Шестеренный насос

 

Шестеренный насос наружного зацепления предназначен преимущественно для систем топливорегулирования авиационных газотурбинных двигателей. В корпусе насоса расположены каналы входа и выхода рабочей жидкости и блок шестерен, образующий полости всасывания и нагнетания.

Блок шестерен дополнительно помещен в стакан, отделяющий канал входа от полости всасывания. На боковой стенке стакана выполнен фильтрующий элемент. Благодаря такому расположению фильтра, рабочая жидкость имеет возможность прохода через весь периметр боковой стенки стакана и очищенная поступает к блоку шестерен. В результате обеспечивается надежная и качественная очистка и безотказная работа системы топливорегулирования. При этом достигаются минимальные габариты и вес системы.

2 ил.

Полезная модель относится к области авиационного двигателестроения, в частности, к шестеренным насосам наружного зацепления и может быть использована, например, в системах топливорегулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно для малоразмерных короткоресурсных изделий с использованием топливных насосов с приводом от управляемых по частоте вращения электродвигателей.

Известны авиационные системы топливоподачи в ГТД, содержащие шестеренный качающий узел, перед которым установлена система фильтрации (см., например, патент РФ 2368794, МПК F02C 7/22, 2008 г.) Система фильтрации предусматривает последовательную установку фильтров грубой и тонкой очистки.

Каждый из. указанных фильтров представляет собой отдельную конструкцию с различной системой очистки, не всегда достаточно эффективной и, в то же время, конструктивно достаточно сложной (см., например, патент РФ 2038499, МПК F02D 17/04, 1992 г.)

Недостатком таких конструкций является ограниченная область применения, в частности, для малоразмерных изделий, требующих высокую надежность работы фильтрующей системы при обеспечении минимальных габаритов и веса всей системы топливорегулирования ГТД.

Техническим результатом, на решение которого направлено предлагаемое устройство, является высокая надежность работы системы топливорегулирования ГТД за счет обеспечения высокого качества фильтрации топлива, при одновременном упрощении конструкции фильтрующего элемента и сокращении за счет этого габаритов и веса системы топливорегулирования.

Технический результат достигается тем, что в шестеренном насосе наружного зацепления, содержащем корпус, в котором расположены каналы входа и выхода рабочей жидкости и блок шестерен, образующих полости всасывания и нагнетания, и фильтрующий элемент, блок шестерен дополнительно помещен в стакан, отделяющий канал входа от полости всасывания, а фильтрующий элемент выполнен на боковой стенке стакана.

Отличительные признаки, а именно дополнительное размещение блока шестерен в стакане, отделяющем канал входа от полости всасывания, и выполнение фильтрующего элемента на боковой стенке стакана, позволяют обеспечить высокое качество и надежность (фильтрации топлива при сохранении минимальных габаритов и веса всей системы топливорегулирования ГТД.

Предложенный шестеренный насос представлен на чертежах фиг.1 и 2, где на фиг.1 показан разрез принципиальной схемы насоса, а на фиг.2 - сечение по А-А фиг.1.

Шестеренный насос содержит корпус 1, в котором расположены каналы входа 2 и выхода 3 рабочей жидкости и блок шестерен 4 с полостями 5 всасывания и 6 - нагнетания.

Блок шестерен 4 дополнительно помещен в стакан 7, на боковой стенке которого по периметру расположен фильтрующий элемент 8, образующий полости 9 не фильтрованной и 10 отфильтрованной рабочей жидкости.

Для обеспечения большей жесткости боковая стенка стакана 7 может быть снабжена вертикальными ребрами жесткости 11.

Работает насос следующим образом.

При вращении шестерен 4 рабочая жидкость из канала 2 поступает в полость 9 и после очищения фильтрующим элементом 8 далее в полости очищенной рабочей жидкости 10 и всасывания 5. Очищенная рабочая жидкость насосом подается в полость нагнетания 6 и на выход в канал 3.

Размещение блока шестерен 4 в стакане 7, боковая стенка которого представляет собой фильтр тонкой очистки, обеспечивает подвод и фильтрацию рабочей жидкости по всему периметру боковой стенки стакана 7, тем самым создается высокие надежность и качество работы фильтрующей системы при одновременном сохранении минимальных габаритов и веса всей системы топливорегулирования ГТД.

Шестеренный насос наружного зацепления, содержащий корпус, в котором расположены каналы входа и выхода рабочей жидкости и блок шестерен, образующих полости всасывания и нагнетания, и фильтрующий элемент, отличающийся тем, что блок шестерен дополнительно помещен в стакан, отделяющий канал входа от полости всасывания, а фильтрующий элемент выполнен на боковой стенке стакана.



 

Наверх