Желоб скребкового конвейера

 

Желоб, используемый преимущественно в горно-рудной промышленности в качестве рештака скребкового конвейера, содержит металлический корпус (1), включающий днищевую стенку (2) и боковые стенки (3). Для повышения износостойкости корпуса (1), снижения его стоимости и обеспечения безопасности его использования в шахтных условиях внутренняя поверхность стенок (2) и (3) облицована базальтовой плиткой (5), формуемой из расплавленного базальта. Базальтовая плитка (5) крепится на корпусе (1) клеевым составом (6) и/или посредством механического соединения, например, в виде винтовой пары (7) или замковой детали (12). Для крепления базальтовой плитки (5) и затирки швов может использоваться негорючий клеевой состав с добавлением измельченного базальта или базальтовой чешуи. 3 з.п. ф-лы, 4 илл.

Полезная модель относится к горно-шахтному оборудованию, в частности, к желобам, по которым осуществляется перемещение сыпучих грузов, таких как уголь, руда и т.п., и может использоваться преимущественно в скребковых конвейерах.

Скребковые конвейеры широко известны [1] и содержат в качестве одного из основных конструктивных элементов желоб, по которому осуществляется транспортирование посредством связанных с цепью скребков насыпного груза. Эти транспортирующие устройства благодаря ряду присущих им достоинств получили широкое распространение в горно-рудной промышленности (в подземных угольных и рудных шахтах, открытых разработках, на обогатительных фабриках), но им присущ и общий недостаток - интенсивный износ желоба, который проявляется главным образом при транспортировании (скольжении) по желобу насыпных абразивных грузов, к которым относятся и уголь, и руда. В связи с этим одной из основных задач, решаемых при создании желобов скребковых конвейеров, является повышение их износостойкости, а следовательно и длительности эксплуатации.

Уже известен скребковый конвейер, в котором образующий желоб рештак выполнен из высоко легированной износостойкой стали [2]. Применение легированной, например, марганцовистой стали позволяет повысить срок службы желоба шахтного скребкового конвейера до одного года, но при этом существенно возрастает и его стоимость, кроме того применение стального желоба может вызывать искрение при соударении с ним кусков руды и металлического инструмента.

Известен также желоб скребкового конвейера, содержащий металлический корпус, внутренняя (рабочая) поверхность которого облицована пластмассовым покрытием [3]. Слой пластмассы на внутренней поверхности желоба защищает его металлический корпус, облегчает транспортирование материала и препятствует искрообразованию, однако он подвержен истиранию и требует периодической замены.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели из числа известных в уровне техники решений является желоб скребкового конвейера, содержащий металлический корпус, внутренняя поверхность которого облицована керамической плиткой [4]. Керамические элементы более износостойки, чем резиновые и пластмассовые, но имеют и более высокую стоимость, к тому же они также могут создавать искрение при ударном взаимодействии с твердыми фрагментами транспортируемой породы и с металлом, что не допустимо в шахтных условиях.

Задача, на решение которой направлена полезная модель состоит в повышении срока службы желоба скребкового конвейера, а также его безопасности при применении в шахтных условиях, а технический результат, который при этом может быть достигнут, заключается в повышении износостойкости внутреннего покрытия желоба, пожаро- и взрывобезопасности при его использовании под землей, а также в снижении стоимости.

Для решения поставленной задачи и достижения указанного технического результата в желобе скребкового конвейера, содержащем корпус, внутренняя поверхность которого облицована элементами из износостойкого материала, предлагается облицовочные элементы выполнить из базальтовой плитки, закрепленной на внутренней поверхности корпуса.

Базальтовая плитка может быть получена из расплавленного базальта (базальтовое литье).

Крепление базальтовой плитки может быть осуществлено посредством клея и/или механического соединения (резьбового, замкового и др.), при этом используется огнестойкий клей, в состав которого может быть введена базальтовая крошка и/или базальтовая чешуя [5].

Возможное конструктивное исполнение полезной модели представлено на прилагаемых чертежах.

На фиг.1 схематично показано поперечное сечение желоба.

На фиг.2 показаны варианты резьбового соединения для крепления базальтовой плитки.

На фиг.3 показана схема замкового соединения.

Желоб скребкового конвейера содержит корпус 1, включающий нижнюю стенку 2, боковые стенки 3 и подкрепляющие элементы 4. Внутренняя (рабочая) поверхность стенок 2 и 3 облицована закрепленной на ней базальтовой плиткой 5.

Крепление плитки 5 к стенкам 2 и 3 может осуществляться с помощью клея 6. Для желобов, предназначенных для использования в подземных условиях целесообразно использовать негорючие клеевые составы и составы для затирки швов между плитками 5.

Для повышения надежности крепления и ремонтопригодности наряду с клеевым креплением может использоваться и механическое соединение плитки 5 с корпусом 1. На фигуре 2а показан один из возможных вариантов механического соединения в виде винтовой пары 7, установленной в отверстия, выполненные в базальтовой плитке 5 и стенке 2 с использованием негорючей замазки 8 и вставки из базальта 9. Для затирки швов между плитками 5 и в качестве замазки 8 может использоваться и клеевой состав б.например Brozex КС-9 [5], с добавлением в него измельченного базальта или базальтовой чешуи.

Поскольку базальтовая плитка 5 формуется из расплавленного базальта, возможно также анкерование резьбовых крепежных элементов 10 в плитке 5 в процессе ее формования (см. фиг.2б).

Механическое соединение плитки 5 с металлическим корпусом 1 может быть выполнено и в виде устанавливаемой в высверленный в плитке 5 канал с коническим участком 11 замковой детали, например конической втулки 12, привариваемой к стенке 2 (или 3) и закрываемой затем сверху вставкой 9.

Очевидно, что крепление базальтовых плиток 5 может осуществляться и другими средствами из числа известных в уровне техники.

Базальтовая облицовка по степени износостойкости не только не уступает, но и в большинстве случаев превосходит износостойкость керамических элементов, к тому же она имеет более высокие прочностные характеристики, меньший коэффициент трения и меньшую стоимость. Кроме этого базальт не горюч и, в отличие от керамики, не создает искрения при ударном взаимодействии с транспортируемым материалом (рудой, углем и др.) и с металлическими предметами (инструментом).

Эти положительные качества базальтовой плитки наряду с другими (доступность, экологичность, химическая стойкость) позволяют увеличить срок службы желобов транспортирующих устройств без увеличения их стоимости, а также повысить надежность и безопасность их применения.

Источники информации:

[1]. «Краткий политехнический словарь» под ред. Степанова Ю.А., изд. Технико-теоретической литературы, М., 1956 год, стр.439, рис.3.

[2]. US, 6401912, B65G 19/28, 2002.

[3]. SU, 1627459, B65G 19/28, 1991.

[4]. US, 4982832, B65G 19/28, 1991, (прототип).

[5]. RU, 2531618, С08К 3/00, 2007.

[6]. http://www.smesi-brozex.ru/

[7]. SU, 725973, B65G 53/02, 1978.

1. Желоб скребкового конвейера, содержащий корпус, внутренняя поверхность которого облицована элементами из износостойкого материала, отличающийся тем, что облицовка выполнена в виде базальтовой плитки, закрепленной на внутренней поверхности желоба.

2. Желоб по п.1, отличающийся тем, что плитка отформована из расплавленного базальта.

3. Желоб по п.1, отличающийся тем, что базальтовая плитка закреплена на корпусе желоба посредством клея и/или механического соединения.

4. Желоб по п.1 или 3, отличающийся тем, что для крепления базальтовой плитки и для затирки швов используется негорючий клей, в состав которого введен измельченный базальт и/или базальтовая чешуя.



 

Наверх