Клемма крепления рельсов к подкладкам

 

Клемма крепления рельсов к подкладкам относится к строительству железных дорог, а именно к устройству верхнего строения путей, и может быть использована для крепления рельсов к шпалам. Клемма крепления рельсов к подкладкам выполнена в виде пластины из прилегающей и прижимной частей с проемом для средств крепления в прилегающей части. Клемма дополнительно содержит съемную накладку, прижимная часть пластины выполнена в виде разомкнутой петли с плавным переходом к прилегающей части, а съемная накладка снабжена отогнутой частью, повторяющей профиль пластины в месте перехода от прилегающей части к прижимной, что позволяет повысить упругие и прочностные свойства клеммы, а тем самым повысить надежность крепления рельсов к подкладкам и снизить время на профилактическое обслуживание. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Полезная модель относится к строительству железных дорог, а именно к устройству верхнего строения путей, и может быть использована для крепления рельсов к шпалам.

Известно средство для крепления рельсов к шпалам (см. Большая Советская Энциклопедия, второе издание, т.36, стр.344, М., Государственное научное издательство «БСЭ», 1955 г.).

Известное средство для крепления выполнено в виде костылей, которые забиваются в шпалу и своими шляпками удерживают рельсы.

Такое крепление может быть использовано только для деревянных шпал.

Известна также клемма крепления рельсов к подкладкам, выполненная в виде пластины из прилегающей и прижимной частей с проемом для средств крепления в прилегающей части (см. ГОСТ 24741-81. Узел крепления крановых рельсов к стальным подкрановым балкам. Технические условия).

Это техническое решение является наиболее близким к заявляемому по совокупности существенных признаков (прототип).

Регламентируемая ГОСТом клемма обеспечивает крепление рельсов к подкладкам, установленным на более современных железобетонных шпалах, снабженных средствами крепления.

Однако известная клемма представляет собой прямую пластину. В этом случае жесткость крепления рельсов к подкладкам зависит от усилия затяжки гаек болтов крепления и свойств материала, из которого она изготовлена. Вместе с тем в процессе эксплуатации в условиях воздействия знакопеременных нагрузок и температурных перепадов в клемме через определенный промежуток времени возникает остаточная деформация и по этой причине происходит ослабление крепления. Для предотвращения этой ситуации необходим постоянный контроль состояния крепления, своевременное подтягивание гаек крепежных болтов и частая замена клемм.

Задачей настоящей полезной модели является создание такой клеммы крепления рельсов к подкладкам, которая позволила бы повысить надежность крепления и снизить время на профилактическое обслуживание.

Для решения поставленной задачи у клеммы крепления рельсов к подкладкам, выполненной в виде пластины из прилегающей и прижимной частей с проемом для средств крепления в прилегающей части, согласно полезной модели клемма дополнительно содержит съемную накладку, прижимная часть пластины выполнена в виде разомкнутой петли с плавным переходом к прилегающей части, а съемная накладка снабжена отогнутой частью, повторяющей профиль пластины в месте перехода от прилегающей части к прижимной.

Выполнение прижимной части пластины в виде разомкнутой петли с плавным переходом к прилегающей части повышает упругость клеммы и ее сопротивляемость знакопеременным нагрузкам и перепадам температур.

Наличие съемной накладки с отогнутой частью, повторяющей профиль пластины в месте перехода от прилегающей части к прижимной, повышает жесткость и упругость клеммы в указанном месте, наиболее подверженном воздействию нагрузок.

Таким образом, предлагаемые меры позволяют повысить упругие и прочностные свойства клеммы, а тем самым повысить надежность крепления рельсов к подкладкам и снизить время на профилактическое обслуживание.

В дальнейшем полезная модель поясняется описанием конкретных вариантов ее осуществления и прилагаемыми чертежами, на которых:

Фиг.1 - клемма крепления рельсов к подкладкам, общий вид;

Фиг.2 - клемма без съемной накладки;

Фиг.3 - то же, вид сверху;

Фиг.4 - съемная накладка;

Фиг.5 - то же, вид сверху;

Фиг.6 - съемная накладка с упорным буртиком;

Фиг.7 - то же вид сверху.

Клемма крепления рельсов к подкладкам (Фиг.1, 2, 3) выполнена в виде пластины (1) равной толщины из прилегающей (2) и прижимной (3) частей с проемом (4) для средств крепления (5) в прилегающей (2) части. Прижимная (3) часть пластины (1) выполнена в виде разомкнутой петли с плавным переходом (6) к прилегающей части (2).

Клемма содержит также (Фиг.4, 5) съемную накладку (7) с отогнутой частью (8), профиль которой повторяет профиль пластины (1) клеммы в месте (6) перехода от прилегающей части (2) к прижимной (3).

Средства крепления (5) представляют собой закрепленный в подкладке или шпале болт (шпильку), снабженный гайкой и шайбой.

Съемная накладка (7) может быть снабжена отогнутым вниз буртиком (9) (Фиг.6, 7).

Пластину (1) клеммы устанавливают проемом (4) на размещенный в закрепленной на шпале подкладке, или в теле самой шпалы, болт средств крепления (5) до контакта ее части прилегания (2) к подкладке, а прижимной части (3) к поверхности подошвы рельса, предварительно установленного на подкладке, которая в свою очередь установлена на шпале. После этого съемную накладку (7) укладывают на пластину сверху (1) и затягивают гайку средств креплении (5) через шайбу. Тем самым создается усилие, которое вызывает упругую деформацию в прижимной части (3), плавном переходе (6) и отогнутой части (8) накладки (7).

За счет этого обеспечиваются условия, при которых возникающие в процессе последующей эксплуатации знакопеременные нагрузки, а также значительные колебания температуры окружающей среды длительное время не вызывают ослабление крепления.

При использовании накладки (7) с буртиком (9) последний огибает наружный край подкладки и предупреждает возможность проворачивания накладки (7) вокруг оси.

Таким образом, выполнение прижимной части пластины в виде разомкнутой петли с плавным переходом к прилегающей части и наличие съемной накладки с отогнутой частью, повторяющей профиль пластины в месте перехода от прилегающей части к прижимной, позволяют повысить упругие и прочностные свойства клеммы, а тем самым повысить надежность крепления рельсов к подкладкам и снизить время на профилактическое обслуживание.

1. Клемма крепления рельсов к подкладкам, выполненная в виде пластины из прилегающей и прижимной частей с проемом для средств крепления в прилегающей части, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит съемную накладку, прижимная часть пластины выполнена в виде разомкнутой петли с плавным переходом к прилегающей части, а съемная накладка снабжена отогнутой частью, повторяющей профиль пластины в месте перехода от прилегающей части к прижимной.

2. Клемма крепления рельсов к подкладкам по п.1, отличающаяся тем, что съемная накладка снабжена отогнутым вниз буртиком.



 

Наверх