Предохранительная муфта

 

Предлагаемая к защите полезная модель относится к области машиностроения, в частности к устройствам защиты от перегрузок, и может найти применение при необходимости сочетания кулачково-дисковой и шариковой муфт.

Предлагаемое конструктивное выполнение предохранительной муфты направлено на повышение надежности и безопасности соединения валов при передаче двухстороннего крутящего момента.

Достигается это тем, что в предохранительной муфте, состоящей из двух полумуфт с торцевыми пазами, среднего диска с выступами на обоих торцах, расположенными по взаимно перпендикулярным диаметрам и входящими в торцевые пазы полумуфт, тел качения одной из полумуфт, последняя оснащена подпружиненным ступенчатым диском, установленным с внешней стороны полумуфты и имеющим возможность осевого перемещения, на обращенных к друг другу торцевых поверхностях полумуфты и подпружиненного ступенчатого диска в плоскости перпендикулярной оси муфты выполнены гнезда под тела качения.

Предлагаемая конструкция предохранительной муфты совмещает функции двух муфт шариковой предохранительной и кулачково-дисковой, что исключает необходимость применения каждой из них отдельно и значительно упрощает конструкцию привода.

Предлагаемая к защите полезная модель относится к области машиностроения, в частности к устройствам защиты от перегрузок, и может найти применение при необходимости сочетания кулачково-дисковой и шариковой муфт.

Из научно-технической литературы известна плавающая кулачково-дисковая муфта типа Ольдгема, которая состоит из двух полумуфт с торцевыми пазами и среднего диска с выступами на обоих торцах, расположенными по взаимно перпендикулярным диаметрам (Курсовое проектирование деталей машин, м., Машиностроение, 1964 г., стр.292-293, фиг.12.3).

Данный тип муфт применим только для тихоходных валов, а при возрастании скорости на внутренний диск будет действовать значительная центробежная сила, приводящая к значительным потерям на трение и последующим разрушениям.

Наиболее близким аналогом к предлагаемой полезной модели можно считать известную из патентной литературы крестово-кулисную муфту, содержащую две полумуфты с диаметральными пазами на торцах и соединительный элемент в виде диска с взаимно-перпендикулярными выступами на торцах, входящими в пазы полумуфт, механизм фиксации полумуфты на валу и тела качения, расположенные в пазах, выполненных на обращенных один к другому торцах нижней полумуфтой и промежуточного элемента в плоскости, перпендикулярной оси полумуфты (а. с.1418529, F16D 3/04).

Данная конструкция муфты частично устраняет недостаток аналога, позволяет производить разъединение валов при возрастании крутящего момента выше положенного, но имеет сложную конструкцию, объясняемую наличием дополнительного элемента-механизма фиксации полумуфт.

Задача, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, заключается в повышении надежности и безопасности соединения валов при передаче двухстороннего крутящего момента.

Поставленная задача решается тем, что в предохранительной муфте, состоящей из двух полумуфт с торцевыми пазами, среднего диска с выступами на обоих торцах, расположенными по взаимно перпендикулярным диаметрам и входящими в торцевые пазы полумуфт, тел качения одной из полумуфт, последняя оснащена подпружиненным ступенчатым диском, установленным с внешней стороны полумуфты и имеющим возможность осевого перемещения, на обращенных к друг другу торцевых поверхностях полумуфты и подпружиненного ступенчатого диска в плоскости перпендикулярной оси муфты выполнены гнезда под тела качения.

На фиг Л представлен общий вид предохранительной муфты, на фиг.2 - разрез А-А фиг.1, на фиг.3 - разрез Б-Б фиг.1.

Предохранительная муфта состоит из установленных на валах 1 и 2 полумуфт 3 и 4 с торцевыми пазами 5. Между полумуфтами расположен соединительный элемент в виде среднего диска 6 с выступами 7 и 8 на обоих торцах, расположенными по взаимно перпендикулярным диаметрам и входящими в торцевые пазы 5 полумуфт 2 и 3.

Полумуфта 3 оснащена ступенчатым диском 9, установленным с ее внешней стороны на валу 2 и имеющим возможность осевого перемещения под действием пружины сжатия 10.

Для регулировки пружины сжатия 10 на валу 2 установлена втулка 11, перемещаемая вдоль его оси при помощи гаек 12.

На обращенных друг к другу торцевых поверхностях полумуфты 4 и подпружиненного ступенчатого диска 9 в плоскости перпендикулярной оси муфты закреплены кольца 13, 14 с завальцованными в них телами качения 17.

Предохранительная муфта работает следующим образом.

Крутящий момент от вала 1 через полумуфту 3, средний диск 6 и полумуфту 4 передается на вал 2. За счет взаимодействия торцевых пазов 5 полумуфт 3 и 4 с выступами 7 и 8 среднего диска удается компенсировать угловые и радиальные отклонения от соосности валов 1 и 2 при передаче двухстороннего крутящего момента.

При превышении крутящего момента выше расчетного, пружина 10, один конец которой упирается в ступенчатый диск 9, другой во втулку 11, поджатую гайками 12 на определенное усилие, срабатывает на размыкание полумуфты 3 и ступенчатого диска 9, что предохранит соединение валов 1 и 2 от разрушения.

Использование предлагаемой полезной модели позволит значительно повысить надежность, а также безопасность соединения валов при передаче двухстороннего крутящего момента.

Предохранительная муфта, состоящая из двух полумуфт с торцевыми пазами, среднего диска с выступами на обоих торцах, расположенными по взаимно перпендикулярным диаметрам и входящими в торцевые пазы полумуфт, и тел качения одной из полумуфт, отличающаяся тем, что последняя оснащена подпружиненным ступенчатым диском, установленным с внешней стороны полумуфты и имеющим возможность осевого перемещения, на обращенных к друг другу торцевых поверхностях полумуфты и подпружиненного ступенчатого диска в плоскости, перпендикулярной оси муфты, выполнены гнезда под тела качения.



 

Наверх