Асинхронный электродвигатель

 

Полезная модель относится к области электротехники и может быть использована в электроприводах запорной арматуры нефтепроводов. Заявляемый асинхронный электродвигатель содержит корпус (1), в котором расположены статор (2, 3), ротор 4 с валом 5, датчик положения вала ротора (на фигурах не показан). В корпусе (1) предусмотрена возможность для подключения блока электронного управления к обмоткам статора (3) и датчику положения. Блок электронного управления регулирует работу электродвигателя по показаниям датчика положения вала ротора в зависимости от заданных в блоке значений положения, момента и скорости на валу (5) ротора электродвигателя. Для того чтобы обеспечить доступ персонала к месту подключения (6) блока к электродвигателю имеется отверстие на корпусе (1) электродвигателя, снабженное съемным затвором (8). На затворе (8) установлен датчик открытия (9), формирующий сигнал об открытии отверстия. Датчик открытия (9) соединен с блоком электронного управления через интерфейс передачи данных и информационный кабель (7). Датчик открытия (9) может быть реализован на герконах, датчиках Холла и подобных устройствах, обеспечивающих бесконтактное взаимодействие. Когда затвор (8) открывают, контакты датчика открытия (9) размыкаются, формируя информационный сигнал, проходящий по информационному кабелю (7) на блок электронного управления. Таким образом, формирование сигнала, предназначенного для блока электронного управления асинхронным электродвигателем, об открытии отверстия на корпусе этого двигателя обеспечивает контроль над доступом в корпус электродвигателя, 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к области электротехники и может быть использована в электроприводах запорной арматуры нефтепроводов.

Известен асинхронный электродвигатель, содержащийся в составе электропривода трубопроводной арматуры, представленный в описании к патенту РФ 42616 на полезную модель (МПК F16K 31/05, публикация 10.12.2004 г.) и принятый за наиболее близкий аналог (прототип). Данный асинхронный двигатель содержит в своем корпусе (оболочке) статор, ротор и датчик положения вала ротора. Обмотки статора и датчик положения подключают к блоку электронного управления. Это необходимо для регулирования работы электродвигателя в зависимости от заданных в блоке значений положения вала электродвигателя, его скорости и момента. Места подключения к блоку расположены внутри корпуса электродвигателя. Поэтому для обеспечения доступа к подключению в корпусе должно быть отверстие.

Недостатком данного двигателя является отсутствие автоматического контроля над доступом в корпус электродвигателя. Нередко обслуживающий персонал после доступа в корпус не выполняет подключение асинхронного двигателя и датчика положения к блоку электронного управления. Асинхронный двигатель оказывается соединенным с запорной арматурой напрямую без возможности регулирования момента и скорости электродвигателя, что приводит к слому запорной арматуры и аварии на трубопроводе. Автоматический контроль над доступом позволил бы определить причину нарушения технологического процесса, а именно: произошло ли нарушение в зависимости от доступа персонала или вне этой зависимости (например, по причине неисправности блока); а также предотвратить несанкционированный доступ к подключениям электродвигателя.

Задачей заявляемой полезной модели является автоматический контроль над доступом в корпус электродвигателя.

Техническим результатом является получение сигнала для блока электронного управления электродвигателем о том, что отверстие, предусмотренное для доступа к подключениям в корпус электродвигателя, было открыто.

Как и наиболее близкий аналог, заявляемый асинхронный электродвигатель содержит в своем корпусе статор, ротор, датчик положения вала ротора, при этом в корпусе предусмотрена возможность подключения обмотки статора и датчика положения к блоку электронного управления электродвигателем, а на корпусе имеется отверстие для доступа к месту подключения.

В отличие от наиболее близкого аналога отверстие корпуса снабжено затвором с установленным на нем датчиком открытия, соединенным с блоком электронного управления.

Для того чтобы отделить место подключения блока электронного управления от силовой части электродвигателя, устройство содержит станину для закрепления на ней сердечника статора и подшипниковые щиты, в которых через подшипники расположен вал ротора. Причем один подшипниковый щит, через который осуществлен выход рабочего конца вала, ограничивает корпус электродвигателя с одной стороны, затвор ограничивает корпус с другой стороны, а второй подшипниковый щит установлен внутри корпуса с образованием между ним и затвором отсека для подключения блока электронного управления.

Устройство изображено на фигурах 1 и 2 со следующими обозначениями:

1 - корпус,

2 - сердечник статора,

3 - обмотка статора,

4 - ротор,

5 - вал ротора,

6 - отсек (место) подключения блока электронного управления,

7 - информационный кабель для передачи данных,

8 - затвор,

9 - датчик открытия,

10 - станина,

11 - подшипниковый щит,

12 - подшипниковый щит,

13 - болты для крепления затвора, выполненного в виде съемного фланца.

Заявляемый асинхронный электродвигатель содержит корпус 1, в котором расположены сердечник статора 2, обмотка статора 3, ротор 4 с валом 5, датчик положения вала ротора (на фигурах не показан). В конкретном исполнении датчик положения выполнен в виде зубчатого колеса, установленного на валу ротора двигателя, и чувствительных элементов, выполненных на магниторезисторах.

В корпусе 1 предусмотрена возможность для подключения блока электронного управления к обмоткам статора 3 и датчику положения. Блок электронного управления находится в отдельном корпусе и на фигурах не показан. Блок электронного управления регулирует работу электродвигателя по показаниям датчика положения вала ротора в зависимости от заданных в блоке значений положения, момента и скорости на валу 5 ротора электродвигателя. Для соединения блока, статора 3 и датчика положения используют общеизвестный интерфейс для подключения измерительных приборов и исполнительных механизмов к системе управления технологическим процессом.

Для того чтобы обеспечить доступ персонала к месту подключения 6 имеется отверстие на корпусе 1, снабженное затвором 8. В конкретном исполнении затвор 8 выполнен в виде съемного фланца, закрепляемого на отверстии болтами 13 (фиг.2). На затворе 8 установлен датчик открытия 9, формирующий сигнал об открытии отверстия. Датчик открытия 9 соединен с блоком электронного управления через интерфейс передачи данных и информационный кабель 7. Датчик открытия 9 может быть реализован на герконах, датчиках Холла и подобных устройствах, обеспечивающих бесконтактное взаимодействие.

Для того чтобы отделить место подключения 6 блока электронного управления от силовой части электродвигателя (ротора и статора), устройство выполнено следующим образом. На станине 10 закреплен сердечник статора 2. В подшипниковых щитах 11, 12 через подшипники расположен вал ротора 5. Один подшипниковый щит 11, через который осуществлен выход рабочего конца вала ротора 5, ограничивает корпус 1 электродвигателя с одной стороны. Затвор 8 (например, съемный фланец) ограничивает корпус 1 с другой стороны. Второй подшипниковый щит 12 установлен внутри корпуса 1 с образованием между ним и затвором 8 отсека 6 для размещения средств подключения блока электронного управления. При таком исполнении срабатывание датчика открытия 9 будет свидетельствовать о доступе именно к месту подключения 6 блока электронного управления (а не к силовой части электродвигателя).

Устройство работает следующим образом.

Затвор 8 закрывает отверстие в корпусе 1, при этом контакты (на фигуре не показаны) датчика открытия 9 замкнуты.

Когда затвор 8 открывают, контакты датчика открытия 9 размыкаются, формируя информационный сигнал, проходящий по информационному кабелю 7 на блок электронного управления.

При закрытии отверстия в корпусе 1 затвором 8 контакты датчика 9 замыкаются, формируя следующий информационный сигнал, поступающий по информационному кабелю 7 на блок электронного управления.

Таким образом, формирование сигнала, предназначенного для блока электронного управления асинхронным электродвигателем, об открытии отверстия на корпусе двигателя обеспечивает контроль над доступом в корпус.

1 Асинхронный электродвигатель, содержащий в своем корпусе статор, ротор, датчик положения вала ротора, при этом в корпусе предусмотрена возможность подключения обмотки статора и датчика положения к блоку электронного управления электродвигателем, а на корпусе имеется отверстие для доступа к месту подключения, отличающийся тем, что отверстие корпуса снабжено затвором с установленным на нем датчиком открытия, соединенным с блоком электронного управления.

2 Асинхронный двигатель по п.1, отличающийся тем, что содержит станину для закрепления на ней сердечника статора и подшипниковые щиты, в которых через подшипники расположен вал ротора, причем один подшипниковый щит, через который осуществлен выход рабочего конца вала, ограничивает корпус электродвигателя с одной стороны, затвор ограничивает корпус с другой стороны, второй подшипниковый щит установлен внутри корпуса с образованием между ним и затвором отсека для подключения блока электронного управления.



 

Похожие патенты:
Наверх