Устройство для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовом бассейне

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к экспериментальной гидромеханике и касается вопросов проведения испытаний в опытовых бассейнах моделей многокорпусных судов и решает задачу по повышению эффективности проведения испытаний моделей многокорпусных судов за счет сокращения времени вспомогательных работ и унификации устройства с возможностью его применения на моделях многокорпусных судов различной серии. Для этого в известном устройстве для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовом бассейне, включающем буксировочную тележку, к которой через кронштейны присоединена испытуемая модель, состоящая, по меньшей мере, из двух корпусов, связанных между собой поперечными балками через вертикальные стойки, прикрепленные к корпусам модели, по полезной модели оно оснащено мостом, размещенным на связывающих корпуса модели поперечных балках, выполненных в виде штанг, при этом поперечные балки и вертикальные стойки оборудованы узлами регулировки и установки расстояния между корпусами модели и отстояния моста от поверхности воды при проведении испытаний, установленными на штангах и вертикальных стойках с возможностью перемещения по ним, а мост выполнен набираемым из отдельных продольных панелей. Кроме того узлы регулировки и установки расстояния между корпусами модели и отстояния моста от поверхности воды имеют средства механического крепления. Предлагаемое устройство для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовых бассейнах позволяет повысить эффективность проведения модельных испытаний за счет сокращения времени вспомогательных работ, которые косвенно относятся к испытаниям, но имеют место при использовании моделей с жестко скрепленными корпусами и не регулируемым отстоянием моста от поверхности воды, что выгодно отличает его от прототипа.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к экспериментальной гидромеханике и касается вопросов проведения испытаний в опытовых бассейнах моделей многокорпусных судов.

При проектировании многокорпусного судна, наряду с выбором соотношения главных размерений и формы корпусов, важным вопросом является правильный выбор расстояния между корпусами (горизонтального клиренса) и высоты нижней кромки соединительного моста над поверхностью воды (вертикального клиренса).

Выбор горизонтального клиренса оказывает значительное влияние на величину сопротивления многокорпусного судна и его поведение на волнении. Если судно используется для работы с буксируемым оборудованием (например, научно-исследовательское судно), то особое внимание уделяется также движению воды и волнообразованию между корпусами для выбора наиболее рационального положения буксируемого устройства и режимов буксировки. Расположение соединительного моста по высоте влияет на вероятность и силу ударов волн в его обшивку. Удары волн значительно снижают скорость движения и могут вызвать повреждения в конструкциях корпуса.

Известно устройство для проведения гидродинамических испытаний модели многокорпусных судов в опытовых бассейнах включающее в себя буксировочную тележку, к которой модель крепится посредством кронштейнов, а корпуса модели жестко соединены между собой поперечными балками. Эксперимент проводят в опытовом бассейне в виде серийных испытаний. Модель буксируется с различными скоростями и при этом на нее оказывается различное внешнее волновое воздействие. Во время эксперимента все параметры регистрируются, а после проведения эксперимента, полученные данные используются для расчета показателей ходкости и мореходности судна. (The waves generated by a trimaran. Eighth International Conference on Fast Sea Transportation FAST '2005, June 2005; Information from official site of Australian Maritime Hydrodynamics Research Centre) - прототип.

Однако, известное устройство для проведения модельных испытаний в случае изменения расстояния между корпусами требует извлечения модели из воды и замены поперечных балок, что приводит к значительными перерывам в проведении серийных испытаний и снижению производительности труда.

Кроме того, на моделях, в которых не регулируется отстояние моста от поверхности воды, невозможно производить достоверную экспериментальную оценку зависимости частоты и величины динамических воздействий волн на мост и возрастание сопротивления движению во время буксировки многокорпусной модели, от величины вертикального клиренса.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение эффективности проведения испытаний моделей многокорпусных судов за счет сокращения времени вспомогательных работ и унификации устройства с возможностью его применения на моделях многокорпусных судов различных серий.

Для достижения этого в известном устройстве для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовом бассейне, включающем буксировочную тележку, к которой через кронштейны присоединена испытуемая модель, состоящая, по меньшей мере, из двух корпусов, связанных между собой поперечными балками через вертикальные стойки, прикрепленные к корпусам модели, по полезной модели оно оснащено мостом, размещенным на связывающих корпуса модели поперечных балках, выполненных в виде штанг, при этом поперечные балки и вертикальные стойки оборудованы узлами регулировки и установки расстояния между корпусами модели и отстояния моста от поверхности воды при проведении испытаний, установленными на штангах и вертикальных стойках с возможностью перемещения по ним, а мост выполнен набираемым из отдельных продольных панелей.

Кроме того узлы регулировки и установки расстояния между корпусами модели и отстояния моста от поверхности воды имеют средства механического крепления.

Оснащение устройства мостом, размещенным на связывающих корпуса модели поперечных балках, и возможность регулировки отстояния моста от поверхности воды позволяет обеспечить получение достоверной оценки динамических усилий, которые оказываются на мост со стороны воды в процессе буксировки модели на волнении.

Оборудование поперечных балок и вертикальных стоек узлами регулировки и установки расстояния между корпусами модели и отстояния моста от воды дают возможность оптимизировать величину расстояния между корпусами и высоту отстояния моста от воды в зависимости от поставленных задач, к таковым можно отнести изменение формы корпуса модели, изменение расстояния между корпусами, изменение положения моста по высоте.

Выполнение поперечных балок в виде штанг обеспечивает возможность перемещения по ним упомянутых выше узлов вместе с вертикальными стойками и фиксации в определенном положении с помощью механических креплений.

Выполнение моста набираемым из отдельных продольных панелей позволяет менять его ширину при изменении расстояния между корпусами судна.

Сущность полезной модели поясняется рисунками, где на фиг.1 представлено устройство для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовом бассейне - прототип, на фиг.2 схематично показано продольное сечение опытового бассейна с предлагаемым устройством и на фиг.3 представлен общий вид предлагаемого устройства с моделью двухкорпусного судна для проведения гидродинамических испытаний.

Устройство для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовом бассейне включает буксировочную тележку 1, к которой через кронштейны 2 присоединена испытуемая модель 3 (фиг.2), состоящая из двух и более корпусов 4 (фиг.3). Корпуса 4 связаны между собой поперечными балками, выполненными в виде штанг 5, через вертикальные стойки 6, установленные на корпусах 4 испытуемой модели 3. Между корпусами 4 модели 3 размещен мост 7, набираемый из отдельных продольных панелей 8, которые крепятся к связывающим корпуса модели поперечным балкам 5. Поперечные балки 5 и вертикальные стойки 6 связаны между собой с помощью узлов регулировки и установки 9 расстояния между корпусами модели 4.

Указанные узлы 9 оборудованы средствами механического крепления 10 для фиксации положения корпусов модели 4 и моста 7.

Предлагаемое устройство для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовых бассейнах позволяет повысить эффективность проведения модельных испытаний за счет сокращения времени вспомогательных работ, которые косвенно относятся к испытаниям, но имеют место при использовании моделей с жестко скрепленными корпусами и не регулируемым отстоянием моста от поверхности воды, что выгодно отличает его от прототипа.

1. Устройство для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовом бассейне, включающее буксировочную тележку, к которой через кронштейны присоединена испытуемая модель, состоящая, по меньшей мере, из двух корпусов, связанных между собой поперечными балками через вертикальные стойки, прикрепленные к корпусам модели, отличающееся тем, что оно оснащено мостом, размещенным на связывающих корпуса модели поперечных балках, выполненных в виде штанг, при этом поперечные балки и вертикальные стойки оборудованы узлами регулировки и установки расстояния между корпусами модели и отстояния моста от поверхности воды при проведении испытаний, установленными на штангах и вертикальных стойках с возможностью перемещения по ним, а мост выполнен набираемым из отдельных продольных панелей.

2. Устройство для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовых бассейнах по п.1, отличающееся тем, что узлы регулировки и установки расстояния между корпусами модели и отстояния моста от поверхности воды имеют средства механического крепления.



 

Наверх