позволяет существенно изменить бонусный баланс в сторону его увеличения без покупки товара на бонусы и расширить спектр предоставляемых услуг конечным потребителям торгового предприятия, снизить материальные затраты на обслуживание бонусной системы.

1. Бонусная система торгового предприятия, содержащая центральный сервер, включающий базу данных системы, по меньшей мере, одну торговую точку, содержащую кассовый сервер и, по меньшей мере, один кассовый терминал со средствами считывания, ввода информации и печати кассового чека, при этом центральный сервер и кассовый сервер связаны своими входами и выходами, отличающаяся тем, что система содержит сервер дополнительных услуг, включающий сервер лотереи бонусов и терминал лотереи со средствами считывания, ввода и отображения информации, сервер лотереи бонусов связан с центральным сервером, с кассовым сервером и терминалом лотереи соответствующими входами и выходами, а кассовый терминал выполнен с возможностью печати кассового чека с дополнительным полем со штрихкодом лотереи, при этом информация со штрихкода лотереи, считанная терминалом лотереи, обработанная в сервере лотереи бонусов и центральном сервере, поступает в терминал лотереи и/или пользовательское устройство для отображения результата лотереи.

2. Бонусная система торгового предприятия по п.1, отличающаяся тем, что пользовательские устройства включают мобильный телефон, смартфон, компьютер с возможностью передачи и получения текстовых и графических сообщений.



 

Наверх