Щелевая решетка для водоотводных каналов (варианты)

 

Полезная модель относится дорожному покрытию, а именно к элементам, предназначенным для поверхностного сбора и отвода дождевых и талых вод с наземных дорожных покрытий и автостоянок с использованием как бетонных, так и пластмассовых дождеприемных лотков, снабженных щелевыми металлическими решетками.

Настоящая полезная модель решает задачу повышения сцепления пневматических автомобильных шин с поверхностью щелевой решетки и, как следствие, уменьшение вероятности заноса автомобилей при въезде на решетку.

Поставленная задача решается тем, что по первому варианту исполнения, на рабочей поверхности щелевой решетки выполнены выступы в виде объемного рельефного рисунка, который имеет вид следа беговой дорожки протектора автомобильных шин. Боковые поверхности выступающих элементов объемного рельефного рисунка образуют между собой полости, открытые со стороны водоприемных отверстий решеток и боковых сторон решеток.

По второму варианту исполнения щелевой решетки на ее рабочей поверхности выполнены канавки, которые имеют рисунок, размещенной в горизонтальной плоскости беговой дорожки протектора автомобильных шин, причем канавки открыты со стороны водоприемных отверстий решеток и боковых сторон решеток.

2 н.з.п. ф-лы.; 21 з.п. ф-лы.; 11 ил.

Полезная модель относится дорожному покрытию, а именно к элементам, предназначенным для поверхностного сбора и отвода дождевых и талых вод с наземных дорожных покрытий и автостоянок с использованием как бетонных, так и пластмассовых дождеприемных лотков, снабженных щелевыми металлическими решетками.

Известна решетка дождеприемника по патенту РФ 1194984, E03F 5/14, опубл. 30.11.1985 г. Решетка содержит прямоугольную раму с продольными и поперечными прутьями. Недостатком данной решетки является ее низкая прочность, что не позволяет устанавливать ее непосредственно на полотне дорожного покрытия с высокими поверхностными нагрузками, по которому проезжают транспортные средства.

Известно перекрытие для водосточного желоба по патенту РФ 2379433, E03F 1/00, опубл. 20.01.2010 г. Перекрытие для водосточного желоба выполнено в виде отлитой металлической щелевой решетки, представляющей собой верхнюю защитную крышку желоба и имеющей два продольных несущих элемента и поперечные элементы, размещенные с нижней стороны. Решетка по своей длине имеет сквозные отверстия, выполненные между верхними торцами поперечных элементов. Наружная поверхность данной решетки выполнена гладкой.

К недостаткам данной решетки следует отнести то, что гладкая поверхность решетки приводит к скольжению автомобильных шин транспортных средств при их контакте с решеткой и, соответственно, может привести к «заносу» автомобилей. Кроме того, по европейским стандартам запрещена установка на дорожных покрытиях дождеприемных лотков таким образом, чтобы продольная ось щелей (впускных отверстий) решетки совпадала с основным направлением движения автомобилей по ней.

Известна ливневая чугунная решетка для защиты водоотводных каналов, изготавливаемая ООО «Стандартпарк», артикул - 28333 (http://www.standartpark.ru/reshetkivch.php), которая выбрана в качестве прототипа первого варианта исполнения щелевой решетки для водоотводных каналов. Решетка в плане выполнена в виде прямоугольника с водоприемными отверстиями (щелями), размещенными с регулярным шагом вдоль продольной оси решетки. Для повышения сцепления рабочей поверхности решетки с шинами автомобилей, на ней выполнены полусферические выступы. Количество этих выступов незначительно, а площадь их мала. Полусферические выступы в некоторой степени снижают проскальзывание эластичных колес транспортных средств при въезде автомобилей на решетку. Данные решетки устанавливаются в местах со средней интенсивностью движения транспортных средств: на обочинах дорог, стоянки автомобилей, предприятий автосервиса. Эти решетки не могут быть установлены на дорожных покрытиях с интенсивным движением по тем же основаниям, что и вышеприведенные.

Известна чугунная решетка для дренажного лотка, изготавливаемая Новосибирским подразделением ООО фирма «Комэн», которая выбрана в качестве прототипа для второго варианта исполнения щелевой решетки для водоотводных каналов (http://vodootvodnovosibirsk-narod.fis.ru/). Решетка в плане выполнена в виде прямоугольника с водоприемными отверстиями (щелями), размещенными с регулярным шагом вдоль продольной оси решетки. Для повышения сцепления рабочей поверхности решетки с шинами автомобилей, на ней выполнены косые (под углом 60°) прямолинейные канавки. Хотя канавки придают некоторую шероховатость рабочей поверхности решетки, однако это не устраняет скольжение автомобильных шин транспортных средств при их контакте с решеткой и, соответственно, не устраняет «занос» автомобилей.

Настоящая полезная модель решает задачу повышения сцепления пневматических автомобильных шин с поверхностью щелевой решетки водоотводных каналов, и как следствие, уменьшение их скольжения, что, в свою очередь, позволяет значительно уменьшить вероятность заноса автомобилей при въезде на решетку. Кроме того, настоящая полезная модель позволяет снять ограничение на направление установки водоотводных каналов с щелевой решеткой по отношению к направлению движения автомобилей.

Поставленная задача решается тем, что по первому варианту исполнения в щелевой решетке для водоотводных каналов, в плане выполненной в виде прямоугольника с водоприемными отверстиями, размещенными с регулярным шагом вдоль продольной оси решетки, на рабочей поверхности выполнены выступы в виде объемного рельефного рисунка, который имеет вид следа беговой дорожки протектора автомобильных шин. Боковые поверхности выступающих элементов объемного рельефного рисунка образуют между собой полости, открытые со стороны водоприемных отверстий решеток и боковых сторон решеток.

Выступы объемного рельефного рисунка, расходящиеся «веером» от продольной оси решетки к ее боковым сторонам, могут быть выполнены с дугообразным или с зигзагообразным поперечным изгибом. Смежные выступы объемного рельефного рисунка могут быть соединены между собой выступающими перемычками.

Объемный рельефный рисунок может быть выполнен симметричным относительно продольной оси решетки. Объемные рельефные рисунки по обе стороны от продольной оси решетки могут быть повернуты относительно друг друга на 180°.

Вдоль продольной оси решетки между водоприемными отверстиями целесообразно разместить прямолинейные выступы.

Для надежного сцепления рабочей поверхности решетки и пневматической шины транспортного средства, выступающие элементы объемного рельефного рисунка целесообразно выполнять высотой h равной 1÷5 мм. и суммарной площадью поверхности в плане равной 10÷40% от площади всей опорной поверхности решетки. Для исключения повреждения пневматических шин минимальная ширина t выступающих элементов объемного рельефного рисунка должна быть 3 мм., а кромки выступов должны быть скругленными.

Поставленная задача может быть решена и вторым вариантом исполнения щелевой решетке для водоотводных каналов. По второму варианту в щелевой решетке для водоотводных каналов, в плане выполненной в виде прямоугольника с водоприемными отверстиями, размещенными с регулярным шагом вдоль продольной оси решетки, на рабочей поверхности выполнены канавки, которые имеют рисунок, размещенной в горизонтальной плоскости беговой дорожки протектора автомобильных шин, причем канавки открыты со стороны водоприемных отверстий решеток и боковых сторон решеток.

Рисунок канавок, расходящихся «веером» от продольной оси решетки к ее боковым сторонам, целесообразно выполнять с дугообразным или с зигзагообразным поперечным изгибом. При этом смежные поперечные канавки могут быть соединены между собой дополнительными канавками.

Рисунок канавок может быть выполнен симметричным относительно продольной оси решетки. Рисунки канавок по обе стороны от продольной оси решетки могут быть повернуты относительно друг друга на 180°.

Вдоль продольной оси решетки между водоприемными отверстиями расположены прямолинейные канавки.

Целесообразно канавки выполнять глубиной равной 1÷5 мм. и шириной 2÷10 мм. Суммарную площадь поверхности канавок в плане целесообразно выбирать из диапазона 10÷40% от площади всей опорной поверхности решетки.

Как для первого, так и для второго варианта исполнения щелевой решетки на ее рабочей поверхности может быть выполнена надпись фирменного наименования производителя и его товарный знак в виде выступающего объемного рельефа.

Кроме того, в решетке могут быть выполнены отверстия с опорной поверхностью обниженной по отношению к рабочей поверхности решетки под потайные крепежные элементы решетки к дождеприемному лотку.

Для всех вариантов исполнения щелевую решетку целесообразно выполнять из литого чугуна.

Сущность полезной модели поясняется следующими примерами исполнения решеток, которые не ограничивают другие возможные варианты исполнения решеток, не выходящие за рамки заявленных в формуле признаков.

На Фиг.1÷5 представлены различные виды щелевой решетки по первому варианту исполнения: на Фиг.1 - вид сбоку; на Фиг.2 - вид сверху рабочей поверхности решетки с зигзагообразными выступами; на Фиг.3 - вид «А» Фиг.1; на Фиг.4 - вид снизу; на Фиг.5 - общий вид дождеприеного бетонного лотка с двумя решетками, в аксонометрии.

На Фиг.6÷10 представлены различные виды щелевой решетки по второму варианту исполнения: на Фиг.6 - вид сбоку; Фиг.7 - вид снизу; на Фиг.8 - вид сверху рабочей поверхности решетки с дугообразными канавками; на Фиг.9 - общий вид дождеприеного бетонного лотка с двумя решетками с дугообразными канавками, в аксонометрии; на Фиг.10 - вид сверху рабочей поверхности решетки с зигзагообразными канавками; на Фиг.9 - общий вид дождеприемного бетонного лотка с двумя решетками с зигзагообразными канавками, в аксонометрии.

Щелевая решетка 1 для водоотводных каналов в плане выполнена в виде прямоугольника с водоприемными отверстиями 2, размещенными с регулярным шагом вдоль продольной оси 3 решетки.

По первому варианту исполнения на рабочей поверхности 4 решетки 1 выполнены выступы 5 в виде объемного рельефного рисунка, который имеет вид следа беговой дорожки протектора автомобильных шин, т.е. той части поверхности шины, которая входит в непосредственный контакт с дорогой. Боковые поверхности выступающих элементов объемного рельефного рисунка образуют между собой полости 6, открытые со стороны водоприемных отверстий 2 и боковых сторон решеток 1, что облегчает сток воды с решетки, в том числе в дождеприемный лоток.

В представленном варианте выступы 5 объемного рельефного рисунка, расходящиеся «веером» от продольной оси 3 решетки к ее боковым сторонам, выполнены с дугообразным поперечным изгибом. Смежные выступы 5 объемного рельефного рисунка соединены между собой выступающими перемычками 7, а вдоль продольной оси 3 решетки между водоприемными отверстиями 2 размещены прямолинейные выступы 8. Причем объемные рельефные рисунки по обе стороны от продольной оси 3 решетки повернуты относительно друг друга на 180°.

Для данного варианта характерно то, что суммарная площадь поверхности выступающих элементов объемного рельефного рисунка в плане выбирают из диапазона 10÷40% от площади всей опорной поверхности решетки. Таким образом, суммарная площадь в плане полостей, образованных выступающими элементами объемного рельефного рисунка, составляет 60÷90% от площади всей опорной поверхности решетки. Поэтому выполнение на рабочей поверхности решетки выступов в виде следа беговой дорожки протектора автомобильных шин целесообразно для решеток водоотводных лотков с повышенным гидравлическим сечением. Для этого варианта решеток, с целью увеличения площади опоры решеток на опорные поверхности дождеприемных лотков, нижнюю часть решетки целесообразно выполнять с дополнительными продольными опорными ребрами 9. С целью уменьшения поперечного смещения решетки в дождеприемном лотке 10, с нижней части решетки между водоприемными отверстиями 2 могут быть выполнены поперечные упоры 11. Отверстия 12 с опорной поверхностью обниженной по отношению к рабочей поверхности решетки под потайные крепежные элементы 13 выполнены по обеим продольным сторонам решетки.

Объемный рельефный рисунок в виде следа беговой дорожки протектора автомобильной шины, позволяет сформировать большое количество относительно длинных кромок взаимно пересекающихся боковых поверхностей объемного рельефного рисунка. Щелевые решетки для водоотводных каналов, имеющие выступы на рабочей поверхности с объемным рельефным рисунком следа протектора автомобильной шины, делает их стойкими к скольжению колеса пневматических автомобильных шин во всех направлениях. Разнонаправленный рисунок выступов (выступающих деталей на решетке) позволит увеличить поверхность контакта пневматических шин транспортных средств с решеткой, тем самым повысить контроль над транспортным средством в момент въезда его на щелевую решетку водоотводного канала. За счет того, что выступы имеют форму следа протектора беговой дорожки протектора шин автомобиля, при взаимодействии их с эластичным протектором шин транспортных средств обеспечивают надежное сцепление. Хорошее сцепление колес транспортных средств с внешней рабочей поверхностью решетки обеспечивается тем, что эластичный материал протектора шин колес при контакте с выступами решетки, деформируются и заполняет пространство между выступами.

По второму варианту исполнения щелевой решетки 1 для водоотводных каналов на ее рабочей поверхности 4 выполнены канавки 14 или 15, которые имеют рисунок, размещенной в горизонтальной плоскости беговой дорожки протектора автомобильных шин, причем канавки 14 или 15 открыты со стороны водоприемных отверстий 2 и боковых сторон решеток 1, что облегчает сток воды с решетки, в том числе в дождеприемный лоток.

Рисунок канавок, расходящихся «веером» от продольной оси 3 решетки 1 к ее боковым сторонам, целесообразно выполнять с дугообразным 14 (Фиг.8, 9) или с зигзагообразным 15 (Фиг.10, 11) поперечным изгибом. При этом смежные поперечные канавки 14 или 15 могут быть соединены между собой дополнительными канавками 16.

Рисунки канавок по обе стороны от продольной оси 3 решетки 1 в представленных примерах повернуты относительно друг друга на 180°.

Вдоль продольной оси 3 решетки 1 между водоприемными отверстиями 2 расположены прямолинейные канавки 17.

Отверстия 18 с опорной поверхностью обниженной по отношению к рабочей поверхности решетки под потайные крепежные элементы 13 выполнены в центре решетки 1.

Как для первого, так и для второго варианта исполнения щелевой решетки на ее рабочей поверхности может быть выполнена надпись фирменного наименования производителя и его товарный знак в виде выступающего объемного рельефа 19.

Как и для первого варианта исполнения, по второму варианту исполнения щелевых решеток с канавками, имеющими рисунок, размещенной в горизонтальной плоскости беговой дорожки протектора автомобильных шин, делает их стойкими к скольжению колеса пневматических автомобильных шин во всех направлениях по тем же основаниям.

1. Щелевая решетка для водоотводных каналов, в плане выполненная в виде прямоугольника с водоприемными отверстиями, размещенными с регулярным шагом вдоль продольной оси решетки, на рабочей поверхности которой выполнены выступы, отличающаяся тем, что выступы выполнены в виде объемного рельефного рисунка, который имеет вид следа беговой дорожки протектора автомобильных шин, причем боковые поверхности выступающих элементов объемного рельефного рисунка образуют между собой полости, открытые со стороны водоприемных отверстий решеток и боковых сторон решеток.

2. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что выступы объемного рельефного рисунка выполнены с дугообразным поперечным изгибом, расходящиеся «веером» от продольной оси решетки к ее боковым сторонам.

3. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что выступы (5) объемного рельефного рисунка выполнены с зигзагообразным поперечным изгибом, расходящиеся «веером» от продольной оси решетки к ее боковым сторонам.

4. Решетка по п.2 или 3, отличающаяся тем, что смежные выступы объемного рельефного рисунка соединены между собой выступающими перемычками (6).

5. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что объемный рельефный рисунок выполнен симметричным относительно продольной оси решетки.

6. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что объемные рельефные рисунки по обе стороны от продольной оси решетки повернуты относительно друг друга на 180°.

7. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что вдоль продольной оси решетки между водоприемными отверстиями расположены прямолинейные выступы (8).

8. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что выступающие элементы объемного рельефного рисунка имеют высоту, равную 1÷5 мм, минимальную ширину 3 мм и суммарную площадь поверхности в плане, равную 10÷40% от площади всей опорной поверхности решетки.

9. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что кромки выступов объемного рельефного рисунка выполнены скругленными.

10. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что на рабочей поверхности решетки выполнена надпись фирменного наименования производителя и его товарный знак в виде выступающего объемного рельефа.

11. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что в решетке выполнены отверстия с опорной поверхностью, обниженной по отношению к рабочей поверхности решетки под потайные крепежные элементы.

12. Решетка по п.1, отличающаяся тем, что решетка выполнена из литого чугуна.

13. Щелевая решетка для водоотводных каналов, в плане выполненная в виде прямоугольника с водоприемными отверстиями, размещенными с регулярным шагом вдоль продольной оси решетки, на рабочей поверхности которой выполнены канавки, отличающаяся тем, что канавки имеют рисунок, размещенный в горизонтальной плоскости беговой дорожки протектора автомобильных шин, причем канавки открыты со стороны водоприемных отверстий решеток и боковых сторон решеток.

14. Решетка по п.13, отличающаяся тем, что рисунок канавок (14) выполнен с дугообразным поперечным изгибом, расходящимся «веером» от продольной оси решетки к ее боковым сторонам.

15. Решетка по п.13, отличающаяся тем, что рисунок канавок (15) выполнен с зигзагообразным поперечным изгибом, расходящимся «веером» от продольной оси решетки к ее боковым сторонам.

16. Решетка по п.14 или 15, отличающаяся тем, что смежные поперечные канавки соединены между собой дополнительными канавками (16).

17. Решетка по п.13, отличающаяся тем, что рисунок канавок выполнен симметричным относительно продольной оси решетки.

18. Решетка по 13, отличающаяся тем, что рисунки канавок по обе стороны от продольной оси решетки повернуты относительно друг друга на 180°.

19. Решетка по п.13, отличающаяся тем, что вдоль продольной оси решетки между водоприемными отверстиями расположены прямолинейные канавки (17).

20. Решетка по п.13, отличающаяся тем, что канавки имеют глубину, равную 1÷5 мм, ширину 2÷10 мм и суммарную площадь поверхности в плане, равную 10÷40% от площади всей опорной поверхности решетки.

21. Решетка по п.13, отличающаяся тем, что на рабочей поверхности решетки выполнена надпись фирменного наименования производителя и его товарный знак в виде выступающего объемного рельефа.

22. Решетка по п.13, отличающаяся тем, что в решетке выполнены отверстия с опорной поверхностью, обниженной по отношению к рабочей поверхности решетки под потайные крепежные элементы.

23. Решетка по п.13, отличающаяся тем, что решетка выполнена из литого чугуна.



 

Наверх