Разжимной кулак

 

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к барабанным тормозным механизмам транспортного средства. Разжимной кулак содержит стержень 1, имеющий на конце шлицы 2 и S-образный разжимной элемент 3. Разжимной элемент 3 имеет два рабочих профиля 4, которые выполнены в виде спирали Архимеда и вогнутые участки 5, которые взаимодействуют с роликами тормозных колодок. Каждый рабочий профиль 4 состоит из начального участка 6 и рабочего участка 7, имеющих разный шаг спирали. Начальный участок 6 со стороны вогнутого участка 5 и вогнутый участок 5 выполнены с радиусом кривизны равным радиусу роликов тормозных колодок. В месте перехода разжимного элемента 3 в стержень 1 выполнен буртик 8, диаметр которого в зоне вогнутых радиусных участков 5 меньше диаметра в зоне рабочих профилей 4. Технический результат заключается в повышении надежности и ресурса работы, как разжимного кулака, так и тормозного механизма в целом. 4 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к барабанным тормозным механихмам транспортного средства.

Известен разжимной кулак барабанного тормозного механизма автомобиля, содержащий стержень, имеющий на конце шлицы, S-образный разжимной элемент, выпуклые рабочие участки которого выполнены по спирали Архимеда, состоящей из начального и рабочего участков, имеющих разный шаг спирали, при этом шаг спирали на начальном участке от 0 до 30° увеличивается линейно на каждые 10° от 1,0 до 2,0 мм, а на рабочем участке, начиная с 30°, каждому приращению угла на 10° соответствует увеличение шага спирали на 2,5 мм, вогнутые радиусные участки разжимного элемента формирующие внутренний профиль кулака и обеспечивающие его необходимую толщину и прочностные характеристики, причем радиус кривизны вогнутых участков меньше радиуса взаимодействующих с ними роликов тормозных колодок, кроме того, на поверхности стержня выполнены две опорные поверхности, предназначенные для подшипников скольжения, которые уплотняются уплотнительными манжетами со стороны разжимного элемента и шлицевого конца (см. «Шасси автомобиля», Атлас конструкций, Москва, Машиностроение, 1977, лист 51, 53, стр.93, 94).

Недостатком известного технического решения является то, что уплотнения подшипников, устанавливаемых на стержень кулака, оказываются открытыми со стороны разжимного элемента, в результате чего увеличивается вероятность нарушения уплотнения и попадания загрязнений в подшипник, приводящих к заклиниванию опоры и невозможности вращения разжимного кулака, кроме того, выполнение вогнутых участков разжимного элемента с радиусом кривизны меньше радиуса взаимодействующих с ними роликов тормозных колодок не позволяет обеспечить максимального сближения тормозной колодки с разжимным кулаком и приводит к ухудшению технологичности изготовления и сборки тормозного механизма, или к уменьшению рабочей толщины тормозной накладки, что в совокупности приводит к снижению надежности и ресурса работы, как разжимного кулака, так и тормозного механизма в целом.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение является повышение надежности и ресурса работы, как разжимного кулака, так и тормозного механизма в целом.

Для решения поставленной задачи в разжимном кулаке, содержащем стержень, имеющий на конце шлицы, S-образный разжимной элемент, два рабочих профиля которого выполнены в виде спирали Архимеда, и состоят из начального и рабочего участков, имеющих разный шаг спирали, и вогнутые радиусные участки, начальный участок рабочего профиля со стороны вогнутого участка и вогнутый участок выполнены с радиусом кривизны равным радиусу роликов тормозных колодок, взаимодействующих с вогнутыми участками, а в месте перехода разжимного элемента в стержень выполнен буртик, при этом диаметр буртика в зоне вогнутых радиусных участков меньше диаметра буртика в зоне рабочих участков.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что начальный участок рабочего профиля со стороны вогнутого участка и вогнутый участок выполнены с радиусом кривизны равным радиусу роликов тормозных колодок, взаимодействующих с вогнутыми участками, позволяют обеспечить максимальное сближение разжимного кулака с тормозной колодкой, в результате повышаются надежность и ресурс работы, как разжимного кулака, так и тормозного механизма в целом, кроме того, данный признак позволяет получить дополнительный технический результат, заключающийся в улучшении технологичности изготовления и сборки тормозного механизма.

Наличие буртика в месте перехода разжимного элемента в стержень позволяет повысить прочность разжимного кулака в зоне концентратора напряжений, каким является переход от стержня к разжимному элементу, кроме того, буртик позволяет защитить от внешнего воздействия уплотнители подшипников, устанавливаемых на стержень кулака, в результате чего повышаются надежность и ресурс работы разжимного кулака и тормозного механизма в целом.

Выполнение диаметра буртика в зоне вогнутых радиусных меньше диаметра буртика в зоне рабочих участков позволило обеспечить надежность работы при эксплуатации и получить дополнительный технический результат, заключающийся в улучшении технологичности изготовления и сборки тормозного механизма.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - изображен разжимной кулак, общий вид;

фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;

фиг.3 - изображен разжимной элемент;

фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.1.

Разжимной кулак содержит стержень 1, имеющий на конце шлицы 2 и S-образный разжимной элемент 3.

Разжимной элемент 3 имеет два рабочих профиля 4, которые выполнены в виде спирали Архимеда и вогнутые участки 5, которые взаимодействуют с роликами тормозных колодок (на чертеже не показано).

Каждый рабочий профиль 4 состоит из начального участка 6 и рабочего участка 7, имеющих разный шаг спирали. Начальный участок 6 со стороны вогнутого участка 5 (от 0° до 20°) и вогнутый участок 5 выполнены с радиусом кривизны равным радиусу роликов тормозных колодок.

В месте перехода разжимного элемента 3 в стержень 1 выполнен буртик 8, диаметр (d) которого в зоне вогнутых радиусных участков 5 меньше диаметра (D) в зоне рабочих профилей 4. Диаметр d буртика равен диаметру поковки стержня кулака до его обработки, а диаметр D равен диаметру фланца опоры подшипника кулака.

Разжимной кулак устанавливается в подшипниковых опорах фланца или кронштейна тормозной камеры тормозного механизма и проворачивается при помощи регулировочного рычага, который устанавливается на шлицевый конец разжимного кулака. Разжимной кулак, взаимодействуя с роликами тормозных колодок, прижимает их к тормозному барабану.

Заявляемое техническое решение позволяет повысить надежность и ресурс работы, как разжимного кулака, так и тормозного механизма в целом.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Разжимной кулак, содержащий стержень, имеющий на конце шлицы, S-образный разжимной элемент, два рабочих профиля которого выполнены в виде спирали Архимеда и состоят из начального и рабочего участков, имеющих разный шаг спирали, и вогнутые радиусные участки, отличающийся тем, что начальный участок рабочего профиля со стороны вогнутого участка и вогнутый участок выполнены с радиусом кривизны, равным радиусу роликов тормозных колодок, взаимодействующих с вогнутыми участками, а в месте перехода разжимного элемента в стержень выполнен буртик.

2. Разжимной кулак по п.1, отличающийся тем, что диаметр буртика в зоне вогнутых радиусных участков меньше диаметра буртика в зоне рабочих участков.



 

Наверх