Устройство охранной сигнализации с радиосвязью

 

Полезная модель относится к области радиотехники и может быть использована для сигнализации о несанкционированных воздействиях на транспортные средства, а также для эффективного их обнаружения и задержания при угоне. Она обеспечивает повышение надежности охраны, обеспечиваемой высокой информативностью о видах несанкционированного воздействия на охраняемое транспортное средство, возможностью дистанционной блокировки с пульта управления дверей и систем запуска двигателя, а также обеспечивает возможность идентификации, обнаружения местоположения и задержания транспортного средства в случае угона. Передача информации о видах воздействия на транспортное средство осуществляется методом сигнально-кодовой связи в короткие, несколько десятков миллисекунд, интервалы времени, а передача сигнала речевого сообщения для идентификации транспортного средства осуществляется только при приеме сигнала дорожного радара, что обеспечивает минимальную загрузку радиоэфира. 1 н.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к области радиотехники и может быть использована для сигнализации о несанкционированных воздействиях на транспортные средства, а также для эффективного их обнаружения и задержания при угоне.

Известно устройство защиты от краж с радиосвязью по пат. США 4751499, реагирующее на переключение датчиков, устанавливаемых на двери или окна охраняемого объекта, формирующее сигнал о несанкционированном вскрытии охраняемого объекта и передающее его по радиоканалу приемному устройству для включения сигнала тревоги.

Если дверь или окно охраняемого объекта, например, транспортного средства, открыты, при несанкционированном воздействии, передающая станция устройства передает по установленному фиксированному радиоканалу связи на индивидуальную приемную станцию пользователя, например, владельца автомобиля, сигнал, обеспечивающий включение на приемной станции сигнала тревоги.

При простоте реализации и энергетической экономичности, это устройство не обладает достаточной информативностью, так как не позволяет пользователю или правоохранительным органам идентифицировать вид несанкционированного воздействия на охраняемый объект, например, транспортное средство, а также не оставляет возможности обнаружить местоположение охраняемого объекта.

Известно устройство для охранной сигнализации с дистанционной радиосвязью» по а.с. СССР 1730648, наиболее перспективным использованием которого является сигнализация о вскрытии или угоне автомобилей и эффективное их обнаружение, а также для защиты от взлома индивидуальных садовых домов и пожарной сигнализации. Устройство при необходимости охраны одновременно многих объектов обеспечивает также высокую эффективность использования частотного диапазона, так как позволяет для охраны многих объектов использовать радиоканал одной частоты, например частоты, выделенной для охранной сигнализации.

Однако, это устройство не позволяет идентифицировать вид воздействия на охраняемый объект и не обеспечивает возможность определения местоположения объекта, например, транспортного средства, при угоне.

Известны комплексные системы безопасности, использующие аппаратуру глобальных спутниковых радионавигационных систем (GPS).

В патенте РФ 2122239 описана комплексная система безопасности, содержащая аппаратуру потребителя, включающую в себя блок автономного питания и подключенные к нему GPS приемник с антенной, трансивер с антенной, группу охранных датчиков и выработки информационных сигналов для передачи по радиоканалу, интерфейс, соединенный с процессором, GPS приемником и группой охранных датчиков, по меньшей мере один диспетчерский центр, выполненный с возможностью дифференциальной коррекции координат контролируемых объектов и связанный через антенну трансивера посредством радиоканала с аппаратурой потребителя, аудиосистему и соединенный с интерфейсом бортового компьютера блок ручного ввода данных, а также подключенные к блоку автономного питания модем, который соединен с интерфейсом и трансивером, телекамеру видеоконтроля и телемонитор, вход которого соединен с одним из выходов телекамеры видеоконтроля, при этом бортовой компьютер содержит запоминающее устройство, соединенное с интерфейсом, аналогоцифровой преобразователь видеосигналов, вход которого подключен ко второму выходу телекамеры видеоконтроля, а выход - к одному из входов интерфейса, и два цифроаналоговых преобразователя, входы которых соединены с соответствующими выходами интерфейса, а выходы соответственно - с аудиосистемой и со вторым входом телемонитора.

Недостатками комплексных систем безопасности такого типа, использующих для охраны объектов аппаратуру глобальных спутниковых радионавигационных систем, является высокая стоимость как абонентского оборудования, так и затрат на эксплуатацию. Кроме того, при угоне транспортного средства, GPS приемник аппаратуры потребителя в системе такого типа легко подавить с помощью любого малогабаритного носимого устройства радиоглушения, которые находятся в свободной продаже.

Задачей полезной модели является создание недорогого, конструктивно простого и эффективного радиотехнического устройства для охранной сигнализации преимущественно транспортных средств, не требующего обязательной регистрации, а также специальных знаний и навыков потребителей в настройке и управлении в процессе эксплуатации, обеспечивающего возможность обнаружения и задержания транспортного средства при угоне.

Сущность заявляемой полезной модели выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для достижения указанного выше, обеспечиваемого полезной моделью, технического результата.

Устройство охранной сигнализации с радиосвязью, включающее пульт управления с приемо-передатчиком и связанный с ним каналом связи блок сигнализатора с приемо-передатчиком, характеризуется тем, что в состав пульта управления входят последовательно соединенные блок датчиков, блок управления, блок кодирования и приемо-передатчик с антенной, блок декодирования, включенный между информационным выходом приемопередатчика и информационными входами блока управления, блок памяти, адресные входы и информационные выходы которого соединены с соответствующими выходами и входами блока управления, к информационным выходам которого подключена цепь из последовательно соединенных цифро-аналогового преобразователя и акустического излучателя, а в состав блока сигнализатора входят последовательно соединенные блок датчиков, блок управления, блок кодирования, переключатель и приемо-передатчик с антенной, блок декодирования, включенный между информационным выходом приемо-передатчика и соответствующими входами блока управления, блок памяти, адресные входы и информационные выходы которого соединены с соответствующими выходами и входами блока управления, дополнительный выход которого соединен с управляющими входами переключателя и приемо-передатчика, цифро-аналоговый преобразователь, включенный между соответствующими выходами блока управления и другим входом переключателя и приемник сигналов радара с антенной, выход которого соединен с дополнительным входом блока управления.

В этом заключается совокупность существенных признаков полезной модели, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, совокупности признаков которых совпадают с совокупностью отличительных признаков заявленной полезной модели.

За счет реализации отличительных признаков полезной модели достигается технический результат, заключающийся в том, что информация о видах воздействия на транспортное средство воспроизводится на пульте управления в виде речевых сообщений, значительно увеличивающих информативность устройства. Наличие на транспортном средстве блока сигнализатора с приемником сигналов дорожного радара обеспечивает возможность обнаружения и задержания транспортного средства при угоне на постах дорожно-патрульных служб.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена структурная схема устройства, на фиг.2 - временные диаграммы, поясняющие принцип работы устройства.

Устройство охранной сигнализации с радиосвязью, включающее пульт 1 управления с приемо-передатчиком и связанный с ним каналом связи блок 2 сигнализатора с приемо-передатчиком, отличающееся тем, что в состав пульта 1 управления входят последовательно соединенные блок 3 датчиков, блок 4 управления, блок 5 кодирования и приемо-передатчик 6 с антенной, блок 7 декодирования, включенный между информационным выходом приемо-передатчика 6 и информационными входами блока 4 управления, блок 8 памяти, адресные входы и информационные выходы которого соединены с соответствующими выходами и входами блока 4 управления, к информационным выходам которого подключена цепь из последовательно соединенных цифро-аналогового преобразователя 9 и акустического излучателя 10, а в состав блока 2 сигнализатора входят последовательно соединенные блок 11 датчиков, блок 12 управления, блок 13 кодирования, переключатель 14 и приемо-передатчик 15 с антенной, блок 16 декодирования, включенный между информационным выходом приемо-передатчика 15 и соответствующими входами блока 12 управления, блок 17 памяти, адресные входы и информационные выходы которого соединены с соответствующими выходами и входами блока 12 управления, дополнительный выход которого соединен с управляющими входами переключателя 14 и приемо-передатчика 15, цифро-аналоговый преобразователь 18, включенный между соответствующими выходами блока 12 управления и другим входом переключателя 14 и приемник 19 сигналов радара с антенной, выход которого соединен с дополнительным входом блока 12 управления.

На фиг.2 изображены следующие временные диаграммы:

а - сигнал на выходе блока 11 датчиков;

б - сигнал на выходе блока 13 кодирования;

в - сигнал на выходе приемника 19 сигналов радара;

г - сигнал на выходе цифро-аналогового преобразователя 18;

д - сигнал включения повтора воспроизведения сообщения на выходе блока 3 переключателей;

е - сигнал на входе блока 7 декодирования;

ж - сигнал на входе акустического излучателя 10.

Устройство охранной сигнализации с радиосвязью работает следующим образом.

Дистанционное включение блока 2 сигнализатора в режим охраны осуществляется с помощью пульта 1 управления включением на блоке 3 переключателей соответствующего переключателя, сигнал от которого поступает на блок 4 управления пульта. Управляющая программа блока 4 управления обеспечивает считывание из блока 8 памяти и передачу по радиоканалу команды управления, обеспечивающей постановку на охрану блока 1 сигнализатора.

С выходов блока 4 управления на блок 5 кодирования поступает код, обеспечивающий формирование на его выходе кодовой последовательности команды постановки на охрану, поступающей на модуляционный вход приемо-передатчика 6. Приемо-передатчик 6 пульта управления обеспечивает передачу кодовой последовательности команды по радиоканалу на частоте f1 на блок 2 сигнализатора.

В блоке 2 сигнализатора принятая кодовая последовательность с информационного выхода приемо-передатчика 15 поступает на блок 16 декодирования, на выходах которого устанавливается код, обеспечивающий установку блока 12 управления, например микроконтроллера, в режим охраны.

После приема команды постановки на охрану блок 12 управления обеспечивает передачу команды подтверждения включения охраны по обратному каналу связи на пульт 1 управления. При этом, последовательный код команды с выхода блока 13 кодирования через переключатель 14 поступает на модуляционный вход приемо-передатчика 15, который обеспечивает его передачу по радиоканалу на частоте f1 на пульт управления.

При приеме команды подтверждения включения охраны на информационном выходе приемо-передатчика 6 пульта управления формируется кодовая последовательность, обеспечивающая установку на выходах блока 7 декодирования кода, определяющего область памяти блока 8 памяти в которой содержится в цифровом виде требуемое для воспроизведения на акустическом излучателе речевое сообщение.

Блок 4 управления обеспечивает считывание из блока 8 памяти цифрового потока речевого сообщения и поступление его на цифро-аналоговый преобразователь 9, аналоговый сигнал которого поступает для прослушивания на акустический излучатель 10.

В режиме охраны при возникновении тревожной ситуации, регистрируемой хотя бы одним из датчиков блока 2 сигнализатора, на выходе блока 11 датчиков формируется сигнал (фиг.2а), активизирующий работу блока 12 управления. При этом блок 12 управления обеспечивает последовательное считывание из ячеек блока 17 памяти параллельных кодов, соответствующих индивидуальному номеру устройства охраны транспортного средства, а затем код, соответствующий виду воздействия на транспортное средство.

Коды, соответствующие знакам индивидуального номера устройства, с выходов блока 12 управления последовательно поступают на блок 13 кодирования, на выходе которого формируется последовательность кодовых посылок. Каждая из кодовых посылок обеспечивает передачу только одного, соответствующего, буквенного или цифрового символа индивидуального номера устройства охраны. После передачи кодовых посылок индивидуального номера устройства, например номера 1045312, блок 12 управления обеспечивает считывание из блока 17 памяти параллельного кода сигнала тревоги, соответствующего виду воздействия на транспортное средство, а блок 13 кодирования формирует на выходе псевдослучайную последовательность (ПСП), обеспечивающую передачу этого кода.

Управляющая программа блока 12 управления сигнализатора, в зависимости от количества и назначения датчиков, которыми оборудовано транспортное средство, обеспечивает считывание из блока 17 памяти и передачу по радиоканалу кодовых последовательностей, декодирование которых в пульте 1 управления обеспечивает воспроизведение на акустическом излучателе 10 пульта речевых сообщений следующего вида:

- охрана включена, охрана снята, подбор кода;

- открыта дверь водителя, открыта левая задняя дверь;

- открыта правая передняя дверь, открыта левая задняя дверь;

- открыт капот, открыт заправочный люк;

- включено зажигание, запущен двигатель;

- удар по кузову, несанкционированная транспортировка

Последовательность кодовых посылок (Фиг.2б), обеспечивающих передачу структуры команды, с выхода блока 13 кодирования через переключатель 14, поступает на модуляционный вход приемо-передатчика 15, который обеспечивает передачу этого сигнала по радиоканалу на частоте f1 на пульт 1 управления.

Приемо-передатчик 6 пульта 1 управления при приеме сигнала, излучаемого приемо-передатчиком 15 блока 2 сигнализатора, формирует на выходе сигнал (Фиг.2е), структура которого повторяет структуру передаваемого. В результате корреляционного анализа структуры принимаемого сигнала, блок 7 декодирования последовательно формирует на выходах параллельные коды, которые поступают на блок 4 управления.

При соответствии цифр принятого номера номеру устройства, после приема кода вида тревоги блок 4 управления осуществляет последовательное считывание из ячеек блока 8 памяти цифровой информации, соответствующей звуковому сигналу тревоги и речевому сообщению о виде воздействия на транспортное средство и обеспечивает ее поступление на цифро-аналоговый преобразователь 9.

Цифро-аналоговый преобразователь 9, в соответствии с поступившим на его вход цифровым потоком, преобразует его в аналоговый сигнал речевого сообщения (Фиг.2ж), которое прослушивается на акустическом излучателе 10. Звуковой сигнал тревоги перед началом воспроизведения речевого сообщения акустическим излучателем 10 информирует о приеме сигнала тревоги, при этом, блок 4 управления обеспечивает фиксацию принятого кода сигнала тревоги в блоке 8 памяти для обеспечения возможности последующего повторного прослушивания. Аналогичным образом, при приеме команд, коды которых содержат информацию о других воздействиях на транспортное средство, на акустическом излучателе 10 пульта 1 управления воспроизводится соответствующая речевая информация об этих воздействиях.

При включении переключателя повтора воспроизведения речевого сообщения (Фиг.2д) в блоке 3 переключателей пульта обеспечивается возможность повторного прослушивания речевой информации (Фиг.2и) о виде воздействий на транспортное средство. Воспроизведение речевых сообщений на акустическом излучателе 10, при каждом включении переключателя повтора на блоке 3 переключателей, осуществляется последовательно в порядке поступления принятых ранее сигналов тревоги.

При попытке несанкционированного снятия охраны профессиональным угонщиком с помощью радиоэлектронных средств связи прием команды снятия с охраны осуществляется как блоком сигнализатора, так и пультом управления. При этом на пульте 1 управления воспроизводится как речевое сообщение по команде снятия объекта с охраны - снятие охраны, так и речевое сообщение, подтверждающее снятие с охраны - охрана снята.

При приеме информации о несанкционированном снятии с охраны длительное, например, более трех секунд нажатие на пульте управления кнопки переключателя постановки на охрану обеспечивает циклическую передачу команды постановки на охрану. После приема блоком 2 сигнализатора нескольких подряд, например трех подряд, команд постановки на охрану блок 12 управления формирует на выходах сигналы блокировки дверей, зажигания, системы подачи топлива и других, а также блокирует исполнение команд снятия с охраны на длительное время, например порядка 10 минут.

В том случае, если пульт управления находился вне зоны действия приемо-передатчика блока 2 сигнализатора, а транспортное средство все же подверглось угону, в блоке 12 управления устанавливается режим ожидания приема сигнала дорожного радара, прием которого осуществляет приемник 19 сигналов радара. При приеме приемником 19 сигнала дорожного радара на его выходе формируется сигнал (Фиг.2в), который поступает на дополнительный вход блока 12 управления и активизирует начало циклической передачи аналогового сигнала речевого сообщения об угоне транспортного средства.

При этом, на дополнительном выходе блока 12 управления формируется сигнал, который, поступая на управляющий вход переключателя 14, обеспечивает подключение выхода цифро-аналогового преобразователя 18 к модуляционному входу приемо-передатчика 15. Кроме того, выходной сигнал блока 12 управления, поступая на управляющий вход приемо-передатчика 15, обеспечивает переключение радиоканала приемо-передатчика с частоты f1 на частоту f2 канала связи дорожно-патрульной службы или канала связи вневедомственной охраны транспортных средств.

Одновременно, блок 12 управления обеспечивает считывание из соответствующей области памяти блока памяти 17 цифровой информации, содержащей данные об угнанном транспортном средстве, которая поступает на цифро-аналоговый преобразователь 18. При этом с выхода цифро-аналогового преобразователя 18, через переключатель 14, на модуляционный вход передатчика 15 поступает аналоговый сигнал речевой информации (Фиг.2г), содержащей данные об угнанном транспортном средстве, например о регистрационном номере, марке и цвете автомобиля и другие идентификационные данные. Передача этих данных в циклическом режиме приемопередатчиком 15 обеспечивает возможность идентификации подвергшегося угону транспортного средства и его задержания.

Эффективность полезной модели состоит в том, что она обеспечивает повышение надежности охраны, обеспечиваемой высокой информативностью о видах несанкционированного воздействия на охраняемое транспортное средство, возможностью дистанционной блокировки с пульта управления дверей и систем запуска двигателя, а также обеспечивает возможность идентификации, обнаружения местоположения и задержания транспортного средства в случае угона.

Кроме того, в полезной модели передача информации о видах воздействия на транспортное средство осуществляется методом сигнально-кодовой связи в короткие, несколько десятков миллисекунд, интервалы времени, а передача сигнала речевого сообщения для идентификации транспортного средства осуществляется только при приеме сигнала дорожного радара, что обеспечивает минимальную загрузку радиоэфира.

Небольшой объем аппаратных средств и органов управления в составе пульта управления обеспечивает возможность реализации пульта управления в виде брелока. Возможность записи, с помощью персонального компьютера, в блоки памяти пульта управления и блока сигнализатора как информации о видах воздействия на транспортное средство, так и большого количества идентификационных номеров и другой дополнительной информации, обеспечивает возможность широкого применения устройства в различных радиофицированных системах охраны транспортных средств.

Устройство охранной сигнализации с радиосвязью, включающее пульт управления с приемопередатчиком и связанный с ним каналом связи блок сигнализатора с приемопередатчиком, отличающееся тем, что в состав пульта управления входят последовательно соединенные блок переключателей, блок управления, блок кодирования и приемопередатчик с антенной, блок декодирования, включенный между информационным выходом приемопередатчика и информационными входами блока управления, блок памяти, адресные входы и информационные выходы которого соединены с соответствующими выходами и входами блока управления, к информационным выходам которого подключена цепь из последовательно соединенных цифроаналогового преобразователя и акустического излучателя, а в состав блока сигнализатора входят последовательно соединенные блок датчиков, блок управления, блок кодирования, переключатель и приемопередатчик с антенной, блок декодирования, включенный между информационным выходом приемопередатчика и соответствующими входами блока управления, блок памяти, адресные входы и информационные выходы которого соединены с соответствующими выходами и входами блока управления, дополнительный выход которого соединен с управляющими входами переключателя и приемопередатчика, цифроаналоговый преобразователь, включенный между соответствующими выходами блока управления и другим входом переключателя, и приемник сигналов радара с антенной, выход которого соединен с дополнительным входом блока управления.



 

Наверх