Сепаратор роликоподшипника буксы подвижного состава

 

Полезная модель относится к машиностроению, в частности к цилиндрическим роликовым подшипникам букс железнодорожного транспорта, и может быть использована для сепарирования тел качения в устройствах с вращательным и линейным перемещениями деталей.

Сепаратор роликоподшипника, содержащий сепарирующие шарики между роликами подшипника, выполнен составным из сегментов, размещенных между соседними роликами подшипника. Корпус каждого сегмента содержит гнезда для сепарирующих шариков и упругие элементы, которые обеспечивают радиальное расположение сегментов с сепарирующими шариками.

Точная радиальная фиксация сепарирующих сегментов, использование в качестве сепарирующих элементов шариков, уменьшение массы сегментов сепаратора обеспечивают снижение энергопотребления в роликоподшипнике буксы подвижного состава.

Полезная модель относится к машиностроению, в частности, к цилиндрическим роликовым подшипникам букс железнодорожного транспорта, и может быть использована для сепарирования тел качения в устройствах с вращательным и линейным перемещениями деталей.

Известен сепаратор с сепарирующими элементами в виде роликов, размещенных между основными роликами подшипника. Сепарирующие ролики поддерживаются двумя направляющими кольцами, запрессованными в борта наружного кольца подшипника (см. Новиков Н.Ф. и др. Исследование температурного режима буксовых цилиндрических подшипников с сепарирующими телами качения. В кн.: Повышение надежности и долговечности подшипников качения букс подвижного состава. Ростов-на-Дону, 1982, с.71-76). Использование в устройстве сепарирующих элементов в виде игольчатых роликов позволило уменьшить потери на трение, снизить температуру рабочих поверхностей подшипника. Однако, неточности изготовления поверхностей сепарирующих роликов, направляющих колец, угловое смещение осей колец подшипника из-за погрешностей форм сопрягаемых деталей и нагрузок на кольца вызывают значительные усилия вдоль осей сепарирующих роликов, их повышенное скольжение, что ограничивает работоспособность роликовых подшипников. Возможные радиальные смещения линии контакта сепарирующих роликов относительно линии, соединяющей центры двух соседних основных роликов, приводят к дополнительным усилиям и заклиниванию сепарирующих роликов. Это снижает надежность и долговечность сепарирующего устройства и роликовых подшипников в целом.

Наиболее близким технологическим решением к предлагаемому устройству является сепаратор роликового подшипника, выполненный составным из сегментов, размещенных между соседними роликами подшипника, корпус каждого сегмента содержит гнезда для сепарирующих роликов и упругие элементы, расположенные симметрично цилиндрической поверхности, проходящей через центры осей роликов, при этом опорные поверхности упругих элементов взаимодействуют с цилиндрическими поверхностями роликов подшипника (см. пат.2403464 РФ, МПК F16C 33/46. Сепаратор роликоподшипника буксы подвижного состава / А.В.Бородин; заявитель и патентообладатель ОмГУПС. 2009122733/11; заявл. 15.06.2009, опубл. 10.11.2010. Бюл.31.7 с.).

Однако, даже небольшой перекос сепарирующих роликов из-за погрешностей изготовления и их размещения относительно роликов подшипника приводит к скольжению сепарирующих роликов, повышению потерь на трение, снижению долговечности подшипника.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является снижение энергозатрат в роликоподшипнике буксы подвижного состава.

В предлагаемом устройстве сепаратора роликового подшипника, выполненного из сегментов, размещенных между соседними роликами подшипника и содержащих сепарирующие тела качения и упругие элементы для фиксации радиального расположения сегментов относительно осей роликов подшипника, корпус каждого сегмента состоит из секций и размещенных между ними упругих элементов, в каждой секции выполнены гнезда, расположенные оппозитно цилиндрической поверхности, проходящей через центры осей роликов, в гнездах размещены сепарирующие тела качения - шарики, при этом каждый шарик контактирует с наружной поверхностью гнезда и цилиндрическими поверхностями роликов.

Решение технической задачи поясняется рисунками: Фиг.1 - поперечный разрез сегмента сепаратора (разрез А-А на фиг.2); Фиг.2 - вид на сегмент сепаратора со стороны ролика подшипника (вид слева).

Сепаратор состоит из сегментов 1, которые размещены между роликами 2 подшипника. Корпус каждого сегмента выполняют из секций 3, между секциями размещают упругие элементы 4. В секциях выполняют гнезда 5 для сепарирующих элементов - шариков 6.

Сборка составного сепаратора подшипника заключается в установке сегментов с сепарирующими шариками между роликами подшипника. Перед установкой сегментов в гнезда каждой секции и отверстия 7 и 8 закладывают пластичный смазочный материал, затем в гнезда 5 вводят сепарирующие шарики. В собранном подшипнике опорные поверхности 9 и 10 упругих элементов сегментов обеспечивают оппозитное расположение гнезд с сепарирующими шариками, при этом каждый шарик контактирует с наружной поверхностью гнезда и цилиндрическими поверхностями роликов. Сближение роликов обеспечивает снижение массы сегментов сепаратора.

При качении роликов подшипника опорные поверхности 9 и 10 упругих элементов и оппозитное расположение сепарирующих шариков обеспечивают постоянное контактирование сепарирующих тел качения с роликами подшипника. Это исключает влияние неточностей размещения наружных поверхностей гнезд на центрование сегмента.

Точная радиальная фиксация сепарирующих сегментов, использование в качестве сепарирующих элементов шариков, уменьшение массы сегментов сепаратора обеспечивают надежное сепарирование роликов подшипника, снижение энергопотребления в роликоподшипнике буксы подвижного состава.

Сепаратор роликоподшипника буксы подвижного состава, выполненный составным из сегментов, размещенных между соседними роликами подшипника и содержащих сепарирующие тела качения и упругие элементы для фиксации радиального расположения сегментов относительно осей роликов подшипника, отличающийся тем, что корпус каждого сегмента состоит из секций и размещенных между ними упругих элементов, в каждой секции выполнены гнезда, расположенные оппозитно цилиндрической поверхности, проходящей через центры осей роликов, в гнездах размещены сепарирующие тела качения - шарики, при этом каждый шарик контактирует с наружной поверхностью гнезда и цилиндрическими поверхностями роликов.



 

Наверх